• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Burn IT out

Как выгорают ИТ-специалисты — чем дольше в профессии, тем выше риски

ISTOCK

Профессия ИТ-специалиста сегодня одна из самых востребованных в мире. У айтишников достойная заработная плата, плавающий график, возможность работать удалённо и минимум коммуникации с людьми, которая нередко истощает в других профессиональных сферах. Однако при всех своих преимуществах в реальности ИТ-специалисты подвержены высокому риску выгорания. И чем больше стаж работы, тем он выше. В свежем номере журнала «Организационная психология» НИУ ВШЭ опубликованы результаты теоретического обзора, посвящённого особенностям и причинам профессионального выгорания профессионалов в области информационных технологий.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ), название гранта «Мультифакторная модель профессионального выгорания специалистов IT-сферы», а также при поддержке Программы НИУ ВШЭ «Университетское партнерство».

В основе проблемы — стресс

Современные руководители компаний и HR-менеджеры нередко озабочены проблемой выгорания сотрудников. Сегодня уже не найти специалиста, который не слышал об этом явлении или сам не сталкивался с симптомами, которые для него характерны — утратой мотивации, интереса к работе, постоянной усталостью и эмоциональной редукцией.

Научное понятие профессионального выгорания (professional burnout) введено в оборот американским психиатром Гербертом Фрейденбергом в 1974 году. Оно использовалось для обозначения состояния деморализации, «бесчувственности», разочарования, переживания собственной бесполезности и изнеможения, наблюдаемого у людей помогающих профессий.

Однако постепенно выгорание стали рассматривать в более широком контексте. На сегодня известно, что выгорание может наступить в любой профессиональной сфере. И одна из главных причин — стрессы, которые ведут к эмоциональному истощению и утрате интереса к деятельности. Выгорание включено в Международную классификацию болезней (МКБ-11), как синдром, вызванный хроническим стрессом на рабочем месте.

Существуют различные подходы к рассмотрению феномена выгорания. Активно эту проблему стали изучать с начала 1980-х, когда был разработан «Опросник Маслач для измерения выгорания». Процессуальный подход трактует выгорание как динамический процесс, имеющий определённые фазы и уровни развития. А согласно трёхфакторной модели Катарины Маслач и Сьюзан Джексон, синдром выгорания включает:

эмоциональное истощение — ключевая составляющая выгорания, проявляющая себя в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии, эмоциональном бесчувствии;

деперсонализация — отстранённость в коммуникации, дезадаптация коммуникаций и отношений с другими людьми;

редукция личных достижений — тенденция негативно себя оценивать, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизм по отношению к служебным достоинствам и возможностям.

В российских исследованиях часто фигурируют два понятия: «эмоциональное выгорание» и «профессиональное выгорание». Оба главным образом связаны с субфактором эмоционального истощения. Например, психолог Виктор Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания как механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Тлеющие айтишники

В настоящее время накопилось достаточное количество зарубежных и российских исследований, которые дают представление о специфике и масштабах выгорания среди представителей ИТ-отрасли. Так, в одном из российских исследований, проведённом на выборке из 85 программистов-мужчин в возрасте от 19 до 55 лет, выявлено, что у 68% программистов высокая и крайне высокая степень выгорания. У 27% обнаружена средняя степень выгорания. И только у 5% — низкая.

Наибольший вклад в интегральный показатель выгорания у программистов внёс параметр редукции личных достижений. Он проявляется в негативной оценке своей компетентности и продуктивности. К похожим выводам пришли и в ряде зарубежных работ: наиболее значимыми оказываются деперсонализация и редукция профессиональных достижений, хотя эмоциональное истощение также имеет место.

Выгорание — ключевой фактор текучести кадров среди ИТ-специалистов. Чем выше истощение от работы, тем чаще мысли об увольнении, показывают исследования. При этом к намерению уйти из компании нередко приводит и обезличивание результатов труда.

