• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Здоровые россияне любят врачей больше, чем больные

Россияне в целом довольны работой системы здравоохранения, особенно, если сами с ней близко не сталкиваются. Те же, кто вынужден обращаться к врачам, жалуются на их недостаточный уровень профессионализма и сокращение объема бесплатной медицинской помощи, отметили директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин и социологи Аналитического центра Юрия Левады Наталья Кочкина и Марина Красильникова в статье «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения».
12 августа, 2015 г.

Повышение доступности и качества медпомощи для населения декларируются как важнейшие приоритеты государственной политики в России. В последние годы был проведен ряд масштабных государственных мероприятий, благодаря которым должна была повыситься диагностика заболеваний, ускориться запись на прием к врачам в поликлиниках и больницах, улучшиться работа медиков и пр.

Однако мнения относительно эффективности внедренных госпрограмм, расходятся. Судить о происходящих в сфере здравоохранения изменениях лучше всего, опираясь на отзывы пациентов, тех, кто является конечным потребителем медицинских услуг.

Выявление оценок населения стало целью исследования, выполненного в 2013-2014 годах в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. Сергей Шишкин, Наталья Кочкина и Марина Красильникова попытались оценить не только удовлетворенность населения доступностью и качеством медпомощи в целом, но и проанализировать отношение разных социально-демографических групп к составляющим медицинского обслуживания: проведению диспансеризации, внедрению новых информационных технологий записи к врачам, изменениям в сфере первичной, специализированной (амбулаторной и стационарной), скорой, стоматологической помощи, реструктуризации системы оказания медуслуг.

Основной базой для исследования стали данные двух социологических опросов взрослого населения России, проведенных в 2013-2014 годах (выборка 3302 и 4503 респондента соответственно). Оба опроса были проведены Левада-Центром по заказу НИУ ВШЭ. Также были использованы данные всероссийских опросов Левада-Центра в период 2005-2014 годов и результаты Всероссийского опроса населения, проведенного Росздравнадзором в 2008 году. В нем приняли участие 39141 человек.

Результаты исследования легли в основу статьи «Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения».

Довольны на расстоянии

Население в целом положительно оценивает изменения в работе больниц и поликлиник, выяснили эксперты. Так, по данным опроса 2014 года, 42% взрослого населения считают, что их работа скорее улучшилась, а 29% – увидели ухудшения. Правда, те, кто за последний год имел личный опыт получения медицинских услуг, несколько чаще сообщают об ухудшении работы (32%), чем те, кто не обращался за медпомощью в прошлом году (19%). А те, кто имеет хронические заболевания, чаще негативно оценивают краткосрочные изменения в работе медицинских учреждений: 41% сообщили о том, что увидели скорее ухудшения, и только 35% говорят об улучшениях в работе.

«Из этого можно сделать вывод о том, что образ российской системы здравоохранения, создаваемый в общественном сознании, очевидно, по преимуществу средствами массовой информации, несколько лучше оценок этой системы теми, кто к ней обращается и больше в ней нуждается», – отметили Шишкин, Кочкина и Красильникова.

Диагностика и стоматология нравятся россиянам

Лучше всего россияне оценивают диагностические обследования и качество стоматологической помощи. Девять из десяти опрошенных сообщили, что довольны результатом посещения стоматолога и не хотят его менять даже при том, что имеется большой выбор специалистов. Среди обращавшихся за стоматологической помощью 52% респондентов получили данные услуги в государственной (муниципальной) медицинской организации, 2% – в ведомственной и 46% – в частной.

Опрошенные также положительно оценивают внедрение в систему оказания медицинской помощи новых информационных технологий. В 2014 году количество респондентов, сообщивших о наличии электронной записи в поликлинике, которую они посещали, возросло на 7% по сравнению с 2013 годом и составило 47%. Наибольшее распространение такая практика получила в мегаполисах – в Москве и Санкт-Петербурге (90%). В сельской местности об обеспечении поликлиник системой электронной записи сообщили менее трети респондентов. Большинство пользователей этой системы (60%) отметили ее удобство.

Бесплатная медицина «сходит на нет»

Несмотря на общую довольно оптимистичную картину с оценкой работы российской системы здравоохранения, сравнение данных опросов 2013 и 2014 годов с данными опроса населения, проведенного Росздравнадзором в 2008 году, показывает тенденцию медленного снижения удовлетворенности качеством амбулаторной и стационарной медицинской помощи. Речь идет о доступности и своевременности получения бесплатного лечения, а также о профессиональном уровне врачей.

