• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: общение молодёжи с животными

Психологические, социальные и образовательные эффекты

ISTOCK // Icons made by ultimatearm from flaticon.com

Ухаживая за домашними животными, подростки учатся управлять своими эмоциями и нести ответственность за других. Привязанность к «братьям нашим меньшим» укрепляет взаимоотношения со сверстниками и родителями. Но с удовольствием общаться с животными можно не только дома — зооуголок в школе снижает тревожность и повышает эмпатию учеников, улучшает психологический климат в классе. Наблюдения за животными стимулируют интерес к науке и учат заботе об окружающей среде. И, наконец, нюансы обращения подростков с животными многое говорят о ситуации в семье. Об этих эффектах рассказываем с помощью статьи социолога из НИУ ВШЭ Оксаны Михайловой.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда (проект N 21-78-00069).

Что такое взаимодействие молодёжи с животными?

Это общение с братьями нашими меньшими — например, проявление к ним заботы, привязанности, интереса, ответственности. По сути, это часть социализации молодого человека.

Ранее социология отказывала животным в «полноценных» коммуникативных навыках, и отношения людей с ними исследовались мало. Но такой антропоцентричный подход устарел. Появилось междисциплинарное направление animal studies и секции в социологических организациях, занимающиеся исследованиями животных. Очевидно, что своя социальность есть и у животных, причём речь не только о социальных животных типа муравьев и пчел, и их можно рассматривать как участников социальных отношений.

В контексте исследований молодёжи значимо, что общение с животными может влиять на качество жизни и субъективное благополучие (ощущение счастья) у подростков. Полезных психологических эффектов тут немало.

Какую психологическую пользу может принести общение с домашними животными?

Во-первых, взаимодействие с питомцами влияет на личностное развитие. Оно развивает эмоциональную регуляцию — способность управлять своими эмоциями, помогает распознавать эмоции других людей. У школьников, имеющих домашних животных, уровень эмпатии выше, чем у их ровесников без питомцев. При этом развитая эмоциональная регуляция вносит немалый вклад в успехи в учёбе, позволяет меньше переживать и легче усваивать материал.

Во-вторых, общение с домашним любимцем учит ответственности за жизнь другого существа. Это происходит, если ребенок выполняет комплекс обязанностей по уходу за животным (кормление, прогулки, гигиенические процедуры, походы к ветеринару и пр.).

В-третьих, существует пет-терапия (с участием собак, кошек, кроликов, птиц, лошадей и пр.): присутствие домашних животных смягчает у детей стресс, снижает у подростков выраженность симптомов заболеваний, в том числе, ментальных.

Каковы социальные эффекты от общения с животными?

Прежде всего — усиление социальной интегрированности. Появление домашних любимцев у подростка может расширить круг его общения и укрепить отношения с родственниками. Ребята, имеющие домашних питомцев, чувствуют себя менее одинокими. Размер персональной сети поддержки у таких подростков положительно скоррелирован с привязанностью к питомцу (чем больше один показатель, тем больше и другой). Кроме того, есть данные, что школьники, у которых есть собака, чаще оказывают и получают социальную поддержку онлайн, чем те, у кого нет собаки.

По сути, домашние животные активизируют общение между подростками: появляются новые темы для разговоров и совместного досуга — питомцы вносят вклад в социальный капитал (знакомства) своих хозяев.

Какие факторы влияют на отношения подростка с питомцем?

Пол, возраст, структура семьи, её социально-экономический статус (СЭС, уровень образования и доходов родителей) и этническая принадлежность. Значимы также тип домашнего животного, число питомцев и история отношений родственников с домашними животными. Установлено, что:

 У девочек выше уровень эмпатии во взаимоотношениях с домашними животными. Их любовь к питомцам глубже.

 С возрастом привязанность к домашнему животному может снижаться в силу привыкания к нему.

 У ребят из неполных семей более сильная связь с домашним любимцем.

 Единственные дети в семье больше привязаны к питомцам.

Относительно СЭС всё сложно. Есть данные, что он не связан с отношениями ребенка и домашнего животного. Но в других работах показано, что дети из малообеспеченных семей сильнее привязаны к своим питомцам. На шансы появления и тип домашнего животного могут влиять жилищные условия семьи. Матери, которые сами имели в детстве домашних питомцев, более склонны разрешать заводить их своим детям.

Отношение к питомцу и типы животных могут варьироваться в зависимости от этнической и культурной принадлежности хозяина.

