• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как делается академическое эссе

Рекомендации от преподавателей НИУ ВШЭ

«Адаптация», 2002 год

Довольно часто студенты, не справившись с эссе, начинают думать, что у них просто нет дара к письму. Тем не менее, академическое эссе — это жанр с определёнными правилами, а потому написание добротного эссе предполагает в большей степени не дар, а дисциплину ума. Кроме того, академическое эссе — принципиально масштабируемый жанр. Именно поэтому в некоторых академических традициях эссе является ключевым элементом образовательного процесса: эссе пишутся каждую неделю, ведь научившись делать эссе на пять абзацев, вы понимаете, как можно адаптировать это знание для курсовой, статьи или диссертации. IQ публикует подробное руководство по написанию академических эссе от Алексея Плешкова, директора ИГИТИ им. Полетаева НИУ ВШЭ, и Ольги Алиевой, доцента Школы философии и культурологии НИУ ВШЭ, в котором они объясняют некоторые конвенции жанра и делятся советами по улучшению техники письма. Впервые этот материал увидел свет на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.

1. Что такое академическое эссе

1.1. Академическое эссе — это не художественный очерк

Слово «эссе» порой вводит в заблуждение, поскольку в русском языке оно обозначает «очерк, трактующий литературные, философские, социальные и другие проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме». Академическое эссе имеет не «свободную форму», а довольно строгую структуру.

1.2. Академическое эссе — это не философская эссеистика

Понятие «философская эссеистика» ассоциируется с теми текстами, в которых «подчеркнуто выражен индивидуальный взгляд на переживаемый и описываемый феномен, предмет или событие». Этот жанр вы, возможно, тоже в свое время освоите, но не надо приступать к его освоению, когда преподаватель ждёт от вас академическое эссе (и уж тем более, когда академическое эссе вы подаёте в пакете заявки на грант, программу обмена и т.п.). Вашим переживаниям на заданную тему не место в академическом тексте (хотя никто не мешает проявлять вашу индивидуальность через чёткую артикуляцию собственного мнения).

1.3. Академическое эссе — это небольшое исследовательское высказывание

Академическое эссе — это текст, в котором вы обосновываете тот или иной тезис (см. 2.2.3), как правило полемического характера.

Ваша задача — доказать утверждение, исходя из некоторой перспективы, убедить в чём-то читателя. Или по крайней мере показать, что вы владеете способами доказательства и убеждения, принятыми в вашей области знания (а для этого надо знать хотя бы базовую литературу).

Ваша главная аудитория — это преподаватель или рецензент; подбирайте аргументы, исходя из этого. Не надо притворяться, что вы пишете для «широкого круга интересующихся читателей». Помните, что академическое эссе, как и любой научный текст, — это всегда диалог с вашими коллегами или с теми исследователями, которые занимались этим вопросом до вас. Если вы совсем не представляете себе научное поле, то, скорее всего, эссе написать не получится.

Тем не менее, в эссе вы демонстрируете не начитанность, а способность к автономному суждению: у вас есть мысль или идея, для которой вы можете привести достаточные основания, чтобы с ней считался любой рациональный читатель. Sapere aude, «дерзай знать» — или, как интерпретировал эту максиму Иммануил Кант, «имей мужество пользоваться собственным умом!»

Таким образом, академическое эссе — это небольшая исследовательская работа, которая отличается от курсовой объёмом (фокусом): если в курсовой перед вами стоит обычно 2–3 взаимосвязанных вопроса (цель и необходимые для достижения цели задачи), на которые вы отвечаете в 2–3 главах, то эссе — это обычно ответ на один конкретный вопрос.

2. Структура эссе

2.1. Базовая структура

Эссе состоит из названия (да, преподаватель дает вам тему, название — уже часть эссе, которое требует навыка), введения, основной части и заключения.

2.2. Введение

2.2.1. Объём введения

В небольшом эссе введение — это обычно первый абзац (5–7 предложений, обязательно фиксирующий тезис вашей работы). При необходимости введение может быть и больше, но не более 1/5 вашей работы.

2.2.2. Организация введения

Самый простой способ организации введения — по принципу воронки. Вы начинаете с описания общей проблематики эссе, обозначаете её важность, уточняете дисциплинарную область и, наконец, приходите к конкретике собственного тезиса (см. ниже 2.2.3). Также во введении можно использовать «крючки» (hooks) — это разнообразные интересности, которые, на ваш взгляд, заставят читателя продолжить чтение. Это может быть история (анекдот), связанная с проблемой, неожиданный факт или шутка. Тем не менее, введение — не конкурс КВН: всё должно быть в меру и оправдано.

