• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: стадитьюберы

Чему учат и как помогают абитуриентам и студентам образовательные видеоблогеры

ISTOCK // Icons made by smashingstocks from flaticon.com

Сайт вуза, его бренд-медиа, страницы в соцсетях, дни открытых дверей дают всем желающим основное представление об университете. А о нюансах поступления и учёбы абитуриенты нередко узнают от стадитьюберов — образовательных видеоблогеров. Стадитьюберы — совсем молодые игроки образовательного рынка, но они уже могут считаться «микроселебрити». У них есть своя аудитория, тематический репертуар, стиль общения, узнаваемость. К ним активно идёт реклама. Но главное — стадитьюберы могут реально помочь учащимся. IQ.HSE разобрался в этом явлении на основе статьи исследователей из НИУ ВШЭ.

Что такое стадитьюб?

Это образовательный видеоблогинг. Термин StudyTube происходит от английского «study» («учиться») и названия видеосервиса YouTube. Стадитьюберы снимают неформальные видео об университетской жизни, затрагивая все волнующие абитуриентов вопросы — от поступления в вуз до будущей карьеры. Нередко они сами ещё учатся, но при этом охотно делятся своими знаниями и лайфхаками. И — одновременно документируют и осмысляют собственный опыт учёбы. Сегодня стадитьюберы часто становятся лидерами мнений, инфлюенсерами.

Когда сложился стадитьюб как явление?

Первые видео студентов на темы образования начали появляться с 2015 года. А с 2018-го — пошёл заметный резонанс: отклик от медиа, рекламодателей, системы образования. Стадитьюберы стали продвигать образовательные и активистские инициативы. Новый импульс явлению придала пандемия COVID-19 : блогеры описывали опыт дистанционной учебы, делились переживаниями. Со временем непрофессиональные видео на темы приёма в вуз, академических достижений и самомотивации стали набирать сотни тысяч просмотров, а их авторы составили собственную контентную нишу.

Какие основные сюжеты существуют в стадитьюбе?

Среди самых популярных — поступление в университет, получение гранта, опыт написания мотивационных писем. Есть, например, видео «Как поступить в топовый университет, если ты не гений?». Впрочем, анализируются и трудности поступления, провалы на экзаменах.

Ещё один круг тем — жизнь в кампусе и адаптация к учёбе. Блогеры рассказывают и об инфраструктуре вуза, и о собственных эмоциях от общения с преподавателями и администрацией. Судя по комментариям к таким видео, это направление стадитьюба позволяет абитуриентам понять, как будет устроена их студенческая жизнь.

Об экзаменах, зачётах, образовательных достижениях стадитьюберы тоже рассказывают. Данные видео информируют и ценностно ориентируют студентов. Полезны они и администрации вузов, так как сообщают о том, как, на взгляд студентов, устроена система аттестаций (насколько она прозрачна, справедлива и пр.), а также утверждают значимость успехов в учёбе.

Иногда стадитьюбер предлагает подписчикам вместе готовиться к экзаменам — «Study with me». Блогер занимается в режиме реального времени, а зрители наблюдают за ним — и тоже учатся. Ещё один сюжет — типичный день в университете. Здесь демонстрируется отредактированная версия обычного дня стадитьюбера.

Другой круг тем касается ментального здоровья, образовательной мотивации и продуктивности, а также образа жизни, способствующего успешной учёбе. В комментариях подписчики сообщают, насколько блогер помог им учиться эффективнее, тем самым транслируются ценности вовлечённости в учёбу.

Сами стадитьюберы часто учатся в престижных университетах, получают гранты, посещают интересные конференции и пр. Они и сами готовы преодолевать трудности, и настраивают на это подписчиков.

Как выглядят блоги и как строится общение с аудиторией?

Видеоблоги могут состоять из нарезки нескольких видео с эпизодами, снятыми в течение дня / недели в разных местах, но есть и разговорные видео, записанные без смены локации. Главные принципы стадитьюба — низовой характер и постулируемое равенство между блогером и подписчиками (горизонтальные коммуникации). Они могут открыто общаться между собой.

Ключевые способы взаимодействия — комментарии, сессии «Study with me», прямые эфиры (стримы) с ответами стадитьюбера на вопросы аудитории, фанатские встречи и почтовые рассылки.

В сфере стадитьюба заметна размытость границ между создателями и потребителями контента. Это вписывается в концепцию культуры соучастия, предложенную американским культурологом Генри Дженкинсом. Она подразумевает низкий входной порог для начала творческой деятельности, поддержку других членов сообщества, а также неформальное наставничество.

Стадитьюб заимствует приёмы у других типов блогов?

