• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Выучись письму с тем, чтобы уберечься от любого тяжкого труда»

Как и почему в Древнем Египте появилась письменность

Писцы за работой из гробницы Хоремхеба / Wikimedia Commons

В издательстве Fortis Press вышел перевод классического труда экономиста Гарольда Инниса «Империя и коммуникации». IQ.HSE публикует из него главу, посвящённую истории происхождения письменности в Древнем Египте, а также влиянию папируса на историю, статусу писцов и их роли в политике.

Нил с его своевольными разливами требовал координации усилий. Благодаря реке страна была покрыта чёрной землей, для обработки которой требовалась всеобщая дисциплинированность и добрая воля всего населения. Нил выступал в качестве принципа порядка и централизации, требуя коллективной работы, порождая солидарность, насаждая среди людей организацию и объединяя их в сообщество. 

В свою очередь, Нил был порождением Солнца, верховного творца вселенной. Демиург Ра — Солнце — считался основателем человеческого и божественного порядка, создателем самих богов. Его власть отражалась в фигуре абсолютного монарха, которому подчинялось всё в стране. Выдвигались предположения, что эта власть укреплялась по мере накопления астрономических знаний, благодаря которым можно было предсказывать разливы Нила, а именно открытия сидерического года, то есть понимания того, что появление Сириуса на небе совпадает с периодом разлива.

По утверждению Море, уже в 4241 г. до н. э. был принят календарь, согласовывавший лунные месяцы с солнечным годом, и его принятие означало признание главенства Осириса и Ра, Нила и Солнца, в Верхнем Египте. Великие боги плодородной дельты навязали свою волю всему Египту, и поклонение им совпадало с распространением политического влияния. 

В некоторых центрах появились общеегипетские боги, их влияние ширилось усилиями богословов, и вместе с распространением этой веры укреплялись и царства. Календарь стал источником царской власти. Нильссон называл отделение календаря от конкретных небесных явлений и использование чисел, составивших основу современного года, величайшим интеллектуальным фактом в истории счёта времени.

Достижения объединённой монархии в виде материальных побед и погребальных верований и обрядов, в центре которых стояла личность царя, породили социальную ситуацию, плодом которой было изобретение письменности. Позицию монарха укрепляло развитие идеи о бессмертии. Вместе с пирамидами и изощренной системой мумифицирования возникло и искусство изобразительной репрезентации как необходимый элемент погребального ритуала.

Искусство резки камня существовало до 2400 г. до н. э., — для него применялись резцы, намного превышающие твердостью обрабатываемый материал, острия из драгоценных камней, закрепленные в бронзовых пилах, порой имевших до 8 футов в длину при разной ширине. При IV династии использовались трубчатые сверла; пилы и трубчатые сверла прижимались к материалу тяжелыми грузами. Для заделки трещин египтяне широко применяли штукатурку. Рабочая сила привлекалась к строительству пирамид в промежутки между сезонами полевых работ.

Божественное слово при зарождении вселенной являлось творческим началом, воздействуя на богов, людей и вещи примерно так же, как в книге Бытия и Евангелии от Иоанна. «Я создал все формы при помощи того, что произнесли мои уста, в то время, когда не было ни неба, ни земли».

В ходе закрепления традиции магических ритуалов и формул Древнего царства бог Тот как друг, советник, писец и хранитель священной книги власти Ра сделался покровителем ритуалов и магии. Он воплощал в себе сотворение посредством произнесённого слова и порождения мысли и произнесённого слова. Устное слово обладало творческой действенностью, а слово, написанное в гробнице, увековечивало его. Магические формулы пирамид предполагали наличие производительной и творческой силы у некоторых произнесённых слов.

Согласно справочникам об устройстве храмов и украшении святилищ, вероятно, составлявшим значительную часть храмовых библиотек, Тот был создателем правил храмовой архитектуры. Между росписями и иероглифическими надписями не имелось существенной разницы. Тот воплощал в себе разум и был «Повелителем божественного слова». Он был загадочным и таинственным, покровителем писцов и всех знаний, поскольку фиксация слов в виде надписей предполагала, что писец обладает таинственными и могущественными знаниями, «порождая то, чего не было». Тоту как изобретателю языка и письменности приписывалось авторство формул священного ритуала, сборников особенно действенных формул и книг божественных слов.

