• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дефицит ликвидности препятствует промышленному росту

До конца II квартала текущего года заметных позитивных изменений в деятельности промышленных предприятий не произойдет. Мониторинг состояния делового климата в промышленности и ожиданий предпринимателей Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Мониторинг ИСИЭЗ базируется на анализе индикаторов раннего оповещения, составляемых на основе выявления и обобщения мнений руководителей более 4500 крупных и средних российских промышленных предприятий. Принципиальных изменений состояния делового климата в промышленности в феврале он не выявил. Ряд факторов, влияющих на настроения бизнеса, улучшились, ряд – ухудшились, остальные остались без изменений по сравнению с предыдущими периодами.

Основным «тормозом» роста промпроизводства в феврале стал дефицит ликвидности у предприятий. В феврале 2013 года возобновивилась тенденция превышения доли предприятий, у которых сократились собственные финансовые ресурсы и прибыль, над долей тех, где увеличились соответствующие показатели (по финансовым ресурсам – 15 и 13%, а по прибыли – 18 и 17%), - отмечается в мониторинге ИСИЭЗ.

Вместе с тем, к положительным моментам февральского опроса можно отнести незначительные улучшения по сравнению с аналогичным периодом прошлого года производственной и спросовой ситуаций, снижение инфляционных ожиданий, стабилизация в кадровой сфере.

Так, в анализируемом месяце 77% участников опроса оценили производственную ситуацию как «нормальную», однако 21% респондентов сочли ее «ниже нормы». Оценки уровня спроса выглядят несколько хуже, чем производственные (71 и 26% соответственно).

После январского «всплеска» инфляционные ожидания пошли на убыль. «В феврале респондентами отмечено среднее для прошлого года распределение ответов, позволяющее констатировать сохранение производственной инфляции примерно на уровне 2012 года», - отмечается в мониторинге.

Согласно результатам обследования, большинство руководителей промышленных предприятий (75%) сохранили численность занятых на уровне января текущего года, однако на 14% предприятий выявлено сокращение численности.

Наибольший позитив в феврале по сравнению с январем был характерен для респондентов из крупных отраслеобразующих предприятий в обрабатывающих производствах. В добывающих отраслях лучшая ситуация складывалась на предприятиях, добывающих топливно-энергетические полезные ископаемые, в обрабатывающем секторе — на предприятиях, производящих резиновые и пластмассовые изделия, а также транспортные средства и оборудование. Без особых взлетов и падений работают предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды.

В итоге сезонно откорректированный индекс предпринимательской уверенности, характеризующий состояние делового климата в промышленности, сохранил свое стагнационное значение на отметке 0%.

Динамика индекса предпринимательской уверенности

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Оценки предпринимателей относительно делового климата у возглавляемых ими промышленных организаций на старте 2013 года выглядят практически идентичными по сравнению с началом предыдущего года. Поэтому, несмотря на достаточно заметное падение темпов промышленного производства, зафиксированного количественными данными Росстата в январе с.г., говорить о переходе отрасли в стадию рецессии пока преждевременно.

Cкорее всего, в текущем году отрасль продолжит свой стагнационный «дрейф» с вялотекущим фоновым ростом обрабатывающей промышленности. Ждать существенного роста, несмотря на имеющийся потенциал, от добывающего производства вряд ли возможно, т.к. предприятия данного вида деятельности работают на пределе совокупного внешнего и внутреннего спроса на свою продукцию. И все же нельзя сбрасывать со счетов тревожные данные о падении промышленного производства в январе с.г.

Следует учитывать, что промышленность сегодня работает:

  • в условиях непредсказуемой внешней и внутренней конъюнктуры;
  • при отсутствии ярко выраженных позитивных макроэкономических факторов роста; в требующей улучшения институциональной среде;
  • с высокой степенью износа основных фондов и низкой производительностью труда;
  • при отсутствии у многих экономических агентов акцентированных инвестиционных, а у подавляющего большинства предприятий – модернизационных и инновационных инициатив.

Перечисленные барьеры для роста производства, а есть и другие лимитирующие факторы, включая коррупционную и инфляционную составляющие, ставят под серьезное сомнение положительные перспективы работы промышленности в 2013 г. Причем затухание темпов производства во II полугодии предыдущего года и январские данные только подтверждают эти опасения.

Если говорить об экстренных мерах по повышению деловой активности промышленных предприятий, не анализируя концептуально позитивные, но неоднозначные по своим параметрам различные долгосрочные программы развития промышленности до 2020 г., сегодня представляется необходимым понизить ставку рефинансирования коммерческих банков со стороны ЦБ РФ. Даже небольшое снижение ставки со стороны ЦБ могло бы дать психологический сигнал коммерческим банкам к смене тренда ставок по кредитам с повышательного на понижательный, а сам реальный сектор воспринял бы данную акцию как мотивацию к увеличению своих финансовых средств за счет более доступных кредитных ресурсов и, соответственно, расширению производства. В результате, почти наверняка этот механизм сработает на улучшение делового климата у предприятий–реципиентов и отрасли в целом.

Полный текст обзора Деловой климат в промышленности, февраль-2013

 

 

22 февраля, 2013 г.