Степень эмпатии владельца домашнего животного также положительно связана с числом его питомцев. Ряд исследований показал, что больше любят своих питомцев хозяева кошек и собак — это может объясняться большей «человечностью» этих животных в сравнении с рептилиями, амфибиями, грызунами и пр.

Как кошка, собака, хомячок или попугай могут улучшить отношения в семье?

Они становятся предметом совместной заботы и тем самым объединяют семью. Родители и дети вместе возят питомца к ветеринару, покупают корм и игрушки и пр. Установлено, что в семьях, в которых есть домашние животные, ребёнок оценивает свои отношения с родителями как более благополучные.

Домашние питомцы могут спасать отношения в семье. Они помогают детям и родителям справляться со стрессами, понимать друг друга и не ссориться. В то же время, в общении с животными может закрепляться агрессия. Жестокое обращение подростка с питомцами может говорить о пережитом семейном насилии, в котором он был жертвой либо свидетелем. Такие практики могут стимулировать девиантное (отклоняющееся от норм) и противоправное поведение в будущем.

Где ещё молодёжь может общаться с животными?

Например, в образовательных учреждениях. Но дом и школу как контексты взаимодействия нужно рассматривать отдельно, так как общение людей и животных в них имеет разную частоту, плотность, насыщенность и специфику. Контакты дома более тесные и частые. Они предусматривают целую палитру совместных активностей — от игры до уборки. В школе общение с животными более поверхностное и периодическое.

В образовательном пространстве животные могут быть как частью учебного процесса (предполагается наблюдение за их поведением, уход и забота, а также походы в зоопарки и питомники и пр.), так и помощниками в терапевтических программах.

Что даёт общение с животными ученикам школ?

Оно может снижать тревожность (это особенно актуально для первоклассников, адаптирующихся к школе), развивать социальные навыки, в том числе, умение заботиться о других. Зооуголки улучшают психологический климат в классе, поскольку способствуют общению между учениками: дети чаще контактируют, вместе ухаживают за животными. Не случайно в разные виды школьных терапий по развитию социальных навыков всё чаще включают «друзей человека».

Нередко животных вовлекают в образовательный процесс потому, что они стимулируют интерес к познанию и увеличивают концентрацию на изучаемом материале. Кроме того, наблюдение за животными в школе напоминает реальные исследования и тем самым прививают интерес к науке. В одной из работ описано, как индийские, мексиканские, кенийские и американские дети изучали данные фотоловушек, установленных рядом с их школами, и тем самым пробовали себя в качестве исследователей, успешно реализовывали сценарии научной работы.

Посещение курсов по изучению живой природы и клубов, предполагающих заботу о животных, развивает у детей проэкологические установки (это показал, например, шведский проект по спасению саламандр), учит бережно относиться даже к «непопулярным» животным типа змей.

Поверхностное знакомство с животными тоже полезно?

Если подразумеваются просмотр шоу, социальных сетей и фильмов о животных, посещение парков и другие подобные активности, то тут точных данных об их эффективности пока нет.

С одной стороны, учёт влияния встреч с насекомыми, крысами, голубями и другими представителями городской фауны не имеет смысла из-за краткосрочности таких знакомств. С другой стороны, даже обыденное столкновение может стимулировать познавательную деятельность, поиск дополнительной информации о животных.

Какие исследования общения молодёжи и животных сейчас актуальны?

Например, те, которые демонстрируют влияние взаимодействия с животными на жизненные траектории юношества. Таких работ пока мало, и они не представляют собой отдельного научного направления. Но это перспективное направление для эмпирических исследований.

Стоило бы также изучить связь между взаимоотношениями подростков с питомцами и адаптированностью молодёжи к социальной жизни — например, способностью выходить из сложных ситуаций, принимать решения. Если такие корреляции обнаружатся, можно разработать для детей, не имеющих животных, социальные программы с возможностью общения с ними.

Интересно было бы проанализировать влияние отношений с животными на профессиональные достижения молодёжи. Возможно, образовательным организациям стоит активнее вовлекать животных в учебный процесс.

Любопытно также исследовать синергию контактов с животными в домашнем и образовательном контексте. Развитие такого общения в нескольких средах одновременно может существенно улучшить качество жизни молодёжи.

IQ

Автор исследования:
Оксана Михайлова, младший научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов Факультета социальных наук НИУ ВШЭ 
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 ноября, 2022 г.