• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Я убежден, что во второй половине этого года накопление резервов ЦБ сократится

По просьбе редакции OPEC.ru Правительство РФ будет защищать бюджет-2002, не надеясь на рестуктуризацию долгов комментирует Олег Вячеславович Вьюгин

Олег Вячеславович, в субботу Михаил Касьянов сказал, что при рассмотрении бюджета 2002 года в Думе правительство собирается настаивать на достижении профицита бюджета и сокращении внешнего долга страны, при том, что в остальном правительство может проявить гибкость и пойти на какие-то уступки. А председатель бюджетного комитета в Думе Александр Жуков считает, что основные вопросы у депутатов вызовет как раз заниженный уровень инфляции и профицит, который можно распределить между статьями непроцентных расходов. А как Вы оцениваете предложенный правительством вариант бюджета?

Что касается инфляции, то это старая история, Дума все время требует более высокую инфляцию. Надо сказать, что в рамках этого года парламент оказался прав, инфляция выше, чем правительство предполагало, но, тем не менее, я считаю, что правительство правильно делает, что закладывает низкую инфляцию. Во-первых, такую задачу надо ставить. Во-вторых, статистические источники инфляции, которые были в 2000-ном и в 2001 году, это именно довольно большой положительный торговый баланс. Скажем так, накопления резервов Центральным Банком - вот что было источником инфляции на самом деле. Центральный Банк очень быстро накапливал резервы, под эти резервы выпускались рубли, экономика все эти рубли не переварила. Отсюда инфляция.
Я убежден, что уже во второй половине этого года накопление резервов сократится. Может оно и будет, но минимальное. И в следующем году накопления резервов тоже большого не будет, потому что растут платежи по долгам, причем не только суверенным долгам, но и корпоративным.
Пока Россия не привлекает больших заимствований ни на государственном, ни на частном уровне из-за рубежа, поэтому отток будет большой, торговый баланс будет сокращаться. Экспорт вряд ли будет расти, – мировая экономика замедляется, поэтому такого вот денежного предложения и инфляции не будет.
Вообще я могу согласиться, что при определенных условиях может быть и 12-13%. Здесь еще можно будет побороться. Так что с инфляцией, я считаю, правительство право.
Что касается профицита, то здесь вообще не о чем спорить. Жуков, думаю, не свою точку зрения высказывает, а как бы прогнозирует реакцию Думы. Я уверен, что сам Александр Жуков как раз ситуацию понимает правильно, он человек опытный. Для того чтобы уменьшить профицит, нужно найти источники покрытия. Если посмотреть на проект бюджета, который сейчас в правительство пошел, то там погашение основного долга под чертой 357 млрд. руб., а для того, чтобы не было профицита, то есть бюджет имел нулевой баланс, нужно найти на 357 млрд. источники финансирования. Нужно занять деньги. Так что Дума еще должна сказать, где эти деньги взять. Пока правительство предполагает, что где-то на 228 млрд. руб. оно найдет источник финансирования. То есть это $7 млрд. Где оно найдет эти деньги пока никто не знает - сумма очень большая. Но в этом случае профицит будет 128 млрд. руб.
Поэтому здесь просто не о чем говорить. Ну, хорошо, ну настоит Дума на том, что эти 128 млрд. руб. профицита распределить по непроцентным расходам. А как будет правительство гасить долг? За счет чего? Пусть тогда Дума впишет источники. Или не гасить долги? Отказаться от этого?
Я думаю, что реально-то профицит еще больше должен быть, потому что $7 млрд. Россия не найдет. $1 млрд. от приватизации, $2 млрд. на внутреннем рынке можно попытаться занять. А дальше что? Поэтому я думаю, что здесь конструктивной дискуссии быть просто не может.

Но правительство упорно говорит о том, что на реструктуризацию и новые займы мы не рассчитываем, и делать их не будем…

На реструктуризацию не рассчитывают, но на дополнительный займ, на займы в принципе, правительство рассчитывает. Так, правда, впрямую никто не сказал, но я так предполагаю, что будут и внутренние заимствования, и внешние заимствования в окончательном варианте бюджета на 2002 год. Все, я думаю, в умеренных масштабах, но будет.
Во-первых, правительство может просто написать внешние заимствования, не раскрывая, что это. Но это могут быть и еврооблигации, я думаю.

То есть столкновения в Думе будут носить не принципиально-экономический, а политический характер?

Я думаю, что единственная реальная дискуссия, она может быть как всегда в следующем ключе: давайте увеличим инфляцию, в результате будет больше доходов, возьмем эти доходы и направим их на непроцентные расходы. Вот такая логика будет действовать, ничего нового в этом нет, это уже проходили.

И такая логика оправданна?

Нет, на мой взгляд, нет. Минус ее в том, что не факт, во-первых, что инфляция будет такая. Во-вторых, бюджет уже не сбалансирован в проекте и дальнейшая его разбалансировка за счет закладки более высокой инфляции просто приведет к тому, что будет потеряна бюджетная политика в России в следующем году. И я думаю, что в этом случае кризис в 2003 году будет неизбежен. Девальвация валюты, неисполнение обязательств бюджетом, повышенная инфляция и так далее.

13 июня 2001

13 июня, 2001 г.