• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Онлайн-платформы вынуждают российских фрилансеров трудиться по ночам и в выходные

Из-за разницы во времени с клиентами приходится работать дольше и часто бесплатно

Сначала коротко

Ситуация: От 20% до 30% трудоспособного населения развитых стран составляют фрилансеры. К 2050 году, по прогнозам Financial Times, их может стать до 83%. Абсолютное большинство выбравших свободный заработок для поиска заказов используют цифровые платформы. Онлайн-рынок труда даёт свободу распоряжаться своим временем: фрилансера не могут «посадить» на рабочий график, привилегия самозанятых — определять его самостоятельно.

На деле: В реальности существует так называемый «парадокс автономии» или «миф о гибкости». Чтобы получить работу в условиях высокой конкуренции, фрилансеры адаптируют собственный распорядок к потребностям клиентов, поэтому вынуждены долго трудиться не только в дневные, но и в нестандартные часы, подчиняясь неписаным законам онлайн-платформ.

Теперь подробнее

Денис Стребков, Андрей Шевчук и Алексей Тюлюпо из Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ выяснили, как онлайн-платформы формируют рабочие графики фрилансеров и какие последствия это имеет для работников. Дополнительно они прояснили мотивацию самих «свободных художников», — что толкает их на вечерне-ночной труд, и все ли (независимо от опыта и квалификации) переходят на нестандартное время одинаково, а также какую роль здесь играют границы часовых поясов. Для анализа учёные использовали данные крупнейшей русскоязычной онлайн-биржи удалённой работы FL.ru — 241,6 тыс. сообщений, размещенных 29,8 тыс. уникальными пользователями в 4082 конкурсах. Результаты исследования опубликованы в журнале New Technology, Work and Employment.

О чём речь?

Существенная часть занятости фрилансеров в нестандартные часы приходится на «невидимый», то есть неоплачиваемый труд, который лишь позволяет взять заказ. В него, в том числе, входит поиск вакансий и общение с клиентами.

Действовать нужно оперативно, реагировать на запросы в любой момент, а кому-то заработок важно в буквальном смысле не проспать. Речь о тех, кто находится с «работодателем» в разных часовых поясах, и, если разница между ними существенная, шансы жителя, к примеру, Дальнего Востока проиграть конкурентам из Центральной России возрастают.

Не «местные» для заказчика фрилансеры оказываются в особенно неблагоприятном положении. Такое сотрудничество требует от них корректировать расписание и сдвигать работу на нестандартное время. При этом значение имеют и направление, и количество пересеченных часовых поясов: живущим на востоке от центра деловой активности приходится работать вечером и ночью, а на западе — рано утром.

Ситуация характерна и для мирового онлайн-рынка. Большинство заказчиков на нём из США, Канады и Западной Европы, а большинство работников — из Восточной Европы и Азии. Так, колл-центры Индии функционируют ночью, чтобы обслуживать потребителей с Глобального Севера — из развитых стран, «отстающих» на 12 часов.

Русскоязычные фрилансеры — отдельный объект для изучения. На FL.ru зарегистрировано 1,5 млн пользователей с 20-ти часовых поясов, включая московский (GMT+3). Такой охват помог разобрать проблему детально, с применением количественных данных, которых по этой теме в России и в мире пока не хватает.

Как изучали?

Нестандартным временем авторы посчитали три периода:

нерабочие часы — с 18:00 до 09:00;

ночные часы — с 21:00 до 06:00;

выходные дни — суббота и воскресенье.

Масштабы работы измерялись путем анализа доли сообщений, опубликованных фрилансерами в эти периоды по местному для себя времени, от их общего количества сообщений. Речь в данном случае именно о «невидимой», то есть неоплачиваемой деятельности, в ходе которой соискатели подают заявки на конкурсы и общаются с клиентами по рабочим вопросам.

Основные независимые переменные — доля сообщений заказчика, опубликованных в нестандартное с точки зрения исполнителя время в рамках каждого конкурса, и часовой пояс, в котором проживает фрилансер.

Контрольными переменными (качественными характеристиками, способными влиять на измеряемые величины) стали пол, возраст, место проживания, квалификация и репутация фрилансеров, а также — сведения о 4082 конкурсах, проведенных на FL.ru 3063 клиентами за четыре года — с 25 октября 2014 по 6 октября 2018 (размер вознаграждения, продолжительность, количество участников, тип задания и т.п.).

Характеристики работников брались из профилей на платформе, а графики занятости отслеживались по «цифровым следам», то есть информации о пользователях (их поведении и онлайн-общении), записываемой сайтом.