Пример введения по «принципу воронки»

Начиная с ранних греческих мыслителей – Анаксимандра, Парменида, Эмпедокла, – время так или иначе оказывается в центре внимания крупнейших европейских философов. Однако, несмотря на внушительную историческую глубину обсуждения, можно довольно точно определить время и место рождения современной философии времени. В 1908 году в журнале «Mind» вышла статья преподавателя Кембриджского университета Джона Эллиса МакТаггарта «Нереальность времени». Это исследование положило начало почти столетнему спору между А- и B-теориями времени. Хотя B-теория сегодня видится наиболее обоснованной с точки зрения естественных наук, именно А-теория обладает значительными преимуществами для философского осмысления природы времени.

Пример «крючков»

«Время» — третье наиболее часто употребляемое существительное в русском языке, в первой десятке вместе с ним — «год» (1-е место) и «день» (6-е). Согласно Оксфордскому словарю английского языка, «time» — самое распространенное существительное в современном lingua franca, и в первой десятке вновь — и «день» (5-е), и «год» (3-е). Сходное положение, по всей видимости, обнаружится во многих современных языках.

NB! Здесь необходимо не забыть подтвердить высказывание ссылками.

2.2.3. Формулировка тезиса

Ваше введение подчинено задаче формулировки тезиса, который складывается из двух элементов: темы (то, о чем вы говорите) и определяющей мысли (то, что вы об этом говорите). И то, и другое должны быть достаточно конкретны.

 Тезис не обязательно анонсировать («моё эссе о…», «мой тезис состоит в том, что…»). Если вы выбрали удачный тезис и убедительно его сформулировали — читателю и так будет понятно, что это — тезис.

 Не надо подменять тезис фактом. Факт — это то, что есть. Тезис — это некоторое суждение, истинность которого должна быть доказана.

 Не надо апеллировать к популярному или общему мнению. Это просто неинтересно.

 Контролировать обе части тезиса (тема + определяющая идея). Случайная замена любой из частей тезиса грозит логической ошибкой (потеря тезиса). Специальная — логической уловкой (подмена тезиса).

2.2.4. Что ещё написать во введении

Если объём предполагаемого эссе позволяет, частью введения могут стать:

(a) ключевые термины и понятия — в случае, если вы используете специфическую терминологию, отличную от характерного для вашей (суб)дисциплинарной области метаязыка;

(b) методология, если это важно для вашего исследования (если ваши главные методы — синтез и анализ, диалектика или сравнение, то лучше не прописывать методологию вовсе);

(c) состояние исследовательского поля, но не нужно описывать все релевантные исследования «от Адама до Потсдама». Вы можете выделить две-три точки зрения, которые явным образом друг с другом конфликтуют, и обозначить свою позицию в этом конфликте;

(d) план. Конечно, если у вас двухстраничное эссе, то план избыточен. Но если вы пишите большую работу — можно зафиксировать для читателя, как вы будете двигаться.

N.B.: Ничто не встречается во вступлении так часто, как «родился… жил… умер…» — и лишь крайне редко эти биографические очерки бывают оправданы. Вы пишете не статью для Википедии.

2.3. Основная часть

2.3.1. Сильные абзацы

Основная часть — это ваши рассуждения, призванные доказать выдвинутый во введении тезис. В эссе вообще нет и не может быть никакой «воды»: каждый абзац играет свою понятную читателю роль.

Старайтесь писать сильными абзацами. Конечно, бывают случаи, когда отказ от «сильных абзацев» оправдан логически или риторически. Но пока вы учитесь, лучше взять за правило писать исключительно сильными абзацами.

(a) Сильный абзац — это «микромодель» самого эссе.

(b) Тематическое предложение (topic sentence) — «микротезис» абзаца. В нём обязательно представлены тема и определяющая мысль: то есть это вспомогательный тезис, сохраняющий связь с тезисом всего эссе.

(c) Обоснование — это всегда аргументация в поддержку тематического предложения, а не свободное рассуждение на тему эссе.

(d) Детали (например, цитата) и примеры всегда подчинены тезису и обоснованию.

(е) Заключение не только подводит итог абзаца (в этом смысле, оно должно быть очевидно связано с тематическим предложением), но и позволяет подготовить переход к следующему абзацу как смысловой единице (например, через ключевые слова).

N.B. Иногда бывает, что у вас есть цитата или пример, которые, на ваш взгляд, идеально подходят для обоснования вашего тезиса. Эту цитату или пример нельзя вывалить на читателя просто так: нужно подготовить для них сильный абзац, то есть подвести обоснование и тематическое предложение, а затем привести заключение.

2.3.2. Связность текста

(a) Следите за логичностью переходов и общей связностью текста. Но не пытайтесь подменить переходы «водой»: помните, что в хорошем эссе нет не только лишних абзацев, но и лишних предложений и даже слов.