Понятие «ИТ-специалист» — достаточно широкое. Все ИТ-профессии связаны с разработкой и внедрением цифровых технологий. К ним относятся системные администраторы, разработчики, постановщики задач, программисты, администраторы баз данных, специалисты по информационной безопасности, веб-дизайнеры, тестировщики, 3D-аниматоры, специалисты по робототехнике, инженеры и аналитики данных и т.д.

Отдельно изучались особенности выгорания в разных группах ИТ-специалистов — фронтендеров (front-end) и бэкенда (back-end). Фронтендеры — программисты, отвечающие за создание пользовательского интерфейса сайтов или приложений — продемонстрировали наиболее выраженные симптомы эмоционального выгорания как проявление упрощения эмоционального компонента в профессиональных коммуникациях. А бэкенд — программисты, занятые внутренними вычислительными и логическими механизмами сайтов или приложений — показали симптомы эмоционального выгорания как проявление упрощения профессиональных обязанностей.

Многообразие рисков

В ходе проведенного анализа авторы новой работы выявили ряд рисков выгорания, характерных для ИТ-специалистов. В первую очередь это «истощение вследствие циклического обучения». Инструменты, платформы, языки программирования постоянно обновляются. Чтобы идти в ногу со временем айтишникам постоянно приходится учиться.

Давно отмечено, что непрерывное обучение — это критическая проблема для ИТ-специалистов. Достаточно пяти-семи лет работы в этой сфере, чтобы поработать как минимум с тремя разными технологиями. В одном из исследований установлено, что чем выше уровень мастерства программиста, тем сильнее его истощение и выше вероятность смены работы.

Другой риск выгорания в информационных технологиях — совмещение функциональных и командных ролей и обязанностей. В начале 2000-х роли в проекте обычно были чётко разделены: менеджер, бизнес-аналитик, системный аналитик, руководитель группы, DevOps (синхронизирует этапы создания программного продукта), разработчик, тестировщик и обслуживающий персонал проекта. А вот сегодня один человек нередко может выполнять несколько ролей, оказываясь в условиях многозадачности.

Ещё один риск выгорания ИТ-специалистов связан с тем, что работа стала рассредоточенной как в пространстве, так и во времени. Разница в часовых поясах между заказчиками и подрядчиками приводит к нарушениям циркадного ритма и социального времени, и как следствие, нарушениям в личной жизни. Очень часто рабочие задачи могут сваливаться под конец трудового дня. В результате преимущества в виде гибкого графика оказываются обузой.

Ловушки пространственной и временной гибкости — фигурируют как отдельный фактор риска выгорания в ИТ-сфере. Часто айтишник не привязан к офису, но он всегда достигаем с помощью электронной почты и мессенджеров. «Формируется привычка думать о работе в любое время и в любом месте, что нарушает баланс между работой и свободным временем», — пишут исследователи.

Они приводят в пример статистику — по данным интернет-ресурса Blind, почти у 70% сотрудников стартапов в Кремниевой долине выявлено выгорание из-за удалённой работы. Ещё выше процент работников крупных корпораций, подверженных стрессу на фоне удалённой работы. В Google их 79%, а в Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией) — 81%. Также выгоранию в ситуациях проектной, удалённой работы могут способствовать синдромы прокрастинации и трудоголизма.

Дополнительным фактором риска служит дистанционная коммуникация, в которой неопытные сотрудники часто испытывают чувство одиночества и изоляции. При этом в силу особенностей подобного общения иногда возникают искажения в коммуникации, недопонимание, а также дефицит доверия.

Отдельно авторы статьи отмечают профессиональные заболевания, которые возникают у ИТ-специалистов. Прежде всего, это так называемый техностресс (technostress) — явления стресса, возникающего из-за длительного использования в работе информационно-компьютерных технологий. Нередко он приводит к проблемам со здоровьем.