Начавшись с росписей и надписей, украшавших храмы и гробницы, и с использования картинок, обозначавших живые существа и предметы, принцип изображения развивался в ответ на потребность в обозначении абстрактных элементов, к 3500 г. до н. э. дав начало иероглифической системе. «Иероглиф» — греческое слово, означавшее священные письмена, высеченные в камне. Начиная примерно с 4000 г. до н. э. записываются имена царей, сведения о войнах, политических событиях и религиозных учениях. 

Самыми древними надписями являются имена и титулы на печатях и вазах, учётные записи и инвентарные списки, а также краткие сообщения о различных событиях. На печатях и деревянных дощечках с примитивными надписями зафиксированы выдающиеся события господства Абидоса. Письменность постепенно приобретала фонетический характер и ко времени правления Менеса (около 3315 г. до н. э.) многие иероглифические знаки уже имели чисто фонетическое значение и слова записывались в соответствии с их звучанием.

Египтяне усматривали в I династии разрыв с доисторической эпохой — политический аспект союза Верхнего и Нижнего Египта — изобретение письменности, широкое распространение металлических орудий, новые разновидности монументального искусства. Судя по всему, вели счёт времени.

Абидос стоит на главном пути к Красному морю и в страны Востока — судя по всему, был столицей I династии. Более высокая концентрация богатства в Египте — меньший размах торговли, чем в Вавилоне — непродуктивные расходы, рост самодостаточности имений знати — та имела своей целью политическую независимость — Древнее царство распалось около 2475 г. до н. э.

Царь измышлял и изображал тотемные роли кланов и приобрел бессмертие.

Жрецы Ра (Гелиополис) свергли IV династию — фараон стал телесным сыном Ра. V династия в 2750 г. до н. э. воцарилась в Мемфисе под именем Ра. При VI династии местные губернаторы стали более независимыми — V династия свергнута около 2625 г. до н. э.

Менес, основавший в Тинисе I династию, создал теорию абсолютной власти царей. В Мемфисе, на границе северной и южной частей страны, была построена новая столица Мемфис. В качестве преемника Гора и Осириса и в качестве их живого образа царь отождествлялся с ними всеми возможными способами с тем, чтобы получить вечную жизнь. 

Примерно с 2895 до 2540 г. до н. э. самодержавная монархия развивалась согласно божественному праву. Пирамиды, созданные около 2850 г. до н. э., свидетельствуют, что народ ожидал от мёртвого царя тех же чудес, что и от живого. Все сельскохозяйственные земли сделались царской собственностью. После 2540 г. до н. э. начался упадок царской власти и усиление власти жрецов и знати. Не исключено, что проблемы абсолютного монарха были связаны в том числе и с недостатками сидерического года, который ежегодно увеличивался на один день, что ускорило изобретение солнечного года, вероятно, сделанное жрецами.

Мемфис с его местным богом Птахом находился в 25 милях от старой религиозной столицы Гелиополиса. Письменность препятствовала перемещениям правительства и его объективности. Вслед за распространением письменности менялось и придававшееся ей значение. Египет так и не оправился от древнего бремени пирамид и иероглифов.

Культ Ра-Солнца приобрел статус верховного, а царь, бывший Великий бог, был низведен до роли сына Ра и Доброго бога. Царь как бог-Солнце был человеком, ничего не делавшим своими руками, а только существовавшим и, подобно солнцу, воздействовавшим на своё окружение издалека. Солнце являлось законом, которому подчинялось всё сущее, но закон был отдельно, а Солнце — отдельно, так как даже оно подчинялось ему. 

Считается, что вместе с осознанием этого факта было изобретено и государство. В Гелиополе как в центре жреческой власти было создано учение, трактовавшее Бога как разум, придумавший мир и выражающий себя в слове, орган управления, орудие непрерывного творения, глашатай закона и справедливости. Приказ царя был равнозначен акту творения, уподоблявшему царя демиургу. Приказание повелителя, выполнявшееся подданными, подкреплялось тайной письменности как отражения устного слова. Централизация богов способствовала развитию политических идей.