(b) Не теряйте тезис своего эссе. Его потеря — это ошибка или уловка (см. 2.2.3), кроме того — угроза затопления эссе ненужной водой (см. 2.3.1).

(c) Используйте вводные слова (во-первых, во-вторых, таким образом, вместе с тем, однако, следовательно, тем не менее и пр.). Вводные слова — это важные маркеры хода вашего рассуждения.

2.3.3. Тема и рема

Есть простые техники, которые позволяют добиться связности текста. Например, правило темы и ремы: предложение состоит из уже известной информации (тема, англ. topic) и новой, добавляющейся информации (рема, англ. focus), которая по мере развития повествования/аргументации сама становится темой. Это задаёт определенный ритм повествования: новое становится известным + добавляется новое, и опять новое становится известным + добавляется новое и т.д. Подробнее о коммуникативной структуре предложения смотри на сайте «Русская корпусная грамматика».

 Тема и рема не обязательно совпадают с грамматическими подлежащим и сказуемым. Например, в предложении «Эта тема исследована удивительно плохо» новая информация выражена наречиями «удивительно плохо».

 Рема обычно, но не всегда, ставится после темы. Критерием, позволяющим определить состав и темы и ремы, является вопрос, который может быть поставлен к предложению.

 Тема — не всегда известная информация. Иногда это что-то новое, но, как правило, предполагавшееся в предыдущем контексте («zoom in» эффект).

Попробуем разобрать один пример из эссе про аналитическую философию времени.

Обсуждение времени в современной аналитической философии [тема, задана темой эссе] обусловлено базовой концептуализацией, предложенной Джоном Эллисом МакТаггартом [рема]. В есть статье «Нереальность времени» (1908 г.) [тема, подхватывает и «приближает» рему предыдущего предложения] артикулируется два способа понимания времени [рема]. Во-первых, как А-ряда [контрастная тема], предполагающего наличие у объектов объективных, но изменчивых темпоральных свойств или «А-свойств» [рема]. Во-вторых, как B-ряда [контрастная тема], предполагающего только фиксированные транзитивные и ассиметричные отношения или В-отношения [рема]. Соответственно, дискуссии о времени в современной аналитической философии [тема] могут быть описаны как противостояние А- и B-теоретиков времени [рема], хотя эти позиции и претерпели значительное изменение по сравнению с исходной интуицией МакТаггарта [подводка к новому абзацу].

2.4. Заключение

(a) Напомните основный тезис вашего эссе. Если вы его не потеряли (осознанно или нет) на протяжении всего текста — уже хорошо!

(b) Суммируйте ваши основные аргументы. Речь идет про аргументативное эссе, ваши рассуждения — и есть ваш главный вклад.

(с) Не стоит предлагать новую информацию в заключении. Если на этапе написания заключение вам в голову пришла новая идея или новый аргумент, он заслуживает места в теле эссе. В таком случае нужно пересмотреть структуру и найти для него место там. Заключение — не для нового, а для заключения.

(d) Будьте краткими. Ваш читатель дошел с вами до конца. Не нужно испытывать его.

(d) Ваше заключение дает вашему читателю понять, что эссе закончено. Это не значит, что вы должны анонсировать завершение эссе («сим завершаю»): хорошее заключение говорит само за себя.

3. Оформление эссе

Требованию к оформлению могут отличаться, мы ограничимся указанием лишь на самые общие принципы.

3.1. Цитирование и парафраз (кавычки и сноска)

(а) Всегда, когда используете чужие слова (прямое цитирование) или «идеи» (косвенное цитирование или парафраз), вы должны дать понять своему читателю, что это не ваши слова или идеи. Даже если вы ужали большой объём чужого текста в один собственный абзац (а это, безусловно, серьёзная и творческая работа), необходимо сделать сноску. Текст не становится вашим от того, что вы внимательно его проработали.

(b) Ссылки на книги и статьи целиком, если вы используете конкретное высказывание или конкретную идею — ошибка: указывайте страницу или диапазон страниц.

(с) За редким исключением, тексты не самозарождаются в интернете. Ссылка на цифровую версию (без страниц), если существует печатная версия (со страницами) — дурной тон.

(d) Про цитирование античных авторов можно посмотреть видео.

3.2. Корректная грамматика и пунктуация

Для начала запаситесь «Справочником по правописанию и литературной правке» Д.Э. Розенталя и обращайтесь к нему во всех спорных случаях. Проверить написание и значение слов можно на сайте gramota.ru. Опасайтесь паронимов!

3.3. Форматирование текста

Об основных ошибках форматирования можно подробно прочитать вот в этом материале на сайте Antibarbari HSE — Греко-латинский клуб ВШЭ.
IQ