• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынки смотрят вперед: скорее всего, экономика США начнет восстанавливаться раньше европейской

По просьбе редакции OPEC.ru Почему не растет курс евро? комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, на прошлой неделе получилась весьма странная ситуация с обвинением ЦБ в подрыве экономики еврозоны. ЦБ рекомендовал гражданам не покупать евро в первый год его хождения из-за большой вероятности подделок. Так же прозвучал совет сдавать валюты европейских стран, чтобы потом не было проблем с обменом. За это ЦБ обвинили в подрыве евроэкономики в пользу экономики доллара.

Это правильно. А насчет подделок, с чего они взяли? Может быть, и будут подделки, но это очень опрометчивое заявление.

Потом оно было достаточно странным образом опровергнуто, мол, в ЦБ имели в виду не первый год хождения наличного евро, а только недопустимость покупок этой валюты до конца этого года. Но в связи с этим возникает такой вопрос: с Вашей точки зрения, в чем причина слабости евро? С момента ее появления она упала относительно доллара на 25%. Евро страдает от того, что слишком много недоброжелателей, или есть объективные причины для ее слабости?

Недоброжелателей нет. По-моему, к евро все хорошо относятся. Идея вполне нормальная, осуществимая. А то, что курс евро упал, так там очень много факторов в этот момент сработало. Основной фактор фундаментальный. В момент введения евро, в общем-то, американская экономика выглядела гораздо более привлекательной по сравнению с европейской, с точки зрения капитальных вложений. И надо сказать, что был переток капитала довольно большой из Европы в Америку в те годы. В этом была некоторая объективность, потому что реально все-таки хоть и был финансовый рост в Европе, но, тем не менее, рост производительности труда в Америке был во многом связан с использованием компьютерных технологий. Очевидный факт, и американская экономика просто выиграла этот этап «соревнования». Соревнования никто не объявлял, но, тем не менее, это факт. И были данные в свое время опубликованы о том, какие суммы капитала утекали ежегодно из Европы в Америку. Это, естественно, привело к ослаблению евро. Курсы валют-то, на самом деле, определяются конкурентоспособностью экономики и масштабами ее роста.

Но ведь и сейчас евро продолжает снижаться.

Сейчас-то оно уже в рамках обычного уровня 0,9-0,8 уже давно. Сейчас ситуация немножко другая, и опять европейская экономика проигрывает. Мы сейчас хорошо понимаем, что в Америке рецессия, что есть большие проблемы, но ведь в Европе-то ситуация не намного лучше. Особенно если взять экономику Германии, а она является одной из главных для Европы. Скорее всего, в Европе тоже будет рецессия, инвесторы это хорошо видят. Более того, Америка, скорее всего, первой выйдет из рецессии. А капитальные рынки смотрят вперед. Они смотрят как раз на это, а это означает, что во второй раз Европа опять может проиграть. И в этом случае, конечно, евро очень трудно будет расти по отношению к доллару.

Но по прогнозам на будущий год экономический рост в Европе будет больше, чем в США…

Посмотрим. Я думаю, что, скорее всего, темпы роста будут близкими, что-что между нулем и единицей. Если уж совсем осторожно говорить, между нулем и двойкой. И потом, я еще раз говорю - капитальные рынки смотрят вперед. Выигрывает тот, кто первым начинает выходить из рецессии. Похоже, что Америка начнет это делать первой. В Америке я не вижу больших, фундаментальных препятствий для возвращения к умеренному росту, на сегодняшний день это во многом рецессия психологического характера. Сейчас очень большая ликвидность американской экономики, очень много денег, проблема в одном - потребители пока неактивны и не покупают. Потребители, которые не покупают в Америке, очень опасны с той точки зрения, что в этом случае у компаний падают прибыли, сокращается занятость. Сокращается занятость – еще больше страхов у домашних хозяек, что не будет будущих доходов. Кредит очень дешев. Если учесть, что все американские домашние хозяйства живут по кредиту, новые покупки – в кредит, а текущий доход должен быть инвестирован, то сегодня это немножко нарушено – мало берут кредиты, потому что боятся безработицы, боятся того, что доходы будущие не гарантированы. Нет пока положительного взгляда на будущее. Но стоит только этому измениться чисто психологически, и экономика сдвинется с места. Сейчас идет жесткая борьба за формирование психологии.

Осталось три недели до введения евро в наличный оборот. Будет ли положительный эффект?

Для экономики Европы нет. Положительного эффекта не будет, но это не значит, что введение евро – это мероприятие, которое я не приветствую. Я считаю, что это хорошее дело, это удобно будет для Европы. Хотя, конечно, история покажет, потому что затраты на единую валюту тоже были огромными. Надо хорошо понимать, что валюта экономики определяется не тем, что ввели такую или сякую бумажку, пусть даже десять бумажек. Определяется все силой экономики, ее способностью генерировать рост, эффективность и так далее. Европейская экономика этого не демонстрирует. Она пока проигрывает - это факт. И введение единой валюты делу не поможет.
Единственный плюс от введения единой валюты – это сокращение транзакционных издержек для компаний. Это существенно. В свое время Европейская комиссия, которая занималась разработкой всех научных обоснований, обосновывала, что введение единой валюты примерно на два процента ВВП всей Европы снизит транзакционные издержки ведения бизнеса. Это совершенно другая цифра - это годовой рост Европы на сегодняшний день. Возможно, это так. Я думаю, что они правильно посчитали. Но это не значит, что европейская экономика получит новое качество роста. Просто произойдет единовременное снижение издержек плюс 2% ВВП. Вот и все.

10 декабря 2001

10 декабря, 2001 г.