• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: обратная связь и её грамотное восприятие

Как понимание ответной реакции учителя влияет на успехи учеников

ISTOCK // Icons made by Freepik from flaticon.com

Оценки и комментарии педагога относительно выполненного школьником задания могут помочь ему повысить результаты, а могут и демотивировать. Многое зависит от того, насколько правильно ученик понимает обратную связь от преподавателя, сознаёт ли, над чем ему советуют работать. Допущенную ошибку стоит воспринимать не как поражение, а как возможность для роста, а конструктивную и содержательную критику — как помощь на пути к успеху. Изучаем грамотное восприятие обратной связи по статье исследователей из Института образования НИУ ВШЭ.

Что такое грамотное восприятие обратной связи?

Грамотное восприятие обратной связи (feedback literacy) — это умение правильно интерпретировать и использовать отклик преподавателя (а часто и одноклассников) на выполненное задание, тест, эссе, проект, устный ответ и пр. При этом обратная связь (фидбэк) — сообщение педагога ученикам о результатах их деятельности. Из комментария учителя школьнику нужно уметь извлечь полезную информацию и принять её к сведению. Это поможет исправить ошибки, выбрать правильную стратегию выполнения заданий, повысить свои достижения. 

Конечно, предельно лаконичные отклики — типа «Молодец!» или «Тема раскрыта не полностью» — вряд ли могут служить руководством к действию. Зато более конкретные и содержательные отзывы со стороны учителя способны хорошо сориентировать ученика. Главное — корректно и конструктивно воспринимать комментарии преподавателя. И в принципе стараться их получить и применить. От этого во многом зависит улучшение образовательных результатов учащегося.

На каких уровнях даётся обратная связь в ходе обучения?

На четырёх: уровне задания, уровне процесса, уровне саморегуляции, уровне личности. Менее всего на достижения школьника влияет фидбэк на уровне личности (общая оценка: «У тебя хорошо получается!» или «Умница!»), поскольку он малоинформативен.

Наиболее эффективна обратная связь на уровне процесса, когда анализируются стратегии, лежащие в основе выполнения задания. Например, преподаватель советует: «Отредактируй эту часть сочинения, обратив внимание на описания, чтобы читатель мог понять все оттенки смысла, которые ты хочешь передать». Такой фидбэк ценен тем, что его результаты выходят за рамки конкретного задания и имеют более широкое применение.

Обратная связь на уровне саморегуляции (она включает самоконтроль, самооценивание, автономию ученика) тоже весьма действенна. Она отвечает на вопросы: есть ли у ученика потребность в фидбэке? Может ли он принять и обработать обратную связь? Уверен ли он в правильности своих стратегий? Всё это помогает школьнику сформировать внутреннюю мотивацию и расширить имеющийся у него репертуар приемов для самостоятельной работы.

Но самым распространённым является отклик на выполнение заданий. Хотя обратная связь на этом уровне менее полезна для учеников — её выводы часто неприменимы к другим заданиям. Однако этот тип фидбэка больше всего изучен. 

Время и способ подачи обратной связи влияют на её эффект?

Да, например, интервал времени между выполнением задания и получением отзыва влияет на эффективность последнего. Немедленный фидбэк больше способствует запоминанию процесса выполнения задания. А отложенный — формированию концепций. 

Сильным студентам больше подходит отложенная обратная связь: она влияет на вовлечённость и развивает автономию. Слабые учащиеся, не получив скорого отклика на выполненное задание, могут испытывать демотивацию.

Самые эффективные форматы подачи обратной связи — видео-, аудио- или компьютерные. Так для ученика исключен субъективный человеческий фактор. Кроме того, к подобному фидбэку можно неоднократно возвращаться.

На результативность обратной связи влияют и взаимоотношения с преподавателем. Речь здесь о взаимном доверии и поддержке, о дружелюбной, доброй атмосфере в классе.

А школьники вообще заинтересованы в отклике от учителя?

Часто интерес довольно слабый. Не всем в принципе хочется учиться. Кто-то не верит в шансы что-то изменить с помощью обратной связи. Многие не осознают, что комментарий педагога — ключ к исправлению недочётов. Некоторые чувствительно относятся к критике — замечания преподавателя вызывают у них стресс. А кто-то не умеет правильно интерпретировать учительские отзывы.