После периода политических неурядиц, продолжавшегося с 2360 по 2160 г. до н. э., сложился новый политический строй, в рамках которого абсолютного монарха сменила царская семья. Жрецы Гелиополя создали новый календарь и навязали его Египту. Распространение привилегий на жреческий класс повлекло за собой переход к олигархии. Царские владения были поделены между жрецами-феодалами и царскими чиновниками. 

Фиванские цари (2160–1660 гг. до н. э.) вернули порядок и процветание. После 2000 г. до н. э. восторжествовало религиозное равенство. Народные массы получили религиозные права и соответствующие политические права. Фараоны отказались от своей монополии, смирившись с наделением правами всего населения. Доступ масс к религиозным правам и к вечной жизни в ином мире был признан наряду с правом на гражданскую жизнь в этом мире. 

Власть по сути носила религиозный характер, и рост числа непосредственных участников богослужений сопровождался ростом тех, кто распоряжался скотом и имел права собственности на землю. Царские земли сдавались в аренду, было разрешено долевое владение домами и гробницами, а также невозбранное занятие ремеслами и получение административных должностей. Крестьяне, ремесленники и писцы попадали на административные должности и в собрания.

Глубокие потрясения, пережитые египетской цивилизацией, включали переход от абсолютной монархии к более демократическому устройству, совпав с переходом от камня как главного средства коммуникации и основы престижа, пример чему — пирамиды, к папирусу. Древнейшие образцы папируса относятся к I династии, а древнейшие папирусы с надписями — к V династии (2680–2540 или 2750–2625 гг. до н. э.).

В противоположность камню папирус как носитель письменности был чрезвычайно лёгок. Его делали из растения (Cyperus papyrus), которое встречалось только в дельте Нила, причём его переработка в материал для письма была сосредоточена около болот, в которых его добывали. Свежие зелёные стебли растения разрезались на куски подходящей длины и с них счищалась зелёная кожица. Затем они разрезались на толстые полоски, которые укладывались параллельно друг другу и немного внахлест на ткань, впитывающую влагу. Поверх первого слоя и поперек него укладывался второй такой же слой и сверху все накрывалось ещё одной тканью. Всё это в течение примерно двух часов отбивалось колотушкой и, наконец, листы, слипшиеся в единую массу, клались под пресс и просушивались. 

Отдельные листы склеивались в свитки, порой очень длинные. Папирус, будучи лёгким товаром, мог доставляться в самые отдалённые места. Писали кисточками, изготовленными из разновидности тростника (Funcus maritimus). Куски стеблей, имевшие в длину от 6 до 16 дюймов и от 1/16 до 1/10 дюйма в диаметре, косо срезали с одного конца и раздавливали, расщепляя на волокна. 

Письменный прибор писца состоял из двух чашечек — для красных и чёрных чернил, — и сосуда с водой. Он писал иератическими знаками справа налево, располагая текст вертикальными столбцами или горизонтальными строками равной длины, из которых складывались страницы. Свёрнутую часть свитка он держал в левой руке.

Надписи, сделанные на камне, состояли из прямых линий или окружностей, отличались прямоугольными очертаниями и ставились вертикально, в то время как на папирусе можно было писать курсивом, пригодным для скорописи. «Иероглифы, выбитые на каменных монументах, вырезались очень тщательно и походили на узоры. В надписях на дереве или папирусе они имели упрощенную, более округлую форму <…> Ещё быстрее делали надписи курсивом или иератическим стилем, неразборчиво, применяя упрощенные знаки, сливающиеся друг с другом <…> они уже не напоминали рисунки и превратились в письмо». 

«Освободившись от такого тяжелого носителя, как камень», мысль обрела лёгкость. «Всё вокруг вызывает интерес, побуждая к размышлениям, наблюдениям». Заметному распространению рукописного письма сопутствовала секуляризация письменности, мышления и деятельности. Социальная революция, разделявшая Древнее и Новое царство, была отмечена вспышкой красноречия и приходом светской литературы на смену религиозной.

«Но вот пришла волшебница ПАПИРУС,

Чтоб мысли начертать и знаки мира,

Чтоб стал папирус гласом мудреца,

Чтоб твёрдый ход времен не прервался».

Эразм Дарвин. Любовь растений (1789) (перевод А. Милосердовой).

