• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

8 марта для высшего образования

Как магистратура в России уменьшила гендерное неравенство?

ISTOCK

Высшее образование, помимо передачи знаний, выполняет и ряд других важных социальных функций. Например, оно снижает неравенство в обществе, в том числе между мужчинами и женщинами. Однако говорить о прорыве в решении «гендерного вопроса» в высшем образовании, как в России, так и во многих развитых странах, пока рано. Тем не менее, тренд на эмансипацию весьма силён и особенно заметен в магистратуре. О том, что по этому вопросу стало известно социологам и как данные о высшем образовании рассказывают о нашем обществе в целом — в колонке научных сотрудниц Института образования НИУ ВШЭ и участниц Проектно-учебной лаборатории «Развитие университетов» НИУ ВШЭ Дарьи Щегловой и Евгении Опфер.



Дарья Щеглова,
научный сотрудник
Института образования НИУ ВШЭ






Евгения Опфер,
научный сотрудник
Института образования НИУ ВШЭ




Мировые тренды

Гендерным неравенством принято называть устойчивое и значительное различие в социальных и экономических показателях женщин и мужчин. Это могут быть различия в образовании, участии в общественной жизни, положении на рынке труда, доступе к предпринимательству, политической деятельности, государственному управлению и другим сферам общественной жизни. Для современных женщин ценность высшего образования, несомненно, высока — оно автоматически означает расширение возможностей на рынке труда, приводит к изменениям в структуре семьи, брака, восприятии гендерных ролей и снижению уровня дискриминации.

Помимо общечеловеческих, гуманистических целей, преодоление неравенства приносит вполне осязаемые эффекты экономического развития. Доказано, что чем меньше гендерное неравенство, тем выше ВВП страны. 

Более того, установлено, что если в специальности наблюдается гендерная селективность, то в соответствующей отрасли сохраняется большое количество низкоконкурентных специалистов. А это, в свою очередь, снижает темпы экономического развития. Экономические эффекты гендерного неравенства в образовании изучают эксперты проекта ОЭСР. Результаты их исследований показывают, что с решением гендерного вопроса в высшем образовании в развитых странах всё крайне неоднозначно.

Ежегодные отчёты ОЭСР «Взгляд на образование» («Education at a Glance») показывают, что среди женщин примерно на 10% выше доля тех, кто, поступив в вуз, успешно его заканчивает. В то же время, мотивы поступления женщин и мужчин в университет разнятся, а гендерный разрыв в уровне высшего образования среди молодых людей увеличивается (в 2008 году мужчин с высшим образованием уровня магистратуры и выше было на 9 п.п. больше, чем женщин, а к 2019 году этот показатель увеличился до 12 п.п.) Парадоксально, но это происходит в ситуации, когда поступающих в бакалавриат женщин в среднем больше (53-54%), чем мужчин.

Женщины слабо представлены в науке, технике и математике (STEM), но сохраняют сильные позиции в образовании, здравоохранении и области социального обеспечения. В странах ОЭСР в магистратуре в среднем 61% женщин (данные по 37 странам). При этом, гендерная диспропорция в рамках различных областей наук сохраняется.

Сравнение доли женщин в различных профессиональных областях в бакалавриате, магистратуре и программах короткого цикла показало, что магистратура оказывается значительно ближе к условной «линии равенства», чем другие уровни подготовки. То есть, как минимум, уровневость образования связана с уменьшением гендерного неравенства. Так происходит в мире, но какова ситуация в России?

Отечественные особенности

Соотношение мужчин и женщин в бакалавриате и магистратуре примерно одинаковое — женщин чуть больше (53% и 55% соответственно). Это распределение нельзя объяснить тем, что в России просто больше женщин, чем мужчин — в возрастной группе до 29 лет их, наоборот, меньше. Тем не менее, женщины, в среднем, оказываются более образованы, чем мужчины.

Но если взглянуть пристальнее на распределение мужчин и женщин по направлениям подготовки, наблюдаются серьёзные диспропорции. По состоянию на 2020 год, в пятёрку самых популярных специальностей на обоих уровнях образования входили юриспруденция, экономика, педагогическое образование, менеджмент и строительство. По этим направлениям женщин обучается больше, чем мужчин.