Конкурс на FL.ru (как правило, на создание брендбука, логотипа, дизайна упаковки, слогана или названия компании) в среднем привлекает 45 участников, длится 15 дней и обещает победителю около $200–250.

Клиенты в исследовании : 91% — из России, в том числе 52,7% из Москвы и 12,1% из Санкт-Петербурга.

Фрилансеры: из 1143 населенных пунктов 82 стран. Большинство (76,6%) — из России, 11,5% — проживающие в Украине, 9,4% — в других постсоветских странах.

Что получили?

В исследовании подтвердилось, что переход фрилансеров на нестандартные графики зависит от активности клиентов. Чем больше сообщений организаторы конкурса публиковали в выходные дни, вечером или ночью по местному времени фрилансера, тем больше он работал именно в эти периоды.

Присутствие на платформе с 18:00 до 09:00 в среднем забирает 42% времени фрилансера. Если в этот период клиенты активны (появляются их сообщения), активность работника возрастает на 11 процентных пунктов — до 53%. По субботам и воскресеньям эффект ещё сильнее: +31 процентный пункт — с 15% до 46%.

«Фрилансеры очень отзывчивы и восприимчивы к поведению клиентов, — говорят исследователи. — В среднем они отвечают на сообщения в пять раз быстрее, чем получают ответы. Это свидетельствует о том, что фрилансеры постоянно находятся на «дежурстве», и именно они адаптируются к требованиям заказчиков, а не наоборот».

Почти 2% конкурсов получили первый отклик менее чем за минуту и более 50% — в течение 10 минут.

В целом, не считая стартовой реакции (заявки на конкурс), среднее время ответа фрилансера в переписке с клиентом составляет 1,8 часа. Ответа клиента — 9,4 часа. В нерабочее время и в выходные — 2,7 и 13,4 часов соответственно.

Когда размещаются объявления о конкурсах и значение имеет каждая минута, в права вступает фактор часовых поясов. Если публикация появляется в конце московского рабочего дня, привилегии получают те, кто находится в регионах столичного времени. Онлайн-платформа в этом смысле не выравнивает возможности, как принято думать, а скорее дискриминирует людей с часовой «периферии».

Каждый часовой пояс на восток от Москвы увеличивает долю нестандартного и ночного рабочего времени фрилансера на 1,5 процентных пункта, иными словами, заставляет его ложиться спать на 14 минут позже. Получается, что у фрилансера из Западной Сибири трудовой день заканчивается в среднем на час позже, чем у москвича, а у фрилансера с Дальнего Востока — на два часа позже.

Наибольшую склонность работать в нестандартные часы имеют мужчины, молодёжь и жители России. Наименьшую — опытные фрилансеры. Чем больше у них опыта и выше квалификация, а также место в рейтинге на платформе, тем слабее реакция на активность заказчиков, включая сообщения о вакансиях.

Старожилы, по сравнению с новичками, «уходят в ночную» лишь по необходимости, в основном отзываясь на письма клиентов, в то время как новички во многом тратят время на поиск и подачу заявок.

Для чего это нужно?

Экономика фриланса (gig-экономика) все прочнее закрепляется в пространстве занятости, однако свободная работа это не только удобно, но противоречиво и проблематично. Узнать, в чём состоят проблемы, значит, понять, как онлайн-рынок труда функционирует и влияет на человека. Исследование НИУ ВШЭ — важный шаг к теме, одно из немногих, основанных на масштабной выборке, и первое посвящённое «невидимой» работе фрилансеров.

Механизмы давления цифровой платформы на рабочий график самозанятого — тоже не частый предмет научного интереса. Между тем изучить их — это доказать или опровергнуть «миф о гибкости». А проанализировать работу в ненормированном режиме — это помочь ответить на вопросы сохранения здоровья, благополучия и семейной жизни фрилансеров, поскольку доказано, что стахановские смены в интернете сил и личного счастья не прибавляют.

Массив данных, использованный социологами НИУ ВШЭ, русскоязычный, что тоже крайне важно. Онлайн-биржи труда на русском охватывают аудиторию из России, постсоветских территорий и русскоговорящих людей по всему миру. Это огромный рынок, через который можно разглядеть нюансы gig-экономики. Однако при этом совсем неизвестный: большинство мониторингов сегодня сосредоточены на англоязычных платформах с заказчиками из богатых и исполнителями из бедных стран.
IQ
 

Авторы исследования:
Денис Стребков, заместитель руководителя департамента социологии, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ
Андрей Шевчук, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Алексей Тюлюпо, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ
Author: Svetlana Saltanova, June 29, 2021