• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чем старше компания, тем ниже риск ее банкротства

Для того чтобы оценить вероятность банкротства предприятия и его кредитоспособность одних лишь финансовых показателей его деятельности не достаточно. Важно учитывать возраст компании, отрасль, к которой она относится и регион, в котором она ведет свою деятельность, отметили Борис Демешев и Анна Тихонова в исследовании, представленном в НИУ ВШЭ на Х Международной научной конференции «Применение многомерного статистического анализа в экономике и оценке качества»

В условиях экономической стагнации, ухудшения финансового состояния бизнеса и роста просроченных банковских кредитов, тема кредитоспособности и оценки устойчивости бизнеса предприятий вышла на передний план. Впрочем, еще после кризиса 2008 года банкиры поняли, что необходимо совершенствовать оценку кредитоспособности заемщиков. Им нужно было более точно оценивать риски, принимая решение о предоставлении кредита фирмам на основании показателей финансовой отчётности.

Однако практика показала, что единой системы оценки финансового состояния заемщика не существует. Скоринговые системы, используемые за рубежом, копировать нельзя, так как условия, от которых зависит устойчивость бизнеса, различаются.

Анализ бухгалтерского баланса (то есть финансово-имущественного положения предприятия) дает лишь общее представление о его состоянии, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность.

В исследовании «Прогнозирование банкротства средних и малых российских компаний» старший преподаватель кафедры математической экономики и эконометрики НИУ ВШЭ Борис Демешев и учащаяся магистратуры МИЭФ НИУ ВШЭ Анна Тихонова попытались построить модель, благодаря которой с 90% уверенностью можно было бы оценить вероятность банкротства средней или малой российской непубличной компании через год. Для этого они использовали финансовые и нефинансовые показатели компаний.

Впервые в одной работе было сопоставлено большое количество многомерных статистических методов: логит- и пробит-регрессии, линейный дискриминантный анализ, квадратичный дискриминантный анализ, смешанный дискриминантный анализ, метод опорных векторов, алгоритм случайного леса. Впервые оценивался и огромный массив данных российских предприятий.

В исходной выборке содержались данные более чем по миллиону малых и средних предприятий за десять лет. Эти компании относились к одной из четырех отраслей экономики: строительству, обрабатывающим производствам, операциям с недвижимостью, оптовой и розничной торговле. Эксперты использовали данные о российских, украинских и казахских компаниях за 2004-2012 годы, собранные в системе RUSLANA. При этом анализировались как действующие, так и ликвидированные (в результате банкротства или добровольно) компании. Также в первый раз по российским данным была сделана попытка оценить и учесть неоднородность компаний по отраслям и формам организации предприятия.

Вероятность дефолта оценивалась как на основе исключительно финансовых показателей компании, так и с добавлением нефинансовых переменных: возраста, отрасли, правовой формы, размера, федерального региона.

Торговля под ударом

В результате проведенного исследования выяснилось, что для прогнозирования банкротства компании важно использовать как финансовые, так и нефинансовые показатели ее деятельности. При этом степень их влияния зависит от отрасли, к которой компания относится.

Воздействие отдельных нефинансовых показателей актуально только для некоторых отраслей. Так, например, исследователи выяснили, что работа в Дальневосточном и Южном федеральном округе несколько снижает риск банкротства по сравнению с другими регионами. Там потенциальных банкротов меньше, прежде всего, в сфере «операций с недвижимостью».

«При этом вид организационной формы не влияет на вероятность банкротства ни при каких условиях, а возраст влияет почти всегда: чем старше компания, тем меньше вероятность ее исчезновения», – подчеркивают авторы исследования.

Среди финансовых показателей при оценке состояния компании важными оказались показатели рентабельности, ликвидности и финансового рычага (соотношение между заёмным и собственным капиталом). Было выявлено, что многие компании с нулевой рентабельностью довольно быстро оказываются банкротами.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наиболее часто банкротятся предприятия сферы торговли – как розничной, так и оптовой, отметили исследователи.

См. также:

Подрисовал отчетность – потерял управляемость
Банки не должны экономить на риск-менеджменте
Закрытость банков увеличивает риски при кредитовании
Кредиты угрожают банкам

Полный текст презентации «Прогнозирование банкротства средних и малых российских компаний»

 

8 сентября, 2014 г.