Письменностью пользовались в административных, фискальных, магических и религиозных целях. По мере того как расширялось использование папируса, иероглифические знаки в ответ на потребность в скорописи упрощались, превращаясь в иератические, а письменность и чтение приобретали всё большее распространение, управление государством становилось все более эффективным. Писцы и должностные лица, отвечавшие за сбор и распределение поступлений, ренты и взимавшегося с крестьян оброка, становились членами организованного чиновничества и составляли отчёты, понятные их коллегам и земному богу, их верховному повелителю. 

После 2000 г. до н. э. на службе у центральной власти состояла армия писцов, а грамотность ценилась как трамплин к процветанию и высокому социальному статусу. Писцы превратились в замкнутый класс, письмо — в привилегированное занятие. «Писец приходит и садится среди участников собраний <…> Писец получает пищу из царского дворца». «Выучись письму с тем, чтобы уберечься от любого тяжкого труда и стать высокочтимым чиновником. Писцу не надо трудиться руками». «Что же до писца, он руководит трудами всех людей. Для него нет налогов, ибо он платит дань письмом, нет для него и пошлин».

Пиктограммы на дереве и камне, как и шумерские рисунки, стали обозначать как слова, так и слоги, но чаще использовались для обозначения гласных звуков; хотя существовали и 24 согласные, в противоположность им использовались гласные, произношение которых узнать затруднительно. Египтяне писали справа налево, а шумеры — слева направо. Интерес к бессмертию, судя по всему, пробудила хорошая сохранность тел в сухой пустыне. Смена культа Ра на культ Осириса при V династии дала начало социальной революции, в ходе которой на смену иллюзорным наградам пришли изменения социального строя. Культ Осириса сопротивлялся попыткам Эхнатона учредить монотеизм.

Распространение письменности, последовавшее за демократической революцией, сопровождалось возникновением новых религий в виде почитания бессмертных Гора и Осириса. Культ Ра приобрёл чисто политический характер, и людям открылись смысл и полнота жизни, не зависящие от прихотей политического посредника. 

Осирис, бог Нила, превратился в Доброе существо, убитое за то, что принёс людям спасение, в родоначальника династии и образец для своего сына Гора. В качестве бога земледелия он бросил вызов смерти и победил её. Его жена, волшебница Исида, придумала законы и правила, пока Осирис покорял мир. Она заставила бога Солнце-Ра раскрыть ей своё имя, и, поскольку тот, кто знал чьё-либо имя, получал магическую власть над этой личностью, она подчинила себе Ра и других богов.

Согласно Кассиреру, язык и миф изначально находятся в нерасторжимой связи друг с другом и возникли как независимые элементы. В мифах отражалось подчинение мысли языку. Слово стало первичной силой, породившей всё сущее и все события. Словесные структуры представлялись мифическими элементами, наделёнными мифической силой. Слово языка раскрывало человеку мир этого языка, более близкий ему, чем какой-либо мир материальных предметов. Разум переходил от веры в физиомагическую силу, заключенную в слове, к осознанию его духовной силы. 

Благодаря языку впервые получило конкретное оформление понятие божества. Культ мистического решал задачу постижения Божественного во всей его полноте и величайшей скрытой реальности, при этом избегая каких-либо имён и знаков. Он стремился к миру безмолвия, лежащего за пределами языка. Однако духовная глубина и сила языка проявлялись в том факте, что сама по себе речь расчищала путь к последнему шагу к её преодолению. Потребность в едином Божестве исходила из языкового выражения Бытия и нашла самую надежную опору в слове. Божественное лишилось всех конкретных атрибутов и могло быть обусловлено только самим собой.

При XII династии Осирис стал считаться душой Ра, храня в себе это великое тайное имя. Совместно с Ра он сделался верховным богом, отражая двуединое влияние Нила и Солнца. Ночь и день объединились как взаимодополняющие начала — Осирис как вчерашний день и смерть, Ра как завтрашний день и жизнь. Погребальным ритуалам, придуманным Исидой, первым подвергся Осирис. Морэ называл эти ритуалы, дававшие бессмертие, «самым ценным откровением, которое египетский бог когда-либо даровал миру».

Тот служил Осирису в качестве визиря, священного писца и управителя. Изобретя речь и письменность, этот «Владыка творящего голоса, Повелитель слов и книг» также изобрел магические письмена. Осирис стал главным персонажем популярной и жреческой литературы, обучавшей людей божественным правам и обязанностям. 

