• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психологическое благополучие стар­ше­класс­ни­ков во мно­гом за­ви­сит от под­держ­ки учителей

При этом уровень осмысленности жизни и удовлетворённости ею у российских подростков — выше среднего среди стран ОЭСР

ISTOCK

Сначала коротко

Мнение: Считается, что счастье подростков определяется прежде всего качеством общения со сверстниками, а отношения с родителями и школьными педагогами уже второстепенны.

На деле: Дети растут, их приоритеты меняются. Но вклад семьи и учителей в психологическое благополучие старшеклассников всё так же значим. Например, поддержка со стороны преподавателей влияет на самоощущение школьников не только напрямую, но и опосредованно — через умение подростков ставить цели, решать проблемы и их чувство принадлежности к школе.

Теперь подробнее

Ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ Тамара Гордеева и её коллега из Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета Олег Сычев изучили, какой вклад в психологическое благополучие старшеклассников вносят личностные установки и средовые факторы, такие как отношения с родителями, учителями и сверстниками. Выяснилось, что влияние всех трёх групп «значимых других» в этом плане сопоставимо. Во всяком случае, контакт подростков с преподавателями и семьёй очень важен для психологического комфорта. Исследование доказывает существенную роль школьного климата — стиля общения педагогов с детьми и отношений в классе. Важно культивировать в коллективе дружелюбную, конструктивную атмосферу. Результаты работы опубликованы в «Сибирском психологическом журнале».

Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект № 22-28-01337 «Динамика академической мотивации, ощущения контроля и эмоционального благополучия российских подростков за последние 20 лет».

О чём речь?

Психологическое благополучие учащихся — один из важных результатов школьного образования. Оно помогает адаптироваться к трудностям, сохранять концентрацию на задачах и мотивацию. Между тем, во всём мире за последние два десятилетия благополучие подростков снижается. Речь идет об уровне счастья, удовлетворённости жизнью, самооценке — на фоне усиления депрессии, роста тревоги и чувства одиночества. Особенно это касается девочек.

При этом несмотря на общемировой тренд, средние показатели благополучия российских старшеклассников, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), достаточно высоки. Вопрос в том, каковы его источники.

Отчёты PISA — организуемого ОЭСР международного мониторинга достижений учащихся — сосредоточены прежде всего на переменных, предсказывающих успеваемость. «Наше исследование является одним из первых, поставивших в фокус внимания психологическое благополучие подростков, и первым, проведённым на российской выборке, — отмечают авторы статьи. — <...> Нам удалось определить конкретные переменные, вносящие вклад в благополучие со стороны школьного климата, детско-учительских и детско-родительских отношений».

В исследовании психологическое благополучие рассматривалось как комплексная переменная, учитывающая три параметра:

 удовлетворённость жизнью;

 позитивные эмоции;

 осмысленность жизни.

Вопрос в том, каковы самые сильные предикторы («предсказатели») психологического благополучия, а также каков вес каждого из них. Ранее во многих работах уже было показано, что это прежде всего хорошие отношения с другими людьми. Для подростков речь о сверстниках, учителях и семье.

Например, поддержка одноклассников — важный предиктор адаптации и удовлетворённости жизнью. Позитивные отношения с соучениками усиливают чувство принадлежности к школе. А оно, в свою очередь, коррелирует с удовлетворённостью жизнью.

В обзоре 48 исследований, включающих разные показатели школьного климата, в том числе хороший контакт с ровесниками и учителями, выделена важность этих переменных для самоуважения, удовлетворённости жизнью, снижения тревоги. Ученики школ с более высоким уровнем сотрудничества в коллективе ощущают больший смысл жизни. И наоборот, жертвы буллинга (травли) испытывают депрессию и одиночество.

Если говорить о педагогах, то у благополучных учащихся с ними позитивные отношения. В отчетах PISA ученики «счастливых» школ, где удовлетворенность жизнью выше среднего по стране, сообщали о большей поддержке со стороны учителей, чем дети в «несчастливых» школах. На разных выборках, включая российские, показано, что поддержка автономии со стороны учителя — важный фактор благополучия старшеклассников.

Помощь и внимание со стороны родителей также делают подростков счастливее. Доверительные отношения в семье могут смягчать эффект стрессовых событий. Родители, поддерживающие автономию, помогают своим детям исследовать мир без лишних ограничений, что в конечном итоге ведёт к благополучию.

Безусловно, вносят вклад и личностные факторы. Среди них — самоуважение, жизнестойкость, самоэффективность, оптимизм и экстраверсия. При этом на самоэффективность учеников влияют отношения с другими. Когда человек получает признание, он с большей вероятностью будет уверен в своём умении справляться с трудностями. Среди мотивационных факторов благополучия — внутренняя мотивация, цели мастерства (стремление овладеть изучаемым предметом), внутренние жизненные цели, самоконтроль.

Как изучали?

Учёные рассмотрели роль трёх групп средовых предикторов благополучия, а также личностно-мотивационных факторов на российской выборке из исследования PISA 2018 — это свыше 7600 подростков в возрасте 15 лет из 43 регионов страны. При этом контролировались гендер респондентов и социально-экономический статус (СЭС) семьи, который совокупно репрезентирует профессиональный, образовательный и материальный статус родителей.