Несомненно. Например, прямое обращение к зрителям, подборки видео со схожим сюжетом, рекламные интеграции. Жанр обзора и видеопрогулки тоже встречается в блогах разной тематики. Но если в бьюти-блогах (о красоте) проводятся тесты косметики, то в стадитьюбе рассматриваются девайсы и программное обеспечение. А вместо демонстрации отелей, характерной для тревел-блогов (о путешествиях), стадитьюбер проведёт видео экскурсию по кампусу университета. Многие блогеры связывают тему разговорных видео с рекламой, например, тайм-менеджемент — с брендом часов, а тему ментального благополучия — с сервисами психологического консультирования.

Можно ли стадитьюберов считать селебрити?

Скорее, «микроселебрити» (или интернет-селебрити). Это понятие ввела австралийский цифровой этнограф Тереза Сенфт. Она разграничивает селебрити и микроселебрити. Знаменитости в широком смысле отделены от поклонников, работают на глобальные аудитории, сотрудничают с профессионалами ради продвижения и известны каким-либо талантом. Микроселебрити занимают узкую нишу, поддерживают постоянную связь с подписчиками, работают самостоятельно и постоянно обращаются к своей «подлинной» жизни.

Ряд стадитьюберов уже начинают восприниматься как эксперты. Их приглашают на теле- и радиопрограммы, берут интервью, зовут в качестве спикеров на публичные мероприятия. Коммерческие организации отдают должное потенциалу образовательных блогеров. Не случайно на стадитьюб-каналах можно встретить рекламу образовательных сервисов и приложений, языковых школ, канцтоваров и пр. Деятельность стадитьюберов, начинавшаяся как хобби, успешно монетизируется и движется в сторону институционализации.

Правда ли, что стадитьюб — это не только информирование, но и эмоциональный труд?

Безусловно! Образовательным блогерам присущ аффективный труд — работа по демонстрации эмоциональности (кстати, её исследует культуролог Екатерина Колпинец). При этом интернет-селебрити часто показывают отрицательные эмоции — тревогу, уязвимость, страх перед экзаменами, чувство одиночества. «Предъявление» эмоций нужно, в том числе, для установления контакта с подписчиками. «Сегодня мы с вами пойдем гулять по кампусу, и мне будет менее одиноко», — стандартное начало для стадитьюб-выпуска. Печаль, усталость и их преодоление демонстрируют ту специфичную искренность, которая важна в сетевой коммуникации.

Претензия на аутентичность может выражаться и визуально — например, при появлении «в эфире» на фоне разбросанных книг, в домашней одежде. Причём подписчики относятся к этому позитивно. Они могут написать: «<...> Насколько приятно видеть твою реальность <...>, а не отполированную картинку с идеальным утром/днём, идеально убранной квартирой». А затем добавить: на такую работоспособность «нужно равняться». Такие комментарии показывают ценность аутентичности, дружеского общения, а также возможности стадитьюба в мотивации к учёбе.

Становятся ли стадитьюберы активистской силой?

В некоторых случаях — да. Так, в 2020 году они распространяли информацию о заниженных результатах британских выпускных экзаменов, пытаясь понять причины этого казуса. В итоге было инициировано официальное расследование.

Другой пример взаимодействия стадитьюберов и высшей школы — коллективный некоммерческий проект The StudyTube Project. Его в пандемию COVID-19 запустила группа британских образовательных блогеров для того, чтобы предложить контент для учащихся, заинтересованных в дополнительных знаниях вне школ и вузов. Проект также эмоционально поддерживал ребят.

Иногда стадитьюб упрекают в том, что он отвлекает внимание от официальных каналов университетов. В то же время, он сосредотачивает внимание на конкретных вузах и образовательных программах, а значит — популяризирует их. Не стоит забывать и о продвигаемых стадитьюберами ценностях успешной учёбы. Потенциально образовательные блоги могут стать площадками кооперации с университетами.

Какие советы можно дать вузам в связи с развитием стадитьюба?

Возможны несколько направлений: взаимодействие с самими стадитьюберами, запуск похожих проектов и работа с теми потребностями, которые для студентов пока покрывают образовательные блогеры. Вузам нужно обращать внимание на то, что живо волнует учащихся и их родителей. Университет может поддерживать блоги на эти темы, тем самым поощряя студенческую активность и усиливая собственную видимость среди абитуриентов.

Стадитьюберам стоит дать возможность делиться опытом на университетских мероприятиях по предпринимательству и проектной деятельности студентов, мотивации к обучению, выбору образовательных траекторий. Выявленные благодаря стадитьюбу потребности — во взаимопомощи, психологическом благополучии во время учёбы, обмене опытом — могут стать основой для создания соответствующих сервисов в университете.

IQ

Авторы исследования:
Ксения Романенко, доцент, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ, культуролог
Анастасия Макарьева, аспирант Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ, приглашённый преподаватель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 2 мая, 2023 г.