Эксперты считают Москву городом диспропорций по расселению жителей, концентрации рабочих мест и распределению социальной и коммерческой инфраструктуры. В итоге столицу трудно назвать удобной для жизни. Фонд «Институт экономики города», Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ и компания «Thomson Reuters» диагностировали основные несообразности пространственной экономики города и предложили рецепт более гармоничного устройства Москвы. Доклад «Равновесие в экономике неравновесного города», который являет собой часть исследования «Археология периферии», подготовленного по заказу Московского урбанистического форума, представила на круглом столе «Будущее городов: место самореализации человека или поглощения человеческого потенциала экономикой города?» исполнительный директор фонда «Институт экономики города», аналитик Лаборатории исследования отраслевых рынков НИУ ВШЭ Татьяна Полиди.
Пустующий центр, перенаселенные окраины – такова одна из главных диспропорций, присущих Москве и мешающих ей развиваться, отметила эксперт. В мегаполисах стран с развитой рыночной экономикой центр города, как наиболее благоустроенная территория, оказывается одним из самых тесно застроенных жилой недвижимостью и густонаселенных мест. И, наоборот, к окраинам города плотность населения существенно снижается.
В Москве же все происходит с точностью до наоборот: окраины перенаселены, а центр – пустует (рис. 1). Голубая парабола иллюстрирует ситуацию с плотностью населения в «усредненном» мегаполисе страны с типичной рыночной экономикой. К примеру, в Париже, «формула» которого в исследованиях известного французского урбаниста Алена Берто выглядит примерно так – густонаселенный центр и более свободные окраины. Красная парабола отражает ситуацию в Москве. При этом центром столицы считается территория в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК).
Рисунок 1. Распределение плотности населения
Источник: презентация Татьяны Полиди.
На рис. 2 отчетливо виден контраст между Москвой и Парижем. Во французской столице, чем дальше расстояние от центра (горизонтальная ось, в км), тем ниже плотность населения. Иная ситуация в Москве. В исследовании были выбраны две опорные точки для изучения плотности населения – 1989 и 2010 год (рис. 2, 3). Оказалось, что за двадцать лет рыночной экономики дисбаланс расселения только усугубился, отметила эксперт. Плотность населения в российской столице по-прежнему растет к окраинам (рис. 3).
Рисунок 2. Плотность населения (чел/га) в зависимости от расстояния от центра (км): Москва и Париж
Рисунок 3. Плотность населения (чел/га) в зависимости от расстояния от центра (км) в Москве в 1989 и 2010 гг.
Источник: расчеты авторов по данным Публичной кадастровой карты и http://www.wikimapia.org/
Нарастающее «окраинное» расселение связано с тем, что в Москве существуют серьезные проблемы с вовлечением в оборот земельных участков, – на фоне того, что спрос на них за годы рыночной экономики только рос, прокомментировала Полиди. Такая ситуация привела к тому, что периферия города застраивалась все более многоэтажными домами. На Западе же, напротив, субурбанизация (окраины города, пригороды) малоэтажная.
Эта диспропорция, свойственная столице России, проиллюстрирована на рис. 4. В левом столбце показано распределение территорий между центром, бывшими промышленными зонами и другими территориями. В правом столбце по тем же категориям приведено распределение рабочих мест. Центр занимает всего 5% территории города, однако там расположено 37% всех рабочих мест, что создает огромные центростремительные потоки транспорта и пассажиров, отметила исследователь. На 16% экс-промзон сосредоточено лишь 9% рабочих мест – эти территории, по мнению эксперта, используются неэффективно.
Рисунок 4. Концентрация рабочих мест на различных территориях Москвы
Источник: расчеты авторов по данным Росстата и Стратегии социально-экономического развития Москвы на период до 2025 года
На фоне диспропорций расселения и концентрации рабочих мест в Москве сложилось еще одно неравновесие – в обеспеченности коммерческой и социальной инфраструктурой (рис. 5, 6). Кафе, рестораны, химчистки, торговые точки, а также больницы и поликлиники максимально сосредоточены в центре (якро-красный «сгусток» на рис. 5 означает сверхконцентрацию этих объектов). Однако по мере движения от центра обеспеченность социальной и коммерческой инфраструктурой (в шаговой доступности) существенно снижается. «В итоге получаем однообразные многоэтажные жилые массивы, не обеспеченные потребительскими услугами», – пояснила исследователь.
Рисунок 5. Обеспеченность коммерческой и социальной инфраструктурой
На рис. 6 синий столбец представляет центр, красный – территорию между ТТК и МКАДом, зеленый – все, что за пределами Московской кольцевой автодороги. Обеспеченность инфраструктурой, связанной с бытовым обслуживанием, розничной торговлей, аптеками, кафе и ресторанами, в центре в 2-3 раза выше по сравнению с периферией, сказала Полиди.
Рисунок 6. Обеспеченность социальной и коммерческой инфраструктурой в Москве
Источник данных: расчеты авторов по данным http://moscow.gks.ru/.
В номинации «ценообразование на рынке жилья и качество городской среды» Москва также сильно отличается от мировых мегаполисов, подчеркнула исследователь.
Цены на недвижимость обычно отражают не только ее расположение, но еще целый список разных факторов, среди которых – доступность социальной и транспортной инфраструктуры, качество придомовой территории, доступность центра и рабочих мест. Чем более дифференцированы эти факторы, тем сильнее отличаются цены.
