• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Природная общительность и разговорчивость бизнесменов еще не является основанием для антимонопольных преследований

По просьбе редакции OPEC.ru Цены, стоять! комментирует Валерий Миронов

Валерий Викторович, Рост цен на бензин становится серьезной проблемой. Говорить о массовом и открытом недовольстве граждан пока рано, но этот уровень, видимо, недалек. Кроме того цены на топливо подстегивают инфляцию, а эта проблема касается уже всех, а не только автолюбителей. Герман Греф говорит, что цены на бензин будут до конца года расти без резких скачков. Можно ли с Вашей точки зрения как-то ограничить аппетиты нефтяников, но так чтобы не повторить печальный опыт Украины?

Цены на бензин растут в силу того, что налоги на нефтяной комплекс привязаны к росту мировых нефтяных цен таким образом, что когда цены растут, то большая часть прироста выручки – более 90% - изымается в бюджет. При этом, чем ниже доля экспорта в добыче, тем менее выгодно для компаний повышение цен. У компаний с низкой долей экспорта в добыче рост налогов может даже превышать прирост выручки, уменьшая рентабельность. Конечно, они не уходят в зону убытков, но учитывая фоновый рост издержек, в том числе в связи с усилением в этом году процессов укрепления реального эффективного курса рубля, ситуация с самофинансированием для них лучше не становится.

Нужно отметить, что складывающаяся ситуация негативно влияет прежде всего на средние и мелкие компании с низкой долей экспорта, поэтому часто поднимается вопрос о монопольном сговоре нефтяников.

Но ведь для доказательства монопольного сговора потребуется много времени, а проблему надо решать сейчас, потому что сельхозпроизводители страдают уже сейчас, и не только сельхозпроизводители, но и другие предприятия, не говоря уже о простых гражданах.

Говорят, что даже декрет о роспуске в 1911 г. Стандарт Ойл, сосредоточивавшей около 90% производства, за монопольные злоупотребления не смог немедленно превратить вновь организованные независимые компании в агрессивных конкурентов. Они значительное время после разделения скрупулезно придерживались своих исторических сфер деятельности, не пытаясь вступить в конкуренцию. И лишь постепенно торговые границы стали ломаться. Хотя и позднее в 30-е годы шла яростная судебная борьба с т.н. «партнерством в танцах», когда крупные нефтеперерабатывающие фирмы Среднего Запада скупали дешевый бензин у независимых производителей при поддержке министра внутренних дел США для т.н. стабилизации рынка, что в принципе важно для нефтяников из-за высокой доля условно- постоянных издержек в цене. В результате Минюст и Верховный суд запретили такие «танцы».

Вспоминая это, говорят, что и наши ВИНКи, вышедшие из недр советского топливного министерства – аналога Стандарт Ойл, по инерции действуют на рынке согласованно. Подчеркивается, что неэластичность спроса на бензин и топливо облегчает сговор. Я думаю, что, наверное, все не так просто. Учитывая, что антимонопольные службы молчат, видимо сговора нет. Ведь его не так уж сложно обнаружить. При этом тот же американский опыт говорит о том, что природная общительность и разговорчивость бизнесменов еще не является основанием для антимонопольных преследований. Можно обсуждать цены на бензин при встречах, можно даже повышать цены в ходе процесса т.н. лидерства в ценах и не быть виновным. Разница в твердости соглашений. Поэтому никакие записи телефонных разговоров не нужны, нужен сбор статистической информации, ее анализ и определенные процедуры принятия решений. Я думаю, что у наших антимонопольных органов все это есть, и раз их вообще не слышно – значит все в порядке, сговора нет.

А если нет монопольного сговора?

А если нет монопольного сговора, тогда промышленности надо вспоминать и адаптировать опыт американцев, да и европейцев по борьбе за повышение энергоэффективности экономики в 70-е годы прошлого века после скачка нефтяных цен в связи с образованием нефтяного картеля ОПЕК, обновлять ФЦП, связанную с энергосбережением, скорее разрабатывать ее новую версию.

А регулировать этот рынок с помощью экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что сейчас предлагается?

Необходимо дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых, о чем сейчас заговорили. Хотя наверное это можно было бы сделать сразу при введении налога, однако лучше поздно, чем никогда. Хорошо, что определенный выигрыш во времени дает достигнутое соглашение о замораживании цен между руководителем Минпромэнерго и нефтяниками.

20 сентября 2005

20 сентября, 2005 г.