• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участливые предки

Как родители вовлечены в учёбу детей в вузах

ISTOCK

На фоне постоянного удлинения периода взросления у молодёжи совсем не удивительно, что матери и отцы стараются отслеживать успехи детей в обучении в высшей школе. То, что раньше считалось ответственностью самих студентов, теперь разделяют с ними родители. Впрочем, контроль сильно варьируется — от тотального до очень умеренного, свидетельствующего о доверии в семье. IQ.HSE проанализировал разные типы участия родителей в учёбе молодёжи в университетах с помощью статьи учёных из пермского и московского кампусов НИУ ВШЭ — Ольги Котоминой, Александры Сажиной и Ксении Вилковой.

Продлённое самоопределение

Во многих странах наблюдается детоцентризм, отложенное взросление и продолжительная социализация молодых людей. Всё это закономерные тенденции в силу усложняющегося устройство общества и изменений на рынке труда, появления новых способов проживать свою жизнь. Биографии всё чаще нелинейны: вместо привычной цепи событий взросления «родился – учился – трудоустроился – отделился от родителей – женился» (с возможностью перестановок или наложения некоторых звеньев цепи) теперь выстраиваются менее предсказуемые конфигурации.

Например, кто-то долго учится / переучивается, продолжительно определяется с профессией (с учётом меняющейся ситуации на рынке труда), пробует разные занятия, обосновывается то тут, то там, женится и заводит детей «когда-нибудь потом» (сначала экспериментируя в отношениях), и не исключено, что потом он снова сменит профессию. Интервалы между событиями взросления тоже растягиваются — самоопределение оказывается отложенным, взрослость — длительно формирующейся, что отметил ещё в 2000 году автор теории взросления «Emerging adulthood», американский психолог Джеффри Арнетт).

В свою очередь, повышенное родительское внимание, активная вовлечённость в дела наследников (особенно с учётом детоцентризма) — встречный процесс. И если раньше обучение молодого человека в вузе было прежде всего его личной ответственностью, сегодня родители всё заметнее подключаются к ней. И часть студентов воспринимают это как должное.

Однако кто-то из родителей погружается в университетские дела сына или дочери целиком, а кто-то действует тоньше и гибче, спрашивая «отчёта» только по ключевым этапам — сданной сессии, курсовой, проектам, диплому. В любом случае, важно понять, как именно семьи участвуют в учёбе студентов, — ведь именно они дают молодёжи ценностные ориентиры и образовательные установки, укрепляют мотивацию и влияют (пусть и косвенно) на успеваемость.

Исследователи из НИУ ВШЭ Ольга Котомина, Александра Сажина и Ксения Вилкова на выборке из более чем 5 тыс. первокурсников из девяти университетов разных регионов России изучили участие родителей в образовании студентов. Опрос учащихся проводился осенью-зимой 2022 года в ходе первой волны лонгитюдного исследования моделей образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности.

Порция вовлечённости

Определение степени участия семей в обучении студентов предполагало в исследовании НИУ ВШЭ ответы на вопросы: спрашивают ли родители о проблемах и достижениях, проверяют ли посещаемость, отслеживают ли готовность проектов, помогают ли с освоением учебного материала.

Ответы респондентов позволили выделить три типа вовлеченности семьи:

 «Беспокойные» родители (8% отцов и матерей опрошенных студентов) максимально погружены в учебную жизнь детей. Они интересуются у наследников их достижениями и проблемами, следят за посещаемостью, а также за текущими оценками.

 «Либеральные» семьи — самые многочисленные (69% родителей респондентов) — спрашивают детей только о достижениях и проблемах.

 «Пассивные» родители (23%) — наиболее безучастные.

Ни одна из групп не проверяет готовность домашних заданий и проектов, не помогает с выполнением заданий и освоением материала. Это может означать стремление поддержать автономию детей либо просто недостаточную уверенность в своих знаниях по предметам.

Нюансы включённости

Затем исследователи рассмотрели, как различные социо-демографические семейные характеристики, опыт обучения в школе и вузе у студентов взаимосвязаны с типом родительского участия. Например, если хотя бы у одного из родителей есть диплом вуза, они чаще участвуют в образовании детей. Но эта связь нелинейна. Чаще других высшее образование встречается в кластере «либеральных» родителей, а они умеренно вовлечены в образование — ровно настолько, чтобы демонстрировать доверие к детям.

Более обеспеченные семьи — самые вовлечённые. В случае с социально-экономическим положением семьи (доходами) наблюдается линейная взаимосвязь: наиболее включённые родители из группы «беспокойных» — как раз самые обеспеченные, «либеральные» семьи имеют средний достаток, «пассивные» — низкий.

