• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фандомные боли

Что побуждает студенток вузов читать фанфики

ISTOCK

«Великие читательницы...» — так назвала свою известную статью о любителях фанфиков культуролог Наталья Самутина, исследователь культуры соучастия. Она заложила основы изучения читательского опыта поклонниц фанфикшн и выделила мотивы такого чтения. В развитие темы студентки-социологи НИУ ВШЭ Дарина Валиахметова и Диана Щелканова провели собственное исследование среди московских девушек-учащихся вузов — любительниц фанфикшн. Как выяснилось, читают они их много и предпочитают большие формы с острой тематикой. Пополнился и список основных мотивов чтения фанфиков — от эмоциональных до желания развить воображение. Среди новых мотивов, например, неудовлетворенность произведениями классиков, поддержка друзей–авторов фанфиков и наслаждение стилем этой литературы. Ещё больше деталей из мира литературного фандома — в тексте IQ.HSE.

Литература восстановленной справедливости

Фанфикшн (англ. fan fiction — «фанатская литература») — тексты, созданные непрофессионалами по мотивам популярных книг, фильмов, телесериалов, комиксов, игр и биографий знаменитостей, — активно изучаемая область культуры соучастия. Но дело не только в том, что современный читатель хочет быть соавтором, а ещё и в творческом потенциале любительских текстов. Они давно не считаются «текстовым браконьерством», а воспринимаются как немалый ресурс. Сегодня ясно, что влияние «писательской» литературы и фанфиков — взаимное, а творчество фанатов может модифицировать культурные каноны.

Высокое искусство уже не может не замечать фанатские практики — и как своё отражение в зеркале, и как поле новых возможностей. Среди них альтернативные финалы (скажем, Андрей Болконский остаётся жив) и сюжетные ходы (Обломов практикует онлайн-дейтинг), реабилитация «плохих» персонажей (например, Элен Безуховой), разработка второстепенных линий сюжета (романа Николая Ростова и княжны Марьи). Такие решения могут быть как ошеломительно странными, так и вполне стандартными, по «формуле» (по мнению американского исследователя массовой культуры Джона Кавелти, формула — «структура повествовательных конвенций», использованных во множестве произведений). В целом в плане нарративных решений фанфики очень разнородны.

Подобные переосмысления классики говорят об эмоциональном, интенсивном и почти «телесном» её восприятии. Для многих авторов фанфиков — а это преимущественно молодёжь, отношения со знаменитыми текстами — незакрытый гештальт. Где-то у условного «Толстоевского» нужно что-то переписать, восстановить справедливость, восполнить дефициты, соединить разные вселенные в кроссовере (фанатском тексте, в котором соседствуют персонажи и реалии разных вымышленных миров) — например, познакомить Онегина и Печорина, Раскольникова и Базарова. Кроссовер — воплощение трансформационного, преобразующего подхода фикрайтеров (авторов фанфиков) к оригиналам.

Здесь есть о чём поразмыслить и социологам культуры. Во-первых, литература — социальный институт, литературные произведения соотносятся со «структурой ценностно-нормативной, с системой социальных групп». Это свойство присуще и фанфикшн.

Во-вторых, литература имеет общественный резонанс, который многое говорит о читателях. Логична концепция рецептивной эстетики немецкого исследователя Ханса-Роберта Яусса, в рамках которой изучается восприятие литературного текста — как он преломляется сквозь призму взглядов читателя, как и почему актуализируется в тех или иных обстоятельствах. Этот подход применим к произведениям фанфикшн, поскольку особое место в структуре их отношений занимает как раз читатель.

По сути, любой фанфик ориентирован на потенциального читателя и его реакцию, поскольку другой награды за труд у фикрайтера нет. Но тут есть и обратная сторона. Говоря словами структуралиста Ролана Барта, «чтение служит проводником желания писать».

На фоне развития новых медиа это особенно очевидно. Наталья Самутина в статье «Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта» замечает: «В интернете <...> множатся экспериментальные зоны, где письмо и чтение почти не разделены, где желания и потребности читателей <...> удовлетворяются с максимальной точностью, где произведения создают „для самих себя и друг для друга“, и они тут же находят горячий отклик <...>».