Но, на самых популярных и высокооплачиваемых STEM-направлениях подготовки в магистратуре, женщин значительно меньше.

Дисбаланс мужчин и женщин наблюдается также по возрасту, в котором они поступают в магистратуру. В возрасте до 24 лет и после 34 лет женщин поступает значительно больше, чем мужчин тех же лет.

Скорее всего, это связано с семейными обстоятельствами, когда женщины уходят в декретный отпуск, отодвигая учёбу и карьеру на второй план. А магистратура, как достаточно новый для России институт, даёт возможность продолжить обучение и достроить необходимые навыки в любом возрасте. При этом, мотивы получения дальнейшего образования у мужчин и женщин в России — одинаковые. 

Согласно данным исследования «Рождение российской магистратуры», основными мотивами продолжения обучения в магистратуре в России как у женщин, так и у мужчин являются лучшие возможности карьерного роста, желание сменить направление подготовки, самореализация и высокая заработная плата. Однако при этом мотив зарплаты гораздо выраженнее у мужчин. 

Источник: Данные исследования «Рождение российской магистратуры», проекта-победителя «Стипендиальной программы Владимира Потанина» Благотворительного фонда Владимира Потанина, осуществлённого Институтом образования НИУ ВШЭ. Были опрошены студенты бакалавриата и магистратуры 19 российских вузов.

Что означают эти данные?

Высшее образование — это своеобразное «зеркало» социальных процессов — при помощи данных, мы можем увидеть то, как устроено наше общество. Например, как распределены гендерные роли и какие гендерные стратегии поведения характерны для российских студентов. 

Женщины, выбирая траекторию обучения, в меньшей степени ориентируются на выгодное положение на рынке труда. Поэтому стремясь повысить уровень образования, они зачастую выбирают профессии, не предполагающие высокой заработной платы. Это провоцирует гендерное неравенство в распределении доходов женщин и мужчин. При этом сам факт, что высшим образованием охвачен больший процент женщин по сравнению с мужчинами, говорит об их желании повысить свой человеческий капитал. Однако тренд на освоение женщинами традиционно мужских профессий пока не сформирован ни в России, ни в других странах.

В отличие от исследований в странах ОЭСР, в России главный мотив поступления в магистратуру у представителей обоих гендеров — карьерный рост. Мотив высокой заработной платы более выражен у мужчин, которых больше в STEM-специальностях. С этой точки зрения скорее важен вопрос не о том, зарабатывают ли «мальчики больше девочек», а зарабатывают ли «технари» больше «гуманитариев»? Может быть мужчины идут в эти специальности именно ради денег, а не потому что имеют к ним склонности?

Но в любом случае, мы констатируем факт, что магистратура служит хорошим инструментом отслеживания сдвигов в разрешении проблемы гендерного неравенства. Во-первых, именно в магистратуре, доля женщин в самых популярных STEM-направлениях становится значимо больше. А, во-вторых, при схожей мотивации профессиональной деятельности, магистратура показывает разные траектории поступления и выбора профессии у мужчин и женщин. Например, среди тех, кто продолжает обучение в магистратуре после 35 лет большинство — женщины. Это, как правило, те, кто решил «доучиться» после рождения ребенка, когда тот уже подрос и времени «на себя» стало больше. Это говорит о том, что в большинстве российских семей сохраняется традиционная структура гендерных ролей: отец-«добытчик», мать — «хранительница очага».

Но самое главное — магистратура даёт женщине возможность выбора: поступать сразу и строить карьеру в высокооплачиваемых областях, завести детей и доучиться/обновить знания или даже сменить профессию позже без сильных потерь в семейном бюджете. Именно наличие выбора, с нашей точки зрения, приведёт к уменьшению гендерного неравенства и снижения градуса общественного давления на женщину, когда ей нужно и работать, и учиться, и воспитывать детей одновременно, так как, по мнению патриархально настроенного большинства, «часики тикают».
IQ