Так, в ходе одного из исследований на выборке около 1000 человек учёные изучили нарушения здоровья у сотрудников ИТ-организаций. Выяснилось, что у 56% респондентов имелись симптомы нарушений опорно-двигательного аппарата, 22% поставили диагноз гипертония, 10% — диабет, 36% — дислипидемия, 54% — депрессия, тревога и бессонница, 40% — ожирение. При этом оценки стресса и физиологические заболевания оказывались взаимосвязанными между собой.

Выгорание и личностные характеристики

Одно из исследований ИТ-специалистов с выборкой 997 человек (100 женщин и 897 мужчин) показало, что существуют гендерные различия в интенсивности выгорания. «Работающие в ИТ-сфере женщины демонстрируют более высокую интенсивность выгорания по сравнению с мужчинами, что говорит о восприятии ими рабочих задач как более высокой эмоциональной нагрузки», — пишут учёные. Есть и другие работы, которые демонстрируют высокую текучесть женщин в середине карьеры в ИТ-сфере по причине нарушения баланса между работой и личной жизнью, истощения от работы, конфликта ролей.

Выгорание среди айтишников, судя по всему, формируется последовательно и постепенно. Самые высокие показатели эмоционального дефицита и личной отстранённости отмечаются в возрасте 38-42 лет. Самые низкие — в 25-33 года. Благодаря глубинным интервью удалось установить, что в возрасте 38-42 лет ИТ-специалисты ищут поддержку у психологов, прибегают к индивидуальной или групповой терапии с целью снижения уровня выгорания и возвращения внутреннего комфорта и качества жизни.

Нередко люди, работающие в ИТ-сфере, чувствуют себя как в ловушке. Приобретённые ими навыки не позволяют легко перейти в другие сферы занятости. Поэтому они настроены работать дальше в отрасли информационных технологий, даже если будут продолжать испытывать много стресса и трудностей.

При этом периодически наблюдается и сильное давление со стороны семьи специалиста, заинтересованной в сохранении достатка. Например, в Индии ИТ-специалисты — наиболее привлекательные партнёры для заключения брака, поскольку эта профессия воспринимается как престижная. Поэтому молодые люди часто выбирают карьеру в ИТ именно из соображений престижа и высокой зарплаты, а не из собственных интересов и увлечений.

В поисках решения

Имеющиеся научные исследования помогают сделать выводы о том, в каких направлениях должны выстраиваться практики самопомощи и профилактическая работа с ИТ-специалистами. Мощным ресурсом противодействия стрессу может быть эмоциональный интеллект.

Другой механизм — устранение дисбаланса между работой и личной жизнью. «Сотрудники с удовлетворительным балансом между работой и личной жизнью благодаря политике, проводимой организацией-работодателем, как правило, более эффективны на работе и реже истощаются от неё, а сотрудники, неудовлетворённые своей работой и неспособные найти баланс между двумя сферами — работой и семьей, как правило, отказываются от своей деятельности, связанной с работой», — отмечают учёные.

Профилактика выгорания среди ИТ-специалистов должна проводиться на индивидуальном и организационном уровне. Необходимо создание здоровьесберегающей организационной среды и системы корпоративных практик по самоконтролю и самопомощи для предотвращения выгорания. Эти практики должны охватывать образ жизни, баланс работы и отдыха, восстановление, совладание с рабочими стрессами и расширение «ресурсной базы» психологической устойчивости.

На индивидуальном уровне профилактика выгорания — это, прежде всего, профориентация, поскольку часто молодые люди выбирают профессию айтишника не из своих реальных интересов и склонностей, а исключительно из финансовых перспектив. Другой аспект профилактики — обучение «цифровой гигиене» — взаимодействию с диджитал-средой. Важной также является разработка психодиагностических методик, позволяющих оценивать специфические особенности и типологию выгорания работников ИТ-сферы.
IQ
 

Авторы исследования:

Ольга Гофман, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета

Наталия Водопьянова, профессор кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета

Алена Джумагулова, старший научный сотрудник факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета

Герман Никифоров, заведующий кафедрой психологического обеспечения профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 15 мая, 2023 г.