Интернет-собрания фанфиков предполагают свободный доступ к целому клондайку текстов, а месячная аудитория таких электронных площадок составляет миллионы пользователей. Это явление социологам сложно не заметить. Среди подобных ресурсов: Ficbook.net, Fanfics.me, Wattpad.com, Fanfiction и другие. Такие «экспериментальные зоны», по словам Самутиной, позволяют многое узнать как о читателях, так и «про возможности разных литературных форм, с помощью которых люди всё более открыто выражают свой опыт, спорят о ценностях <...>, реализуют свои желания или указывают на области нехватки <...>».

Матрица мотивов чтения и читательских практик

Задачей исследования студентов-социологов Дарины Валиахметовой и Дианы Щелкановой было как раз «многое узнать» о молодой аудитории фанфикшн: об их мотивах чтения и о читательских практиках.

Первопроходец в этой области — Наталья Самутина — среди мотивов такого чтения называла:

 узнавание себя в тексте — самопознание через анализ действий и целей персонажа;

 зачарованность — полное погружение в воображаемый мир (возможен эскапизм);

 создание конфигураций социального знания — размышления о том, что беспокоит читателей в повседневности, передача социального опыта;

 шок — «острота» чтения;

 напряжение соотнесения с каноном (исходным произведением, «субстратом» фанфика) — читатель не знает, будет ли текст повторять или менять канон, что добавляет азарта к прочтению;

 чтение, приносящее сексуальное удовольствие.

Исследователь Лэреми Тейлор выделил мотивы эвдемонистические (они включают поиск значимого опыта, ответов на фундаментальные вопросы) и гедонистические (ожидание позитивных эмоций от контента; в других классификациях это расслабление, веселье). Некоторые исследователи обнаруживают и такие мотивы чтения фанфиков, как знакомство с новыми людьми, разделяющими интерес к фанфикшн (социальный мотив), повышение креативности (развитие воображения), а также мотивы, связанные с фандомом (возвращение к любимому вымышленному миру, изучение других точек зрения на произведение).

Дарина Валиахметова и Диана Щелканова взяли за основу типологию мотивов, разработанную финской исследовательницей Саннарииккой Силен (с некоторыми исключениями), а затем дополнили её за счёт классификации Натальи Самутиной. В итоге матрица мотивов, подготовленная для опроса читательниц, в исследовании выглядит так:

1. Мотивы, связанные с участием в фандоме:

 желание вновь погрузиться в любимый вымышленный мир;

 восполнение пробелов в оригинальном произведении авторами фанфикшн;

 напряжение соотнесения с каноном;

2. Хобби и хорошее развлечение;

3. Эмоциональные мотивы:

 эскапизм;

 узнавание себя в персонажах и получение знаний о себе;

 сексуальное удовольствие;

 шок;

4. Развитие воображения и улучшение навыков написания фанфикшн.

К читательским практикам исследовательницы отнесли частоту чтения фанфикшн в месяц, объём произведения, его направленность, рейтинг (особая маркировка), связь фанфика с фандомом и вовлечённость в фанфикшн-сообщество. При этом читательские практики поклонниц фанфикшн были положены в основу выделения групп читательниц.

Здесь интересны некоторые подробности. По направленности фанфики могут обозначаться как «гет» (текст с акцентом на романтических отношениях между мужчиной и женщиной), «слэш»/«фемслэш» (моногендерная романтика), «джен» (история без фокусировки на каких-либо романтических отношениях).

Рейтинг произведения, по сути, маркирует остроту сюжета и возрастные ограничения, связанные с присутствием в тексте откровенных и/или жестоких сцен. Фанфики с рейтингом G можно читать любой аудитории. PG-13 значит, что в произведении есть романтические моменты на уровне поцелуев. Рейтинг R предполагает, что в тексте есть эротика и/или насилие без детального описания. NC-17 — в фанфике детально обрисованы эротические сцены и/или насилие. NC-21 — очень высокий уровень жестокости и/или подробное описание эротики.

По размеру произведения можно ранжировать на три категории. Это мини (объём до 20 страниц), миди (20–70 страниц), макси (от 70 страниц).

Демография великих читательниц

Исследовательницы провели онлайн-опрос московских студенток в возрасте от 18 до 25 лет (итоговая выборка — 178 читательниц фанфиков). Ссылка на опрос распространялась в группах о фанфикшн в социальной сети «ВКонтакте».

