• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без отрыва
от производства знания

Какая работа помогает аспирантам защититься

ISTOCK

Не всякая внеучебная занятость затрудняет подготовку диссертации. Совмещение учебы с научной работой в университете может способствовать защите, выяснила младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова. И наоборот, занятость вне академии снижает шансы успешного завершения аспирантуры.

Не всякая работа — во вред диссертации

Аспирантура — хороший драйвер научной карьеры. Но учиться в ней без дополнительной финансовой поддержки сложно. На одну аспирантскую стипендию не проживешь. В результате учащиеся подрабатывают или вообще устраиваются на полный рабочий день.

В то же время, на многих аспирантских программах — большая учебная нагрузка (это аспирантура полного дня). Так возникает конфликт работы и учебы, в котором часто побеждает первая. Совмещение двух видов занятости обычно считают главным фактором отчисления из аспирантуры или отсутствия диссертации к концу обучения (оно продолжается три-пять лет).  

Трудность такой жизни в «параллельных» мирах признают и сами аспиранты. В одном из опросов об этом говорили 73% респондентов.

По данным Росстата, в 2017 году на выходе из аспирантуры диссертацию защитили в срок только 13% выпускников, а в 2018 году и вовсе 12%.

Доля «остепенившихся» выпускников стабильно снижалась все десятилетие. Это означает, что аспирантура часто работала вхолостую и поставляла кадры отнюдь не только академии.

Занятость как таковая и правда отвлекает от диссертации, показывают исследования. Трудоустроенные учащиеся реже добиваются ученой степени, чем неработающие, выяснила Сауле Бекова. Но это обобщение теряет силу при учете характеристик занятости. 

Для успешного окончания аспирантуры значимо, где и на какой позиции работает учащийся, показали данные по 655 участникам аспирантских программ одного из ведущих российских университетов за 2008–2017 годы.

Аспиранты, работающие в alma mater на исследовательских позициях, имеют высокие шансы добиться степени кандидата наук. Им несколько проигрывают те, кто учится и параллельно преподает или занимается административной работой. А среди тех, кто трудоустроен вне университета, вероятность успешного выпуска меньше всего.

Потерянные для академии

Аспирантура в России — прежде всего система подготовки исследователей. Но за годы учебы аспиранты также учатся преподавать, работать в больших научных проектах и коллаборациях, писать статьи и пр. Возможности академического развития довольно широки. Но по факту многие им не пользуются. В университете, в котором проходило исследование, к 2018 году защитили диссертации только 36% информантов. Еще 30% закончили ее, не выйдя в финале на защиту. Остальные и были отчислены (19%) или бросили учебу (15%).

Факторов отсева немало. Например, недостаточная мотивация к учебе или дальнейшей академической карьере. Есть немало учащихся с чисто прагматической мотивацией. Они, например, поступают в аспирантуру ради освобождения от службы в армии. Или хотят получить степень кандидата, чтобы преуспеть в неакадемической карьере. 

Так, в одном из опросов свыше трети (37%) респондентов-учащихся на вопрос о мотивах поступления в аспирантуру ответили, что она способствует развитию вненаучной карьеры. Еще четверть заявили, что аспирантура поможет им в работе исследователя-аналитика в коммерческой структуре. 

Среди других причин ухода (выбытия) из аспирантуры:

разочарование в учебе, переоценка ценностей — например, работа вне академии видится как более перспективная и высокооплачиваемая;

плохое научное руководство;

сложный психологический климат на кафедре;

неэффективная поддержка аспирантов — низкие стипендии и мало опций профессионального развития (международной мобильности, участия в проектах и пр.).

Но частая причина отчисления — невозможность совмещения работы с учебой. 

По данным исследований, трудоустроены абсолютное большинство аспирантов. Причем самый распространенный вариант  — полный рабочий день вне вуза. Такие учащиеся часто заняты в коммерческих организациях на неисследовательских должностях. Многие из них остаются работать в компаниях, а значит, потеряны для академии. 

Риски отсева могут быть связаны с психологическими факторами. Работа вне университета приводит к недостатку внимания и интереса к диссертации и к банальной усталости, указывает Сауле Бекова. Таким аспирантам сложнее найти время для встреч с научным руководителем и другими консультантами, походов на занятия и в библиотеку. Они меньше вовлечены в жизнь департамента, что замедляет подготовку диссертации.

Наконец, неакадемическая работа часто перевешивает просто потому, что приносит более высокий доход и обещает лучшие карьерные перспективы.

Сила сообщества

Более высокие шансы защиты диссертации для аспирантов — сотрудников университета могут говорить о влиянии академического сообщества на прогресс учащихся, подчеркивает исследователь. Работник кафедры оказывается в центре событий. Он хорошо представляет себе научную повестку дня и включен в коллектив. Это позволяет теснее общаться с научным руководителем и другими сотрудниками, а в итоге — и успешнее выстраивать научную карьеру.

Не удивительно, что многие аспиранты, занятые в alma mater, были больше удовлетворены учебой, чем их однокурсники, трудоустроенные вне академии. Сотрудникам университета, по их словам, было легче совмещать учебу с работой.

Наибольший бонус для успешного завершения аспирантуры приносит исследовательская работа. Она часто связана с темой диссертации (этого преимущества лишены, например, аспиранты — административные сотрудники). Кроме того, учащиеся — работники университета — имеют больше возможностей академического развития.

Об опциях академического развития в НИУ ВШЭ см. здесь.

Для успешного окончания курса важна и изначальная мотивация к учебе. Аспиранты, которые шли учиться ради последующей научной карьеры, защищали диссертацию чаще.  

Мощь продвинутых программ и грантов

Отбор учащихся в аспирантуру во многих вузах не слишком строг. В итоге есть немало аспирантов с неакадемической мотивацией. Однако возможны и другие, более продвинутые программы, где отбор серьезнее (ему, например, сопутствует дополнительное собеседование), но и опций больше, а финансовая и академическая поддержка особенно ощутима. На них учатся самые перспективные и мотивированные аспиранты. Они получают значительную финансовую и академическую их поддержку.

Так, в ВШЭ есть программа Академическая аспирантура, на которую обычно отбирают лидеров по результатам вступительных экзаменов.

У этих аспирантов высокая стипендия (30 тысяч рублей), у них могут быть соруководители из зарубежных вузов, оплачиваемая работа в исследовательских проектах НИУ ВШЭ. Есть возможности оплачиваемой стажировки в любом зарубежном университете.

Финансовая поддержка — разнообразные гранты, стипендии и надбавки — в целом также повышают шансы успешного выпуска из аспирантуры. Учащимся без материальных проблем проще сосредоточиться на диссертации. Они даже пишут ее быстрее.

IQ


Автор исследования:
Сауле Бекова, младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 23 января