Слова были наделены силой. Имена богов входили составной частью в сущность бытия, и божества отражали в себе влияние писца. В силу священного характера и религии, и магии они обрели независимость. От жреца исходили молитвы и жертвы богам, в то время как маг брал над ними верх силой или хитростью. Семейные культы сохранились в рамках культа Осириса, а магию люди использовали в практических целях. 

Поскольку тот, кто знал имя существа, получал власть над ним, произнесение этого имени означало изображение духовного образа посредством голоса, а при записи имени, особенно иероглифами, создавался и материальный образ. Посредством многогранных функций творческого слова магия пронизывала метафизику. Сохранялся и политеизм, причем имена входили в число духовных проявлений богов. Магическая литература и народные сказки сохраняли в себе традиции великих богов вселенной.

Царь выиграл от этой революции в качестве воплощения царей-богов — Сокола, Гора-Сета, Ра, Ра-Горахти, Осириса, Гора, сына Исиды, и Амона-Ра, правивших Египтом. Царская набожность порождала среди народа мощную волну веры. Ритуал позволял ему назначать заместителя, который бы играл роль пророка. Власть делегировалась профессиональным жрецам, которые первыми нашли воплощение в царе и ежедневно исполняли религиозные церемонии во всех храмах. Поклонение Ра и небесным богам было уделом жрецов и храмов. Жрецы Атона свели откровение к богослужебным ритуалам и культ обслуживал потребности живых образов богов, которыми служили статуи в храмах.

Переход от использования камня к использованию папируса и изменения политических и религиозных институтов стали огромным бременем для египетской цивилизации. Египет быстро пал под натиском народов, оснащенных новыми орудиями нападения. Захватчики с их мечами, луками и дальнобойным оружием одолели защитников Египта, вооруженных боевыми топорами и кинжалами. Благодаря бронзовому, а также, возможно, и железному оружию, лошадям и колесницам семитские народы Сирии во главе с гиксосами или царями-пастухами захватили Египет и владели им с 1660 по 1580 г. до н. э. 

Египетские культурные элементы сопротивлялись вражеским посягательствам и способствовали реорганизации сил и контрудару. Завоеватели приобщились к иероглифическому письму и египетским обычаям, но их сложность позволила египтянам дать отпор захватчикам и изгнать их. Вероятно, египтяне позаимствовали лошадей и лёгкие колесницы с четырьмя спицами у ливийцев, живших на западе, и после 1580 г. до н. э. долина Нила была освобождена. Одержав великую победу при Мегиддо в 1478 г. до н. э., Тутмос III окончательно низверг власть гиксосов. При правителях XVIII династии (1580–1345 гг. до н. э.) было основано Новое Фиванское царство.

В эпоху Нового царства фараоны из Фив — столицы и главного города цивилизованного востока — вернули себе самодержавные прерогативы, отобрали у храмов их собственность и положили конец вассальной зависимости населения от жрецов. Централизацию монархической власти сопровождала религиозная централизация. Боги подверглись «соляризации» и после 1600 г. до н. э. верховным властителем всех египетских богов стал Амон, бог Фиванской династии, как Амон-Ра. 

В результате военных побед, одержанных в ходе имперской экспансии, за жрецами была прочно закреплена их земельная собственность, а их влияние снова начало возрастать. Дополнительным источником их власти стали проблемы престолонаследия в царской семье.

После изгнания гиксосов использование папируса стремительно возросло. Культ Тота играл важную роль и в ходе изгнания гиксосов, и в Новом царстве. Тот превратился в бога магии. Его называли сильным и могучим, а некоторые магические заклинания считались полезными в плане противодействия злым духам и избавления от них. 

Примерно к 2200 г. до н. э. больших успехов достигли медицина и хирургия, так как мумифицирование внедрило в массовое сознание идею о возможности вскрытия человеческого тела и покончило с почти всеобщими предрассудками, однако после гиксосского вторжения медицина сводилась к ритуалам и заклинаниям и расчистила путь к успехам греческих врачей и анатомов из Александрии.