Выяснилось, что среди респонденток преобладали 20-летние девушки. 63,5% опрошенных не работали (параллельно учебе). Большинство — 42,1% — учатся на факультетах гуманитарных и общественных наук. На втором месте — инженерия и технологии (17,4%), на третьем — искусство и культура (10,7%), на четвёртом — математика и естественные науки (10,1%), на пятом — образование (9,6%).

Наибольшая доля респонденток — 61,4% — читает «слэш». Второй по популярности — «гет» (19,3%), затем идёт «джен» (15,1%).

Респондентки читают много. Доля тех, кто делает это 21 день в месяц и больше, достигает 31,7% — почти трети. При этом предпочитают объёмные произведения: самую заметную долю составили поклонницы текстов «макси» (35,4%). Работы такого объёма обычно разбиты на главы, которые можно читать несколько дней. В плане рейтингов наиболее популярны тексты NC-17 , дающие острые ощущения. Их читают 44,4% респонденток.

Критерий «вовлечённость в фанфикшн-сообщество» состоял из семи факторов. В их числе: обсуждение фанфиков и подписка на автора в соцсетях, желание писать фанфикшн, опытность пользования сайтами с фанфикшн, подписка на автора на сайте фанфикшн-работ, поддержка авторов под прочитанными работами и пр. По всем факторам уровень вовлечённости участниц опроса оказался низким.

Калейдоскоп мотивов

Эмоциональные мотивы чтения присутствуют у 21,9% респонденток. А вот мотив хобби и развлечения объединяет 78,1% опрошенных. При этом мотивы, связанные с фандомом, есть у 53,4% респонденток. С развитием воображения и навыков написания фанфикшн — картина похожая. Эта группа мотивов охватывает 57,3% участниц исследования. Иными словами, фанфики воспринимают прежде всего как хобби и развлечение.

Авторы работы также выявили мотивы, не отражённые в предыдущих классификациях. Среди новых причин внимания к фанфикам оказались:

 чтение фанфикшн как самостоятельных текстов, в отрыве от оригинала;

 мотив, связанный со специфическими признаками фанфикшн — это «лёгкое чтиво», которое позволяет расслабиться;

 неспособность художественной литературы удовлетворить ряд потребностей читателей, например, она малоинтересна, или писатель предлагает печальный финал;

 поддержка друзей, пишущих фанфики;

 эстетическое удовольствие от стиля фанфикшн — «красивый слог написанных историй»;

 чтение иноязычных текстов как способ улучшить знание языка.

Были обнаружены и мотивы, которые можно считать подпунктами отраженных в классификации. Для эмоциональных мотивов — это получение эмоций, недостающих в реальной жизни, и поднятие настроения. Для мотива развития воображения — это сравнение собственного писательского стиля с другими. Для мотивов, связанных с участием в фандоме, — это одержимость любимыми персонажами, развитие конкретных идей о событиях, раскрытие сюжетных веток и персонажей, желание читать конкретный пейринг (англ. pairing — «создание пары» — пара героев, про отношения которых написан фанфик), поддержка фандома, чтение кроссоверов и изучение других точек зрения на одно и то же произведение.

В поисках корреляций

По результатам исследования выяснилось, что возраст студенток не связан с частотой чтения фанфиков, наличие работы — тоже. А уровень вовлечённости в фанфикшн-сообщество не связан с направлением обучения.

Корреляций между возрастом и мотивами, связанными с фандомом, «хобби и развлечением», мотивом развития воображения — нет. Однако есть слабая положительная связь между эмоциональными мотивами и возрастными группами. То есть, чем старше читательница, тем больше ей присущи эмоциональные мотивы. Авторы предполагают, что по мере обретения жизненного опыта респондентки сталкивались с трудностями, что может усиливать у них желание отвлечься от реальности.

Исследовательницы выдвигали гипотезу, что у гуманитариев будет больше выражен мотив «развитие воображения и улучшение навыков написания фанфикшн», чем у студенток других направлений. Однако она не подтвердилась. Мотивы не связаны с направлением обучения.

