• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Экономика попала в ловушку

Стагнация, сокращение доходов населения, увеличение зависимости российского бюджета от сырьевых цен – вот проблемы, которые придется решать российской экономике. Но без политических и институциональных преобразований решить их не удастся, уверены участники конференции «Российские альтернативы» (Девятые Ходорковские чтения)

Нынешняя ситуация в стране, состоящая из нагромождения законов и пропаганды, может продолжаться, пока у власти есть деньги. Между тем, экономика  начинает тормозить, – такой оценкой ситуации открыл первую сессию чтений «Экономическая система путинизма» замдиректора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Евгений Гонтмахер.

По его словам, в стране имеется 15-20% людей, которые не принимают происходящее в стране даже не из-за нарастания экономических проблем, а из-за эстетических противоречий с действующей властью. Еще примерно 50% населения – это «колеблющиеся между копейками и действительностью». Безобразия, происходящие в сфере здравоохранения, образования, социальной и жилищно-коммунальной политики, рано или поздно сформируют негативный консенсус в отношении действующей системы. База протестного движения будет увеличиваться.

«Экономика из амортизатора политического и социального недовольства 2000-х стала катализатором недовольства сейчас», – считает Евгений Гонтмахер.

Структурный разрыв тормозит экономику

Главная проблема российской экономики – замедление темпов экономического роста, уверен ведущий научный сотрудник Института экономической политики (Институт Гайдара) Кирилл Рогов. В благоприятные годы в стране не было проведено структурных реформ, сырьевая зависимость экономики только увеличилась. Теперь Россия оказалась в «ловушке средних доходов».

При достижении определенного уровня развития страны рост средних доходов замедляется, причем иногда на десятилетия, объяснил суть проблемы Рогов. Зарплаты уже выросли по сравнению с предыдущим периодом. Также выросли и издержки на рабочую силу. Дешевой рабочей силы уже нет, но и институциональная перестройка еще не произошла. При этом страна недостаточно экономически развита. Всё вместе приводит страну к стагнации. В такую ловушку попала не только Россия, но и, например, страны Латинской Америки: Венесуэла, Аргентина, Бразилия, Южная Африка. В 2000-х годах у них был тот же уровень ВВП на душу населения, что и в начале 1980-х.

В России ситуация особенно остра, так как из-за значительного роста цен на нефть быстро росли нефтяные доходы, что привело к стремительному росту доходов на душу населения и росту издержек на труд. Итогом стала неконкурентоспособность промышленности.

Также в стране есть диспропорция в уровне доходов и институциональном развитии. В 2000-х Россия была примерно в середине списка хорошо растущих стран, при этом уровень развития деловой среды постоянно ухудшался. Для стран с российским уровнем институционального развития характерен средний ВВП на душу населения в 4850 долларов, а у РФ этот показатель достигает 14800 долларов.

Структурный разрыв будет, скорее всего, главной причиной длительной стагнации в РФ. Усилению стагнации также будет способствовать снижение нефтяных цен в связи со сдержанной монетарной политикой правительства США и перестройкой сырьевых рынков.

Впрочем, стабильный экономический рост лидерам авторитарных режимов и не нужен, полагает Рогов. Экономический рост нужен лишь на заре авторитаризма. Потом рост доходов приводит к появлению среднего класса – независимого, предъявляющего претензии и требования, а потому становящегося проблемой для авторитаризма. То есть авторитарные режимы не заинтересованы в стабильном экономическом росте.

Зрелому авторитаризму приходится поддерживать не рост, а стабильность, и активно заниматься внутренним перераспределением. Зрелый авторитарный режим стремится реализовать программы поддержки граждан и перераспределения денег без решения проблем. Сегодняшняя ситуация в РФ, по словам Рогова, яркий пример такого положения дел.

Реформы никому не нужны

Экономический рост остановился только сейчас, поскольку ранее его поддерживали высокие мировые цены на сырье и доступность дешевых кредитов. Стагнации способствовало развращение правовой и судебной системы, национализация привлекательных активов и параллельный процесс приватизации таких активов в пользу близких к власти бизнесменов, что убивало конкуренцию, отметил экономический обозреватель Борис Грозовский. Рост госсектора и зарплат в нем, а также общего числа людей, занятых непроизводительным трудом, лишь добавляли проблем.

Эти процессы приводят к трансформации государства, полагает Грозовский. Остановка экономического роста еще сильнее актуализирует рентные тенденции. Государство захватывают силовики. Население понимает, какие процессы происходят в экономике и политике, и в ответ просто отказывается заниматься бизнесом. При этом качество институтов в стране снижается, а стоимость надзорных и контрольных мероприятий государства возрастает до 1,5% ВВП ежегодно.

Для изменения ситуации нужно менять институциональную среду, говорит Грозовский. Проблема в том, что серьезные перемены сейчас мало кому выгодны. При проведении реформ работники госсектора, госкомпаний, монополисты, бюрократы и «короли госзаказа» будут только терять, и они это осознают. Это примерно 40-50% занятых в экономике. Силовикам реформы также не нужны. Получается, что сейчас антиреформаторская коалиция сильнее, чем когда бы то ни было, подчеркнул Грозовский.

Бизнес уйдет в «тень»

«Будет значимое замедление темпов экономического роста, стагнация, уход в тень всех бизнесменов», – прогнозирует будущее директор по макроэкономическим исследованиям института «Центр развития» ВШЭ Сергей Алексашенко. В первом квартале 2013 года экономика РФ выросла на 1,6%, а поступление налога на прибыль сократилось на 20%. «Это означает, что предприниматели ушли в тень», – говорит он. К тому же в разы сократилось число запросов бизнеса о подключении к электросетям. То есть предприниматели не планирует развивать бизнес.

«Вылечить» российскую экономику экономическими же методами нельзя, говорит Алексашенко. Ключевая проблема – защита прав собственности. Для защиты прав собственности нужен независимый суд, соблюдение принципов верховенства права и равенства всех перед законом.

См. также:

Новая модель роста
Правоохранительная система репрессирует предпринимательскую активность в стране
Рост экономики требует структурных реформ
Промышленность вступила в рецессию
Рецессия может иметь внутренние причины

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 9 июля, 2013 г.