• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Правила
успешного фриланса

Как побеждать в конкурсах
на бирже удаленной работы

© ISTOCK

Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.

В большое плавание

Биржи удаленной работы — место встречи самозанятых профессионалов (фрилансеров) и потенциальных работодателей (заказчиков). Это специализированные веб-сайты, на которых первые предлагают свои услуги, а вторые размещают трудовые задания.

Крупнейшая русскоязычная биржа FL.ru декларирует свыше 1 млн зарегистрированных на ней специалистов и более 30 тыс. новых проектов, вакансий и конкурсов ежемесячно.

В ноябре 2018 года исследователи ВШЭ обратили внимание на FL.ru, чтобы понять, как устроен процесс выбора исполнителей, на что ориентируются заказчики и что помогает удаленным работникам не остаться без трудовых доходов.

Сфокусировались на конкурсах — не единственном, но популярном механизме отбора фрилансеров. Стандартные инструменты (опросы, анкетирование) применять не стали. Обратились к большим данным (big data) — информации о пользователях, размещенной на самой бирже. Зарубежные социологи этот метод практикуют активно, в России только начинают осваивать.

Данные с сайта извлекались по технологии парсинга (от англ. parsing — разбор, анализ) — компьютерная программа считывала элементы веб-страниц и собирала в пригодную для обработки форму. Результат: база за 9 лет с ноября 2009 по ноябрь 2018 — свыше 12,2 тыс. завершившихся конкурсов и 62,4 тыс. уникальных участников.

Итоговую выборку сократили наполовину, оставив конкурсы, в которых был объявлен победитель — 6,1 тыс., количество уникальных участников — почти 45,2 тыс.

При сборе данных полностью соблюдены формальные правила платформы и сохранена анонимность конкурсантов.

Проверка потенциала

Конкурс — это открытое состязание по выполнению поставленной задачи, с определением победителя и выплатой ему вознаграждения. В среднем в одном участвовало 54 человека. Если бы все они были в равных условиях, вероятность выиграть у каждого составляла бы 1 к 54, то есть 1,9%, подсчитали авторы исследования. Однако помимо условий существует потенциал претендентов. Здесь о равенстве речи нет, вопрос лишь в том, у кого и насколько больше шансов.

На примерах разных стран известно, что рынок труда  не обходится без традиционных стереотипов — гендерной, возрастной, расовой, географической дискриминации. Есть ли все это на русскоязычных биржах удаленной работы? Как влияет на вероятность выиграть конкурс:

пол участника;

возраст;

проживание в России;

подробное заполнение профиля на сайте;

стаж на бирже и частота участия в конкурсах;

репутация фрилансера (рейтинг и отзывы);

коммуникация заказчиков и исполнителей.

Истину искали с помощью логистического регрессионного моделирования. Анализ выявил «победные» факторы: характеристики работников и особенности их поведения.

В версии IQ.HSE получилось семь правил.

ПРАВИЛО 1. Не бояться неравенств

Конкурсное пространство биржи оказалось свободным от дискриминации. На возможность обойти конкурентов значимо не влияют ни пол, ни возраст, ни место жительства.

Проявлению гендерных стереотипов не способствует сам конкурсный механизм: у заказчика нет неопределенности по качеству работы, он видит уже готовую и оценивает уровень профессионализма ее автора.

Ориентация FL.ru в первую очередь на российский рынок не дает «льгот» россиянам: более высокая вероятность побед фрилансеров из РФ не подтвердилась, территориальная близость не является важным критерием отбора.

Чаще остальных, скорее всего по неопытности, конкурсы проигрывают школьники и студенты в возрасте до 21 года. Однако, начиная с 22 лет, возрастные различия полностью нивелируются.

ПРАВИЛО 2. Рассказывать о себе

Социально-демографические признаки победу не приближают, но сам факт их представленности в профиле работника важен. Неполный или небрежный профиль на сайте снижает возможность получения заказа: заказчик не станет рисковать, не понимая, с кем предстоит иметь дело.