Культурный капитал (его индикатор — число книг в домашней библиотеке) даёт похожий эффект. «Ресурсные» в этом плане родители значимо чаще вовлечены в учёбу детей. Чем выше культурный капитал семьи, тем больше среди таких семей «беспокойных» родителей. И наоборот, чем меньше культурные запросы, тем больше среди таких семей «пассивных» родителей. Исследователи объясняют это тем, что внушительный культурный капитал формирует у родителей «завышенные ожидания относительно результатов обучения в вузе», а это вынуждает их усилить контроль.

Среди родителей юношей чаще встречаются «беспокойные», что отчасти связано с вопросом службы в армии, а среди родителей девушек — «либеральные». Дети «либеральных» родителей значимо реже переживают, что их будут дома критиковать за плохие оценки.

Школьный опыт

Во всех кластерах преобладают выпускники обычных школ. Однако по сравнению с другими группами дети «либеральных» родителей чаще заканчивали гимназию. Выходцы из «пассивных» семей чаще учились в колледже или школе с углублённым преподаванием предметов. Таким образом, чем более селективная (отбирающая учащихся) школа, тем меньше контроля демонстрируют родители. Вероятно, они больше уверены в подготовке детей.

Студенты, которые в 11-м классе учились на пятёрки и четвёрки, чаще чистых хорошистов и троечников отмечали, что родители активно участвуют в их учёбе. Выходцы из «либеральных» семей чаще других были отличниками. Хорошисты одинаково представлены в «беспокойной» и «пассивной» группах. Троечников в выборке мало, и чаще это дети «беспокойных» и «пассивных» родителей.

Выбор вуза и профиля

В целом респонденты удовлетворены выбором университета и направления подготовки. Но есть нюансы. Несмотря на обучение в менее селективных школах и получение неидеальных оценок в 11-м классе, дети «беспокойных» родителей чаще отвечали, что поступили в намеченный вуз. Однако они реже отмечали, что попали на желаемое направление подготовки, по сравнению со сверстниками из «либеральных» семей.

Ребята из «пассивных» семей чаще других недовольны выбором вуза и профиля. Возможно, их родители были недостаточно информированы относительно направлений подготовки, и учащиеся сомневаются в своём решении. «Беспокойные» семьи чаще других инвестируют в платное образование детей или помогают с поступлением по целевому набору.

Обобщённые портреты

Получается, что дети «беспокойных», наиболее вовлечённых родителей — чаще юноши, учившиеся на пятёрки и четвёрки, довольные выбором вуза, проживающие в общежитии и поступившие в университет по общему конкурсу либо по целевому набору. Вероятно, родители обеспокоены тем, что в случае отчисления из вуза сыну сразу придётся служить в армии.

Дети «либеральных» родителей — чаще девушки, которые ощущают больше самостоятельности, реже переживают из-за родительской критики, в школе получали «четыре» и «пять», удовлетворены выбором вуза и профиля, поступили по общему конкурсу и живут в общежитии. В этой группе больше бывших гимназистов и отличников. Хороший уровень их подготовки и высокая успеваемость убеждают родителей в том, что дети неплохо справятся с нагрузкой в университете.

Ребята из «пассивных» семей — чаще юноши, учившиеся в обычных школах на четвёрки и пятёрки, поступившие в вуз по общему конкурсу. По сравнению с другими группами среди них меньше круглых отличников и меньше студентов, довольных выбором университета и профиля обучения. Такие респонденты реже учатся платно и чаще живут с семьёй. Хотя родители не вникают в их учёбу, они переживают, что заслужат критику за двойки.

Адресная работа с семьями

Университетскими успехами детей родители могут интересоваться сами, но иногда внимание к этому привлекают сами студенты либо образовательное учреждение. Вузам важно развивать разные способы общения с семьями учащихся. А для эффективной коммуникации — учитывать различающиеся приоритеты семей.

«Беспокойным» матерям и отцам в большей степени нужна оперативная информация для текущего контроля. «Либеральным» родителям, доверяющим детям, важны сведения о решающих событиях в образовательном процессе — итоги сессии, победы в конкурсах и пр. «Пассивные» семьи внешне безучастны к университетской жизни детей, что формирует необходимость компенсирующей поддержки от университета. Это тьюторы, психологи, академические руководители образовательных программ.

Изучение и совершенствование коммуникации «семья – вуз» на основе выделенных типов родительского участия в образовании станут следующим этапом исследования, заключают авторы статьи.
IQ
 

Авторы исследования:
Ольга Котомина, старший преподаватель департамента менеджмента факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми
Александра Сажина, доцент департамента менеджмента факультета социально-экономических и компьютерных наук НИУ ВШЭ в Перми
Ксения Вилкова, заместитель директора и научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ, доцент Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 17 апреля