Во многих странах учащиеся не удовлетворены результатами получаемой обратной связи. Так, ощущается её нехватка, понимание того, что хотел сказать учитель, может быть приблизительным. 

Между тем, качественный фидбэк — хорошее средство повышения результатов за счёт работы над сокращением разрыва между желаемым и достигнутым. Однако важно его правильно донести. Существует гайдлайн по видам и содержанию обратной связи с рекомендациями, как следует и как не следует давать фидбэк, чтобы он имел образовательный эффект. При этом учитываются разные категории учеников — новички, слабо успевающие и пр.

Насколько важно, чтобы ученик слышал и применял ценные советы учителя?

Очень важно! Преподавание — это не просто передача знаний. Это помощь школьникам в преобразовании учебного материала в собственные знания и навыки. Значимы не только действия педагога, но и то, что делает ученик для извлечения пользы от обратной связи. 

Британский исследователь Пол Саттон, концептуализировавший грамотное восприятие фидбэка, предложил рассматривать навыки и характеристики учащихся, нужные для эффективности обратной связи, как абсолютно необходимые. Учёные отмечают, чтобы студент улучшил свои образовательные результаты, он должен:

 Сознавать значимость обратной связи для обучения и понимать, что фидбэк может исходить из разных источников.

 Стремиться получить отклик.

 Понимать язык обратной связи, быть способным самому оценивать свою работу и труд других.

 Уметь управлять эмоциями, возникающими при получении замечаний.

 Осознавать, что, получив информацию, он должен её использовать.

Какие именно учительские отклики наиболее полезны для учащихся?

Обратная связь положительно влияет на самоэффективность школьников (веру в свою способность решать проблемы), когда включает комментарий учителя о том, как можно исправить работу или что сделано правильно для улучшения результатов. Ученики замечали, что для них полезны предварительное обсуждение критериев оценки и индивидуальное обсуждение работы после объявления результатов.

Кроме того, учащиеся предпочитают не переделывать всю работу заново, а иметь возможность выбирать часть, которую им нужно совершенствовать. Это даёт им весьма значимое ощущение агентности — способности к инициативным, самостоятельным действиям. Агентность необходима для всей дальнейшей жизни.

Должны ли педагоги проявлять терпимость к ошибкам?

О недочётах и ошибках стоит сказать отдельно. Учителя, школьная администрация, дети и родители часто воспринимают их неоднозначно. С одной стороны, ясно, что на ошибках и неудачах учатся. С другой стороны, нередко неуспех видится как «преступление», за которым следует «наказание». Да и в целом педагоги не поддерживают обучение на ошибках. Получается, что учащимся отказывают в праве совершить оплошность. Между тем, просчёты и недочёты — естественная часть процесса обучения. Бояться их не стоит — это повышает и так серьёзный уровень стресса из-за успеваемости среди школьников.

Нужно ли развивать то, что некоторые педагоги называют «культурой ошибок»? 

Основная идея этой концепции — ошибки имеют ключевое значение для учёбы. «Культура ошибки» описывает среду обучения, в которой, с одной стороны, снижается боязнь совершить оплошность (эмоциональный компонент), а с другой стороны, поощряются учебные ситуации, если ошибка все-таки произошла (когнитивный компонент). 

Естественно, необходимо, чтобы педагоги проводили обсуждение выявленных проблем, находили их корень. Такая корректирующая обратная связь поможет извлечь пользу из ошибок. Они будут восприниматься не как провал, а как ресурс, возможность для роста.

Добавим, что учителя, поддерживающие конструктивное исправление недочётов, стимулируют учеников к более активной и плодотворной работе в классе. По сути, это вклад в агентность, самостоятельность школьников, которая очень пригодится во взрослой жизни. А ещё помощь в развитии навыков саморегуляции, мотивации и адаптации к новым задачам.

Какие существуют инструменты повышения грамотности в отношении обратной связи?

Исследователи предлагают использовать:

 практику парной и групповой работы, при которой учащиеся дают обратную связь друг другу;

 словарь терминов, применяемых педагогом в комментариях;

 пошаговый гайд — помощник в выборе действий по результатам полученной обратной связи;

 семинар с обсуждением обратной связи;

 портфолио — наглядное свидетельство прогресса учащихся, основанного на использовании результатов фидбэка.

IQ

Авторы исследования:
Елена Чернобай, профессор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ
Марина Холманская, аспирант Аспирантской школы Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 сентября, 2023 г.