Военная организация, требовавшаяся для изгнания захватчиков, стала основой для экспансии и роста египетской империи. Вдоль границы были созданы протектораты, позволявшие обходиться меньшим числом солдат и снизить административные издержки. Сирия и Палестина вошли в состав империи. Подкрепления доставлялись морем, и к 1469 г. до н. э. власть Египта распространялась до Кархемиша на Евфрате. 

В эпоху египетской гегемонии, примерно с 1460 по 1360 г. до н. э., фараоны использовали органы власти, существовавшие в покоренных странах, и повышали их эффективность посредством египтианизации. При Аменхотепе II и Тутмосе IV (1447–1415 гг. до н. э.) власть империи распространялась посредством брачных союзов с митаннийскими князьями, а также интриг и подкупа, на что указывает передача золота касситам. Брачные союзы пришли на смену единству, обеспеченному кровным родством. Брачными союзами дополнялась и система слияния богов как способ объединения разрозненных групп в один народ.

При Аменхотепе III египетская империя достигла вершин богатства и могущества. Между столицей и городами империи была налажена почтовая связь, однако египтяне позаимствовали клинопись, по сравнению с иероглифами упрощавшую коммуникацию. 

Эхнатон (1380–1362 гг. до н. э.), сын Аменхотепа III, возможно, при поддержке учёных египетских жрецов, которые как философы верили в высокую идею одного-единственного Бога, попытался внедрить религию, которая обеспечила бы духовную основу для развития империи. Поклонение Атону, солнечному диску, должно было стать средством создания единого Востока. Предполагалось, что религиозная монополия солнечного диска даст людям общий идеал, стоящий выше политических и торговых интересов, а также различий между египтянами и иностранцами.

Применение папируса для письма курсивом — благодаря перу-кисти знаки сделались более чёткими. В какой степени распространение веры в бессмертие способствовало развитию армии, изгнавшей гиксосов и укрепившей империю. Значение веры в бессмертие с точки зрения военной силы.

Среднее царство отвечает за создание в Фивах феодальной монархии — неподчинение вассальных вельмож — нашествие гиксосов — их изгнал Яхмос, основатель Нового царства, взявший на вооружение легкие конные колесницы — становление централизованной военной монархии.

Тутмос IV взял в жены дочь царя Митанни. «Монотеизм был религиозным империализмом» (Брэстед).

Не Эхнатон основал культ Атона — тот сложился около 1400 г. до н. э. В Египте идея о могуществе божественного имени достигла гигантских пропорций. Богослужения у более передовых народов — идея о том, что молитва приобретает действенность благодаря торжественному произнесению подлинного имени бога — особенно в Средиземноморье и в Индии.

Эти интернационалистические тенденции столкнулись с сопротивлением со стороны жрецов Амона и всего жреческого класса, опиравшегося на массовые настроения. Жрецы сорвали попытку насаждения единого культа, который строился в первую очередь на долге перед империей. Некоторые считают, что одновременно с ростом рядов чиновного среднего класса при царях, проводивших антиаристократический курс, усиливалась и демократизация культа Осириса. 

Отчаянные попытки царей-еретиков избавиться от возраставшей власти фиванских жрецов оказались тщетными, и Тутанхатон, зять Эхнатона, вернулся к культу Амона, вернул богам все их привилегии и взял себе имя Тут-анх-Амон. Эхнатон не сумел завоевать эмоциональную поддержку со стороны народа, и тот вернулся к частным культам Осириса со всеми причитавшимися ему привилегиями.

Кроме того, порождением успешных войн стала военная знать, владевшая землями, пользовавшаяся определёнными привилегиями и превратившаяся в наследственный привилегированный класс, поддержавший реставрацию культа Амона. Около 1345 г. до н. э. полководец Хоремхеб, узурпировавший власть, получил от Амона фиванскую корону и восстановил старый строй, действуя в интересах жрецов и солдат. 

Начиная с XIX династии (1345–1200 гг. до н. э.) боги всё больше и больше вмешивались в частные дела. Влияние жрецов и популярность богов подрывали царский авторитет и светское правосудие. После Рамсеса II (1300–1234 гг. до н. э.) первый жрец Амона стал главной фигурой в правительстве. При XX династии за вторжением народов моря последовала утрата сирийских провинций. В XII в., к концу этой династии, в число привилегий семьи первого пророка было включено право наследования царского престола, который передавался по женской линии. 

