• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Неформальный активизм меняет российское общество

Стихийные бедствия и итоги выборов послужили толчком для стремительного развития неформальной общественной активности в России. В исследовании «Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя» эксперты выявили новые особенности гражданского общества в стране

В последние годы в России появилось много форм неофициального гражданского активизма – деятельности, направленной на борьбу за что-либо и осуществляемой в публичном пространстве. Спектр целей активизма широк. Это может быть помощь бездомным, защита интересов разных социальных групп, охрана экологи, а также поиск путей развития и эффективного проведения досуга. Значительно повлияли на практики активизма такие события, как лесные пожары летом 2010 года, наводнение в Крымске летом 2012 года и политические протесты зимой-весной 2011-2012 годов. Дебаты вокруг стихийных бедствий и итогов выборов поспособствовали мобилизационным настроениям россиян, которые ранее, возможно, и не задумывались ни о какой общественной деятельности.

Эксперты пермского Центра Гражданского Анализа и Независимых Исследований (ГРАНИ) Совместно с фондом Чарльза Стюарта Мотта изучали особенности неформального активизма в России. Работа была представлена на семинаре Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ. Первый этап исследования проводился с марта по ноябрь 2012 года. Эксперты изучили около 150 неформальных активистских практик различных масштабов, как городского, так и сельского уровня в двадцати регионах России.

От спасения кладбищ до стрит-арта

Они не состоят в НКО, практически не работают на гранты, не занимаются традиционным целенаправленным пиаром. Их часто сложно идентифицировать, как активистов и общественников в силу неформальности, а иногда экстраординарности их действий. Часто они даже не называют себя активистами. И сам термин «активизм» достаточно непривычен, хотя подразумевается под ним понятное явление – общественная деятельность. Какова специфика этого вида общественной деятельности?

Неформальные активисты в российских регионах, как рассказала директор центра ГРАНИ Светлана Маковецкая, невероятно разные, как и их деятельность, и в этом, пожалуй, главная специфика. Их проекты так же, как и взгляды на жизнь и на свою активность с трудом поддаются систематизации. Но в любом случае это горожане и сельские жители, которым не безразлично, что происходит вокруг и которые готовы потратить свое время и энергию на борьбу, созидание или, наоборот, разрушение того, что они считают несправедливым или неправильным.

Их деятельность может носить, как привычный в рамках гражданской активности, так и достаточно необычный новаторский характер. Активисты могут искать пропавших детей, бороться с уплотнительной застройкой, спасать сельские кладбища и защищать бездомных животных, а могут заниматься городским гражданским творчеством. Это особый вид проявления гражданской позиции, на который обратили внимание исследователи. Они условно классифицировали «вольные кафедры гражданских искусств», куда отнесли так называемый социальный стрит-арт – граффити в защиту чего-либо или кого-либо, уличные квартальные вечеринки, спектакли, творческие городские пространства, городские зарядки, партизанинг в виде, например, ночного ремонта или самовольного создания нового уличного дизайна. В числе примеров исследователи выделили творческую усадьбу FreeLabs в Москве, эко-клуб «Утопия» в Перми, волгоградский дебаркадер и петербургский музыкальный проект «Подпольный фронт» против «Газоскреба».

Свои против чужих или жертва приватностью

Что движет неформальными активистами в России и откуда они берутся? При пристальном рассмотрении под мотивами борьбы за права, справедливость и порядок можно обнаружить самые разнообразные причины выхода людей в публичное пространство. Так жители крупных городов стремятся к созданию комфортного городского пространства. Люди, живущие в небольших метрополиях, озабочены поиском мест, где человек мог бы заняться чем-то интересным и полезным, чувствовал себя счастливым вне дома и офиса.

Интересны мотивы сельских активистов. Они могут подключаться к неформальной деятельности вне зависимости от того, насколько их убеждения соответствуют целям и духу стихийно возникающих проектов. Эти люди, как рассказала Маковецкая, могут быть бывшими профсоюзными лидерами или партработниками, которым негде работать и негде реализовать свой потенциал общественного деятеля. «Это такая трагедия сельской интеллигенции», – пояснила она.

В числе других психологических факторов, способствующих входу, как горожан, так и сельских жителей в среду активизма, эксперты выделили столкновение человека с какой-либо проблемой – реальной или экзистенциальной, например, невозможность примириться с чем-либо и осознание чужой беды, как своей.

Мотивом активизма может быть и распространяющееся сегодня стремление людей разделяться на «своих» и «чужих». «Для некоторых это стремление очень важно, поскольку именно осознание опасности чужого может вывести группы на улицы. Это актуально, для националистов, например», – отметила автор исследования. Но, с другой стороны, в этом явлении, если речь не идет об экстремизме, может проявляться и формирование нового социального капитала. «Очень часто люди жертвуют своей приватностью, ради того, чтобы проявить гражданскую позицию и защитить интересы группы», – пояснила эксперт.

Станет ли новый социальный капитал реваншизмом?

Неформальный активизм на этапе своей молодости может вызывать восторги. «Мы наблюдаем проявление нового ресурса на государственном, общественном уровне. Это ресурс депровинциализации, ресурс новой веры в человека и окно возможностей», – считает Маковецкая.

Но с активизмом связано и много проблем. Одна из главных заключается в институционализации. Неформальные группы активистов не стремятся к сотрудничеству с НКО и прочими общественными институтами, а те, в свою очередь, закрывают глаза на проявления активизма. Возможно ли, в таком случае, формирование здорового гражданского общества или на выходе может оказаться масса маргинальных легкоуправляемых в условиях политического и экономического кризиса групп? «В публичную сферу одновременно выходит большое количество разных активистских инициатив. Некоторые из них вполне себе людоедские, как например, догхантеры или оккупай-педофиляй. Нет консолидированной политики взаимодействия с этими группами, как с положительными, так и с отрицательными», – заметила автор исследования.

Если общество не воспользуется появившимся внутри него самого ресурсом для развития, политизированная и гражданско-ориентированная активность быстро может заместиться реваншизмом, отметила Маковецкая.

См. также:

Социальный бизнес привлекает молодых
Россиян объединяет ксенофобия
Играть на фобиях россиян все сложнее
Гражданское общество перед выбором
Гражданская активность влияет на дорожные пробки

Полный текст презентации «Российский неполитический активизм: наброски к портрету героя»

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 2 октября, 2013 г.