• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Судьба Трудового Кодекса решена

По просьбе редакции OPEC.ru Госдума перенесла рассмотрение Трудового кодекса на 19 декабря комментирует Татьяна Михайловна Малева

Татьяна Михайловна, 19 декабря Госдума должна рассмотреть во втором чтении проект нового Трудового Кодекса, который, с одной стороны, напрягает правительство, и на котором, с другой стороны, профсоюзные лидеры зарабатывают очки, становясь телезвездами. Где проходит линия преломления взглядов сторон на эту проблему?

Можно так ставить вопрос, конечно. Но можно и не ставить его вообще.
На мой взгляд, судьба Трудового Кодекса решена – он будет принят именно в таком виде, в каком будет обсуждаться. Это политический процесс вокруг несуществующей проблемы. Борьба могла бы быть в том случае, если бы можно было что-то отыграть, тогда это была бы борьба за работника, за Трудовой Кодекс. Министр труда Александр Починок на семинаре в Московском Центре Карнеги очень четко сказал нам, что все, можно ни о чем не беспокоиться, ну, может быть, какие-то мелочи, по каким-то статьям…
То есть, сейчас речь идет о том временном промежутке, когда населению внушается, что Трудовой Кодекс - это очень важно, и Трудовой Кодекс рассматривается как фон, на котором различные политические лидеры делают себе имя либо поддерживая его, либо ругая. Поэтому, с точки зрения содержания Трудового Кодекса, я вас уверяю, уже обсуждать поздно, уже обсуждать нечего. Кодекс будет таким, каким он попал на второе чтение в Госдуме – никто ничего не отыграет, никто не изменит ни одной содержательной статьи.

Что есть в этом документе содержательно нового?

Разработка Трудового Кодекса проходила с 1997 года, активизировалась в последний год. Этот документ представляет из себя некий гибрид из старого Трудового Кодекса с небольшими вкраплениями из правительственной концепции Трудового Кодекса, как вы знаете, работала согласительная комиссия. И вот это гибрид получился таким, какой он есть.
Когда мы посчитали стоимость Трудового Кодекса, я имею ввиду стоимость выполнения всех норм Трудового Кодекса, то пришли к очень забавному выводу - новый Трудовой Кодекс, приходящий на смену старому, который уже все поругали, сказали, что он неразумный, дорогой и так далее, оказался дороже своего предшественника. Не намного, но дороже.
Мое отношение к нему следующее – конечно, его очень много можно ругать, в значительной степени он сохранил рудименты старых трудовых отношений, но нельзя не отметить, что все-таки там произошла рационализация некоторых процедур, произошла рационализация типов трудовых отношений с учетом реалий. В этом смысле его конечно надо приветствовать.
К сожалению, надо сказать, что можно было сделать больше, но придется удовлетвориться малым. Тем не менее, этот Кодекс конечно гораздо более адекватен дню сегодняшнему, чем старый, но все, что не решено было в рамках этого Кодекса, нам придется либо решать в ближайшие годы, либо сталкиваться с печальными негативными последствиями нерешенности тех моментов, которые в нем оставили.

Предусмотрен ли механизм совершенствования Трудового Кодекса на постоянной основе, если можно так сказать? Или приняли, и теперь на определенный срок, пока вновь не возникнет проблема?

Это вообще вопрос юридический, потому что Трудовой Кодекс – это рамочный закон, к которому дальше прикладывается целый пакет законов. Это, по сути дела, существует в большинстве стран. Это вопрос юридической культуры в той или иной стране. Ведь мы живем не только по нормам Кодекса. Мы живем по нормам подзаконных актов, которые вытекают из этого Кодекса - если Кодекс не дает ответа на какой-то вопрос, мы по мноступенчатой лестнице доходим до какой-либо инструкции Рострудинспекции, из которой следует то-то и то-то. Но это судьба всех Кодексов, это вопрос не вполне логичной организации законодательного поля. Это первое.
Второе, действительно, все, что мы не решаем сейчас, мы будем решать в дальнейшие годы.
Точно также как нежелание быстро и оперативно отказаться от КЗОТа 1971 года привело к тому, что законодательные акты менялись (с 1992 по 1999 год, например, было принято четыре крупных закона, не считая дополнений). В результате, сейчас трудно разобраться в какой момент работают нормы КЗОТа, в какой момент действуют нормы дополнений к КЗОТу, в какой момент действуют нормы какого-то закона. Не говоря уже о том, что многие трудовые отношения регулируются вообще не КЗОТом, а совершенно другими законами, например, законом «О Крайних Северах» - все льготы, которые связаны с занятостью в районах Крайнего Севера, они лишь частично отражены в действующем КЗОТе, но нормы прямого действия находятся в другом законе.
В этом смысле, я считаю, что в новом Трудовом Кодексе много сделано с точки зрения рационализации процедур, связанных с наймом, с увольнением и так далее, но в нем очень мало сделано в плане рационализации самого законодательного поля – какие законы регулируют трудовые отношения. И вот тут нас ждет законодательная ловушка в дальнейшем. Здесь могут быть большие проблемы.
Законодательство всегда является вещью специальной, а в случае Трудового Кодекса надо понимать, что это Кодекс не только трудового, но и, в том числе, социального назначения, и агент этого отношения самый многочисленный экономический субъект - это почти 70 миллионов занятых в Российской Федерации. Так вот этот Кодекс должен быть доступен для понимания этих 70 миллионов. Это не 50 000 банкиров или 60 олигархов, которые знают это законодательство, их проконсультируют юристы, их проконсультируют юридические фирмы. Трудовой Кодекс должен быть доступен и понятен каждому работнику.

18 декабря 2001

Смотри также:

 

18 декабря, 2001 г.