После смерти Рамсеса XII на престол взошли царские жрецы, и царские указы издавались от имени Амона. Монархию людей сменила жреческая теократия. Слабость теократического общества давала о себе знать во время вторжений ассирийцев, персов и греков, но его сильные стороны проявлялись в ходе периодических восстаний против чужеземного владычества и в проблемах, с которыми сталкивались ассирийцы и персы при попытках построить империю в Египте. Последним египетским царем, объявлявшим себя потомком бога Амона, был Нектанеб (359–342 гг. до н. э.).

Упадок Египта при Рамсесе III, 1198–1167. Рамсес I — ок. 1320 г. до н. э.

Культ Сета, врага Гора.

Из курсива развилось иератическое письмо — демотическое письмо в VII в. — иератическое письмо стало письменностью жреческого класса — демотическое письмо использовалось до конца V в. и легло в основу коптского письма.

Обожествление мертвых было ненавистно для иудаизма и не признавалось более суровым зороастризмом, но стало частью египетской государственной системы — и в итоге проникло в греко-римский мир.

Господство камня как средства коммуникации оставило отпечаток на характере письменности и, вероятно, тормозило её развитие после изобретения папируса и кисти. «Древнейшей формой письменности, по-видимому, было пиктографическое письмо <…> когда снова и снова использовался один и тот же набор рисунков, обозначавших не только идеи и предметы, но и слова и звуки». Вследствие значения письменности для религии и изобилия папируса Египет так и не совершил следующий логический шаг — не отказался от громоздких методов отображения согласных звуков и не изобрёл алфавит.

Пиктограммы, сохранявшие чисто изобразительный и художественный характер, использовались наряду со знаками для звуков, и письмо так и не дошло до стадии знаков, означающих определённые буквы. Гласные звуки отображались отдельными знаками, главным образом в чужеземных именах и словах, однако старое пиктографическое письмо сохранялось как более удобная форма сокращенных написаний, тем более что писцы знали наизусть большое количество знаков. 

В противоположность шумерам египтяне преуспели с согласными, но потерпели неудачу с гласными и резко сократили число знаков, необходимых для фонетического написания слова. Однако их языку было свойственно различие между согласными, выражавшими идею или понятие, заключенные в корне слова, и гласными, менявшими звучание и значение корня, и это давало возможность разделять слова и слоги на составные элементы, что не удалось аккадцам, использовавшим слоги. Для обозначения отдельных согласных использовалось 24 знака.

Последствия недостаточного развития письменности отразились в литературе. Её свежесть определялась уровнем согласованности между искусством письма и живой речью. Наряду с использованием папируса ещё до 2000 г. до н. э., судя по всему, был изобретён жанр назидательной или созерцательной прозы, но литературные жанры достигли наивысшего уровня развития уже после этой даты. 

Флиндерс Петри, иллюстрируя свою модель эволюции цивилизаций, полагал, что египетская скульптура перестала быть архаичной около 1550 г. до н. э., живопись стала раскрепощенной и естественной около 1470 г. до н. э., литература обрела стилистическую свободу около 1350 г. до н. э., механика получила большое значение около 1280 г. до н. э., а господство богатства началось около 1140 г. до н. э.

Попытка Эхнатона покончить с засильем жрецов и перестроить народную религию сопровождалась попытками добиться соответствия между письменным и устным языками, а также усовершенствовать устную речь и письмо. Гимн Солнечному диску, созданный около 1370 г. до н. э., был «древнейшим подлинно монотеистическим гимном в мировой истории». 

Засилье жрецов в XIII–X вв. до н. э. принесло с собой отделение речи от литературного языка и надуманную композицию. Египет называли первой сознательно литературной цивилизацией, развивавшей литературу ради неё самой, однако её стиль лишился былой свежести, сменившись надуманностью и напыщенностью, когда собственно содержанию уже не уделялось большого внимания.

В силу особого положения писцов там так и не появилось пророков в еврейском смысле. Египтяне любили морализировать, и в литературе наиболее высоко ценился жанр поучений. Поскольку превращение пиктограмм в письмо основывалось на игре слов, египтяне были «закоренелыми остряками». У египтян не было великого национального эпоса, но они преуспели в светской лирике — жанре, «совершенно игнорировавшемся вавилонянами». Египет подарил миру «древнейшую, насколько мы можем судить, любовную поэзию». Там же появился и жанр рассказа, служивший исключительно развлекательным целям.