«Заполнение, по крайней мере, одной характеристики (пол, возраст или страна) увеличивает шансы почти в 2,5 раза по сравнению с теми, чей профиль совсем не заполнен», — подтверждают ученые.

ПРАВИЛО 3. Не размениваться по мелочам

Каждый фрилансер в среднем участвовал в 12 конкурсах, хотя есть и те, чей опыт измеряется сотнями или даже тысячами. Преимущество мэтров перед новичками как будто очевидно, но наука неумолима: число предыдущих участий положительного значения не имеет.

Наоборот, чем чаще «вольный художник» заявляется на состязания, тем меньше у него перспектив на триумф: «Очевидно, существуют фрилансеры, участвующие без разбора в огромном числе конкурсов, независимо от того, насколько хорошо разбираются в данной теме. Они выставляют слабо подготовленные работы, сделанные за короткое время, поэтому преимущественно проигрывают, нежели выигрывают».

ПРАВИЛО 4. Нарабатывать стаж

Зарегистрированные на бирже дольше демонстрируют лучшие результаты. Возможность победы у  имеющих стаж не менее пяти лет примерно в 1,5 раза выше по сравнению с новичками, «оформившимися» на сайте в течение последнего месяца.

ПРАВИЛО 5. Заботиться о репутации

Значимый индикатор победы — рейтинг фрилансеров. Он формируется биржей по ряду индивидуальных показателей: заполненность анкеты, количество реализованных заказов, частота посещения и активность на сайте, проведенные через него сделки.

Хорошее индексирование способствует укреплению авторитета специалиста, увеличивает доверие со стороны заказчика. Поэтому чем выше рейтинг, тем реальнее выигрыш. Средний рейтинг обычных участников составляет 550 пунктов, а средний рейтинг у победителей в шесть раз выше — 3330 пунктов.

В эту же копилку — отзывы от предыдущих клиентов: наличие отрицательных вредит, каждый положительный делает победу всё более вероятной.

ПРАВИЛО 6. Использовать дополнительные возможности

Преимуществом обладают пользователи со статусом PRO (платная услуга с определенными бонусами). По подсчетам исследователей, его имеют лишь 6% участников конкурсов. Между тем, заказчиками он рассматривается скорее как знак качества исполнителя, свидетельство его активной вовлеченности в деятельность биржи удаленной работы.

ПРАВИЛО 7. Активно общаться

Повлиять на результаты отбора могут коммуникации между сторонами (комментарии на странице конкурса).

Если не просто выставлять работу, а пытаться донести дополнительную информацию — объяснять, уточнять, спрашивать, шансов заметно прибавится. Сопровождение проекта любого рода текстом усиливает конкурентные позиции — для заказчика это сигнал об ответственности и готовности к сотрудничеству.

Активная переписка (ее уровень измерялся числом сообщений и знаков в комментариях) при прочих равных повышает вероятность победы с 1,7 до 2,6%. Если же фрилансер изначально не коммуницировал или его обращение осталось без ответа, надежда крайне мала (0,5–0,7%).

В целом, с учетом всех «выигрышных» характеристик (активное взаимодействие с заказчиком, средний возраст, информативный профиль, большой опыт и т.д.), возможность «взять приз» увеличивается до 9,3%, а с прибавкой к этому рейтинговых значений приближается к 40%. Тот же, кто таких характеристик не имеет, практически лишен и перспективы на успех (0,1%).
IQ


Авторы исследования:

Денис Стребков, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник  Лаборатории исследований экономической социологии НИУ ВШЭ

Андрей Шевчук, доцент факультета социальных наук, старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ

Анастасия Лукина, стажер-исследователь Центра изучения инноваций в образовании НИУ ВШЭ

Екатерина Мелианова, магистр социологии, консультант Всемирного банка

Алексей Тюлюпо, стажер-исследователь ЛЭСИ НИУ ВШЭ

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 25 июля