В городах, в которых жители имеют возможность выбирать между более дифференцированными по качеству и по цене районами, то есть на любой спрос есть предложения, дифференциация цен будет тоже выше, – правда, при условии, что наблюдается некий баланс между спросом и предложением. «В Москве же мы имеем рынок предложения, и цены там формирует не конкурентная система, а сами застройщики», – отметила докладчик.
На рис. 7 показана средняя дифференциация цен по районам в ряде городов, российских и зарубежных. В мегаполисах США (Нью-Йорк, Лос-Анджелес) в среднем дифференциация цен – около 70%, то есть так цены в районах отличаются от средней цены. В меньшей степени разброс цен присущ Лондону и Парижу. Синяя линия на рис. 7 показывает дифференциацию между всеми районами, в том числе центром. Красная линия – «исключает» центр.
Рисунок 7. Ценообразование на рынке жилья и качество городской среды
Источник: расчеты авторов по данным: Нью-Йорк и Лос-Анжелес – «Hedonicversusrepeat-saleshousingpriceindexesformeasuringtherecentboom-bustcycle», 2010 (Dorsey, Hua, Mayer,Wang), а также ResidentialdatareportofTheRealEstateBoardofNewYork; Лондон – http://www.landregistry.gov.uk/; Париж – http://www.french-property.com/; Москва – база данных «Мониторинг рынка недвижимости», https://rosreestr.ru/wps/portal/; Санкт-Петербург – агентство недвижимости «Бекар», http://www.becar.ru/district_stat2.php; Екатеринбург – Региональная ассоциация «Уральская палата недвижимости», http://upn.ru/analytics/1793/2013/5/14135.htm; Пермь – ООО «Аналитический центр КД-консалтинг» http://analitika.kamdolina.ru/.
Москва как самый развитый среди российских городов имеет более высокую дифференциацию цен на рынке жилья (кстати, похожая ситуация и в Екатеринбурге). В остальных городах – почти плоские цены, то есть в разных районах жилье стоит примерно одинаково (рис. 7). «Это отражает однообразие этих районов, монотонность городской среды», – прокомментировала Полиди.
На рис. 8 детализирована ситуация в Москве – средние цены на жилье взависимости от удаления от центра (горизонтальная ось – расстояние от центра в км). Красная линия отражает степень разброса цен. Рисунок демонстрирует, что «дифференциация цен, а значит, и дифференциация предложений по качеству жилья, по городской среде и пр.,положительно связана с самим уровнем цен», пояснила эксперт. То есть там, где цены высокие, – а это, прежде всего центр, – оказывается шире и «ассортимент» предложений. Правда, в этом же ценовом сегменте. По мере удаления от центра разнообразие предложений становится все меньше – на рынке появляется примерно одинаковое жилье.
Рисунок 8. Ценообразование на рынке жилья и качество городской среды
Источник: расчеты авторов по данным базы Мониторинг рынка недвижимости и Публичной кадастровой карты, Росреестр.
Авторы исследования пришли к выводу, что «в пространственной логике Москвы наблюдается циклический механизм деградации городской среды».
Рисунок 9. Циклический механизм деградации городской среды
Высокоплотная жилая застройка спальных районов приводит к тому, что они слабо обеспечены социальной и коммерческой инфраструктурой, поскольку «все застроено жильем». Отсюда следует устойчивость цен на жилье к качественным характеристикам (цены, в основном, плоские). Из этого вытекает отсутствие конкуренции между застройщиками по качественным характеристикам. Им просто невыгодно вкладывать дополнительные средства и «соперничать» по качеству, раз цены на него не реагируют. В итоге застройщики бесконечно воспроизводят одно и то же. Это усугубляет монотонность жилой застройки. Круг, таким образом, замыкается (рис. 9).
Татьяна Полиди предложила алгоритм действий, который мог бы сделать российскую столицу более комфортной и гармоничной.
Прежде всего, имело бы смысл повысить плотность застройки и концентрацию населения в центрегорода (рис. 10, левая часть; пунктиром показана линия перспективы). В идеале в пределах Третьего транспортного кольца и МКАД лучше отказаться от строительства нового жилья – «здесь уже пиковая ситуация», отметила эксперт. По ее мнению, нельзя строить жилье и в бывших промышленных зонах. Наконец, за пределами МКАД надо стараться перейти к малоэтажной субурбанизации – красивой и высококачественной.
Рисунок 10. Предлагаемый сценарий пространственного экономического развития Москвы
Еще один принципиальный момент: город нуждается и в приросте социальной и коммерческой инфраструктуры, подчеркнула исследователь. Прежде всего, это касается территории между ТТК и МКАД.
Что касается цен на жилье, то однообразная жилая застройка в этом смысле должна стать «дном рынка». Квартиры там должны стоить дешевле, чем в новом центре столицы, который будет развиваться за пределами МКАД, считает докладчик. Это требует огромных усилий – организационных, административных, политических, а также создания транспортной инфраструктуры, которая обеспечила бы соединение нового центра со старым, пояснила эксперт.
Стоит также сгладить диспропорцию в расположении рабочих мест в городе. Для этого нужно эффективнее использовать бывшие промзоны. Например, создать там многофункциональные кластеры, инновационные и творческие.
Кстати, это позволит хотя бы частично переориентировать пассажирские потоки, утром направляющиеся в центр Москвы. Таким образом, в идеале часть радиальных перемещений должна смениться круговыми. Это существенно уменьшит проблему пробок.
См. также:
Россияне меняют периферию на региональные столицы
Города приумножают богатство, здоровье и счастье
Сдерживание роста городов предотвращает упадок центра
Полный текст презентации «Равновесие в экономике неравновесного города»