Египтяне не имели сводов законов, сопоставимых со Второзаконием. В Древнем царстве единственным законодателем был строго абсолютный монарх. Вместе с изобретением папируса появилось и многочисленное чиновничество. Управление государством и его зависимость от письменности подразумевали религиозные санкции, означавшие посягательство на право. Судебные процессы занимали большое место в египетской литературе, египтяне проявляли большой интерес к решениям судей, и при XIX и последующих династиях предпринимались последовательные попытки выстроить процедурное право, исходящее из служебного всеведения. Не исключено, что отношение к вечной собственности как к юридическому лицу оказало влияние на римское право и на корпоративное право.

Письмо представляло собой сложное и очень специальное искусство, требовавшее длительного обучения, и чтению тоже приходилось долго учиться. Бог письменности находился в близких отношениях с главными божествами и отражал власть писца над религией. Умение писать имело все признаки особой профессии, и писцы принадлежали к высшему классу наряду с царями, жрецами, знатью и полководцами, в противоположность крестьянам, рыбакам, ремесленникам и рабочим. 

Сложный характер письменности способствовал росту власти жрецов с их монопольным положением и доступности знаний только для избранных классов. Монополия на знания, связанная со сложностью письма, сопровождалась распространением в народе сочинений магического характера. В письменности как в занятии уважаемых ученых людей, принадлежащих к правящему классу, укоренились религиозные и магические формулы. 

Попытки царей обрести свободу наталкивались на эту монополию. Монопольный контроль над коммуникацией препятствовал попыткам построения империи. Слабые стороны египетской империи отчасти были связаны с негибкостью религиозных институтов, опиравшихся на монопольное обладание сложной системой письменности.

Нил предъявлял требования, вызывавшие необходимость в едином контроле и способности предсказывать время разливов. Не исключено, что монархия сложилась в связи с этими требованиями и укрепила своё положение строительством пирамид, отражавших власть монархии над временем и пространством. 

Однако монополия на знания, связанная с таким носителем, как камень, была страшным бременем для сообщества, что, вероятно, сопровождалось неспособностью предсказывать дату разливов из-за зависимости от сидерического года. Новый конкурирующий носитель, а именно папирусный свиток, укреплял позиции религии, а его появление, возможно, совпало по времени с открытием более надёжного способа предсказания разливов, зависевшего от солнечного года.

Игра слов и каламбуры считались продуктивными в плане выявления истинных отношений между соответствующими вещами вследствие веры в чудодейственную силу слов.

Письменность как заумная тайна, не имеющая отношения к физическому труду. Писцы становились чиновниками или дворецкими — школы содержала казна, охраняя статус чиновников.

Вероятное существование резцов из твердой меди или бронзы в Египте и Вавилоне. Резка камня — отходы — необходимость в постоянной заточке.

Зооморфизм — возрастающая неадекватность зооморфных богов, порождающая вопросы и мистицизм — развитие Логоса в Египте — божественный разум.

В эпоху неразберихи, сопутствовавшей переходу на папирус, Египет подвергся вторжению. Слияние монархии со жречеством обеспечило основу для успешного контрудара и возникновения египетской империи. Неспособность сохранить это слияние и создать гибкую религиозную и политическую организацию отчасти была следствием монополии на знания, сложившейся в связи с использованием папирусных свитков и сложной системой письменности. 

Успеха могла добиться лишь та империя, которая адекватно оценивала проблемы пространства, отчасти носившие военно-политический характер, и проблемы времени — которые отчасти были династически-биологическими и отчасти религиозными. Зависимость от камня как от средства коммуникации служила фундаментом для абсолютной монархии, но монопольная позиция камня повлекла за собой конкуренцию со стороны папируса и создание новой монополии, которую обеспечивали религия и контроль над письменностью в виде сложных иероглифов. 

Эта новая монополия создавала проблемы и для египетской империи, и для прочих империй, пытавшихся установить свою власть над Египтом. Монополия на письменность способствовала упору на религию и представлениям о времени, которые препятствовали попыткам решить проблему пространства.
IQ

5 апреля