Средовые факторы отражали качество:

 отношений подростка с родителями — эмоциональную и психологическую поддержку с их стороны;

 контакта с учителями — воспринимаемую конструктивную обратную связь от педагога (утверждения типа «Преподаватель даёт мне информацию о моих сильных сторонах при изучении предметов»);

 общения в школьном социуме, где позитивный предиктор — ценность сотрудничества в школе (утверждение, что соученики считают его значимым), а негативный предиктор — подверженность буллингу.

Предикторами личностного уровня служили общая самоэффективность (суждения типа «Когда я нахожусь в сложной ситуации, я обычно могу найти из неё выход»). А также учебные цели мастерства и чувство принадлежности к школе.

Зависимыми переменными стали параметры психологического благополучия:

 удовлетворённость жизнью (в баллах от 0 до 10);

 позитивные эмоции — как часто ученик чувствует себя счастливым, радостным и веселым;

 осмысленность жизни — например, утверждение «Моя жизнь имеет ясный смысл и цель».

Что получили?

Выяснилось, что уровень осмысленности жизни и удовлетворённости ею у российских подростков — выше среднего среди стран ОЭСР. А индекс эмоционального благополучия, напротив, пониже.

Юные россияне в сравнении со сверстниками из других стран демонстрируют довольно высокий уровень воспринимаемой обратной связи от учителя. Но приверженность школе у них слабее. При этом российские учащиеся получают меньше родительской психологической поддержки, хотя СЭС семей, в которых они воспитываются, выше среднего по странам ОЭСР.

Если говорить о корреляциях, то самоэффективность, цели мастерства и чувство принадлежности к школе ожидаемо оказались наиболее тесно связаны с психологическим благополучием. Семейная и учительская поддержка, а также ценность сотрудничества среди учащихся тоже прямо связаны с показателями благополучия (при росте первых параметров увеличиваются и вторые). Благополучие не коррелирует с СЭС, зато соотносится с гендером: удовлетворённость жизнью, её осмысленность и эмоциональное благополучие выше у юношей.

Личностные характеристики ребят, а также показатели восприятия школьной среды и социальной поддержки тоже коррелируют между собой. У юношей больше выражены подверженность буллингу, обратная связь от учителя, ценности сотрудничества и самоэффективность. У девушек ощутимее поддержка семьи.

Исследователи построили модель зависимости психологического благополучия подростков от поддержки родителей, учителей, одноклассников и личностных факторов. Соответственно, благополучие стало зависимой переменной, а средовые и личностные характеристики — предикторами. При этом в модели контролировались пол и СЭС.

Оказалось, что самый сильный непосредственный предиктор психологического благополучия — общая самоэффективность. Несколько меньший вклад вносят чувство принадлежности к школе, целеустремленность и родительская поддержка. Воспринимаемая обратная связь от учителя тоже непосредственно влияет на благополучие.

Выяснилось также, что поддержка со стороны семьи и педагогов, а также ценность сотрудничества среди ровесников сказываются на психологическом благополучии, в том числе, опосредованно — через личностные факторы. Влияние родительской поддержки на благополучие частично опосредовано самоэффективностью. Доля опосредованного эффекта — свыше половины от общего.

Учительская поддержка также в значительной степени опосредованно сказывается на психологическом благополучии. Преподаватель, обеспечивая подростку обратную связь, поддерживает его веру в эффективность усилий и приверженность цели овладеть материалом. Это положительно действует на психологический комфорт ученика.

Ценность сотрудничества опосредованно влияет на благополучие через общую самоэффективность, чувство принадлежности к школе и учебные цели мастерства. В доброжелательной атмосфере у подростков укрепляется уверенность в действенности их усилий, «растут показатели продуктивного целеполагания и чувство связанности с другими школьниками», поясняют авторы исследования. При этом с СЭС семьи психологическое благополучие старшеклассников не связано.

Для чего это нужно?

Исследование показало, что на психологическом благополучии учеников, наряду с их личной целеустремленностью и уверенностью в своем потенциале, сказываются и средовые факторы. Поддержка со стороны педагогов, родителей и ровесников очень значима.

Выводы должна делать не только семья, но и школа. Учителям нужно стараться помочь подросткам и создавать дружелюбную атмосферу в классе. Также важно поддерживать стремление к компетентности у подростков.

Подобная высокая роль учителей культурноспецифична: в ряде других стран более «влиятельными» оказываются отношения ребят с родителями. Но в России для благополучия подростков не менее значим хороший контакт с преподавателями.

И семье, и школе стоит работать с целеустремленностью старшеклассников, умением ставить продуктивные цели научиться чему-то новому и овладеть новыми компетенциями, повышать самоэффективность подростков. При психологических интервенциях важно учитывать, что девочки-подростки чувствуют себя менее счастливыми, чем юноши, заключают исследователи.
IQ
 

Авторы исследования:
Тамара Гордеева, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова
Олег Сычев, старший научный сотрудник Алтайского государственного гуманитарно-педагогического университета им. В.М. Шукшина
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 1 сентября, 2023 г.