Не менее 80% во всех слоях населения уверены в том, что в случае болезни им не будет обеспечена бесплатная медицинская помощь в требуемом объеме.

Несмотря на то, что основная часть российских пациентов получает медицинскую помощь бесплатно, многие платят за лечение, и распространенность практик оплаты медицинской помощи нарастает.

Чаще всего россияне платят при посещении стоматолога и оказавшись в стационаре. Четверть опрошенных пациентов стационаров в последние годы несли определенные расходы за получаемую там медицинскую помощь. Почти в половине случаев (47% от лечившихся в стационаре) пациентам больниц приходилось приобретать за свой счет лекарства.

Также россиянам довольно часто приходится платить, чтобы преодолеть барьеры доступа к ограниченным ресурсам, которые в принципе должны предоставляться бесплатно, отметили авторы исследования. Более чем для трети тех пациентов, кто оплачивал лечение, это выступало инструментом их влияния на качество оказываемых медицинских услуг. Оплату объясняли невозможностью иначе попасть к нужному врачу или в нужную клинику, а также желанием получить быстрее нужные услуги, добиться большего внимания к себе со стороны медиков и отблагодарить их за проведенное лечение.

Деньги больше, чем пациенты

Самих врачей россияне воспринимают довольно скептически. В среднем почти две трети взрослого населения страны уверены в том, что профессиональный уровень большинства врачей в России ниже, чем требуется (58%), а врачи больше заботятся о своих доходах, чем о пациентах (60%).

Хуже всего дела обстоят с амбулаторной медицинской помощью. Согласно результатам опросов, большая доля людей (41%) отметили сам факт оказания помощи, но видимого улучшения здоровья они не заметили. Причем за прошедший год количество недовольных возросло на 9%.

Скорая помощь в целом удовлетворяет россиян, если не считать жалоб на ее задержки, которые могут стоить пациенту жизни. Каждый пятый из опрошенных, вызывавших скорую помощь (кроме Москвы и Санкт-Петербурга – здесь каждый десятый), сталкивался при этом с определенными проблемами: отказ в принятии вызова, долгое ожидание прибытия и др.

Удовлетворенность стационарной медицинской помощью весьма высока – в среднем по стране ей остались довольны 82% респондентов: из них 33% полностью удовлетворены и 49% – скорее удовлетворены. Среди довольных больницами больше всего людей обеспеченных (87%). Причина в том, что они могут получать стационарную помощь в более комфортабельных условиях, оплачивать дополнительный уход, считают авторы исследования.

Качество важнее доступности

Опросы граждан впервые выявили их отношение к дилемме проводимой реструктуризации системы оказания медицинской помощи: доступность или качество. Большая часть населения готова согласиться с некоторым ухудшением территориальной доступности медицинской помощи ради улучшения ее качества.

«Поэтому реструктуризация системы оказания медицинской помощи, направленная на повышение качества медицинской помощи посредством концентрации дорогостоящего современного медицинского оборудования и наиболее квалифицированных кадровых ресурсов в межрайонных медицинских центрах, создаваемых во многих субъектах РФ, а также в консультативно-диагностических и клинико-диагностических центрах, формируемых путем объединения поликлиник и объединения больничных учреждений, как это делается в Москве, может быть принята большей частью граждан», – утверждают Шишкин.

См. также:

Болезни медицины деньгами не вылечить
Престиж профессии врача нужно поддерживать
Врачи должны вмешаться в лечение по интернету
Зарплаты и ответственность медсестер должны расти
Врачи считают свою профессию свободной, но служат государству
Врачебная этика – взгляд изнутри
Сертификация врачей пойдет на пользу пациентам

 

Материалы по теме

Альцгеймер, Паркинсон и другие

Каковы масштабы неврологических заболеваний в современном мире

Чего не хватает государственной педиатрии

Ограничения в выборе врача и поверхностное отношение к ребенку вызывают недовольство родителей педиатрической помощью.

Почему смертность от ВИЧ не снижается

В массовом сознании заражение вирусом иммунодефицита человека все еще считается проблемой маргиналов. Это затрудняет борьбу с болезнью.

Как в больницах восприняли реформу здравоохранения

Реорганизация поликлиник очень по-разному отразились на медиках. Одни сотрудники только выиграли, другие — вынужденно смирились с новыми условиями работы.

Почему рыбачить легче, чем плавать

Ученые ВШЭ сравнили активность мозга у людей при понимании инструментальных и неинструментальных глаголов.

Почему мужчинам сложнее переключиться с одной задачи на другую

Мозг мужчин потребляет энергии больше, чем мозг женщин.