Клубы по интересам

В зависимости от практик чтения авторы исследования выделили четыре кластера читательниц:

  1. Респондентки, которые читают фанфики редко (от 1 до 10 дней в месяц), предпочитают короткие тексты, направленности «слэш» и «гет», с низкими рейтингами G и PG-13. У них достаточно слабая вовлечённость в фанфикшн-сообщество: из факторов ярко выражены только обсуждение фанфиков и подписка на автора в соцсетях.
  2. Умеренно читающие респондентки (от 11 до 15 дней в месяц) , любят макси и «слэш», предпочитают высокие рейтинги NC-17 и NC-21. У них достаточно высокая вовлечённость, судя по таким факторам, как обсуждение фанфиков и подписка на автора в социальных сетях, подписка на автора на сайте фанфикшн-работ и пр.
  3. Обильно читающие (от 21 дня в месяц и больше) — поклонницы текстов макси, направленности «слэш» и «джен», рейтингов NC-17 и NC-21. Они мало вовлечены в фанфикшн-сообщество: у них явно выражены лишь опытность пользования сайтами с фанфикшн и поддержка авторов.
  4. Читательницы, которые посвящают фанфикам от 21 дня в месяц , предпочитают тексты среднего объёма миди, «слэш», рейтинг R. Вовлечённость у них небольшая — явно выражена лишь опытность пользования сайтами с фанфикшн.

Причины чтения в зависимости от группы

Исследовательницы также выяснили, как варьируются мотивы чтения по группам читательниц. Оказалось, что в первом кластере лидирует мотив развития воображения и улучшения навыков написания фанфикшн (31,1%). Возможно, это связано с тем, что читательницы этой группы предпочитают только обсуждать прочитанные работы и следить за любимыми авторами в соцсетях. Они не нацелены на чтение массы произведений, но просмотренные ими фанфики могут содержать важные сведения относительно художественных и иных приёмов и поэтому быть темой для обсуждения.

В втором кластере на первом месте — эмоциональные мотивы (32,4%). Это логично, поскольку читательницы предпочитают «слэш» и высокорейтинговые тексты, в которых много эротикии и насилия (мотив сексуального удовольствия и/или шока).

В третьем кластере преобладают мотивы, связанные с фандомом (38,1%), а также с хобби и развлечениями (32,8%). Это может объясняться тем, что фанфики «джен» не сосредоточены на романтических отношениях между персонажами, а значит, в них необходимо более детальное описание различных событий. В связи с фандомными мотивами можно предположить, что аудитория ожидает подробного описания сюжета, который часто серьёзно расходится с оригиналом. Среди этих читательниц также превалирует мотивы хорошего развлечения, поскольку они могут воспринимать чтение больших произведений как отличный способ провести время.

В четвёртом кластере лидируют фандомные мотивы (22,6%) и мотив развития воображения и улучшения навыков написания фанфикшн (22,2%). Рейтинг R позволяет полноценно раскрывать в работе романтические элементы сюжета, при этом в тексте могут присутствовать намеки на сексуальную близость партнёров. Для сильного эмоционального воздействия этого, видимо, недостаточно, а для развития воображения — вполне. Комментируя мотивы, связанные с фандомом, можно предположить, что читательницы заинтересованы в описании романтической истории между как каноничными, так и неканоничными парами персонажей.

Поклонницы острых сюжетов

В целом московские студентки предпочитают тексты по определённому фандому, размера макси, направленности «слэш» и с рейтингом NC-17. Эта направленность и рейтинг часто идут в связке друг с другом.

Исследовательницы предположили, что среди столичных учащихся вузов будут читательницы как с низкой, так и с высокой вовлеченностью в фанфикшн-сообщество. «Мы связали это предположение с тем, что многие женщины начинают знакомство с фанфикшн только путём его прочтения, а уже затем становятся активными членами фанфикшн-сообщества, — поясняют авторы работы. — Однако в итоге мы получили превалирование читательниц с низкой вовлечённостью». Это может быть связано с тем, что респондентки больше ассоциируют потребление фанфикшн с его чтением и оценкой понравившихся текстов, а не с активной включённостью в сообщество.

Относительно мотивов чтения фанфиков можно заметить, что их перечень, приведённый по исследованиям Самутиной и Силен, дополнился другими причинами, довольно разнообразными. Изучение мотивов чтения фанфикшн поможет переосмыслить старые читательские практики и найти новые, которые сложились в период цифровизации общества. Проект прокладывает путь для будущих исследований, например, работы с другой аудиторией или изучения причин чтения фанфикшн с помощью качественных методов, заключают Дарина Валиахметова и Диана Щелканова.
IQ
 

Авторы исследования:
Дарина Валиахметова, студентка образовательной программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Диана Щелканова, студентка образовательной программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 8 августа, 2023 г.