• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Город с человеческим лицом

Современные города должны обеспечивать жителей не только работой и крышей над головой, но и благоприятной городской средой, быть комфортными, экологичными и визуально привлекательными. Доклад Александра Пузанова

Гендиректор Института экономики города, профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Пузанов представил свой доклад «Развитие российских городов и градостроительная политика» на втором Российском экономическом конгрессе (РЭК) в Суздале.

В последние десятилетия в условиях конкуренции за бизнес и человеческий капитал города во всем мире все больше становятся самостоятельными экономическими субъектами. Города обеспечивают условия для ведения бизнеса в период постиндустриального развития и создают условия для выбора человеком возможностей и социальных ролей. А. Пузанов подчеркнул, что возрастает и значение социокультурных факторов – города начинают конкурировать друг с другом и своей городской средой. Традиционно это рассматривалось как вторичный фактор.

Под качественной городской средой понимается обеспеченность социальной и инженерной инфраструктурой, многофункциональность  и пространственная соразмерность постройки, транспортная связанность территорий, доступность рабочих мест, экологическая безопасность и энергоэффективность, полноценная среда для трудового общения и проведения досуга, безопасная  и комфортная среда для детей и подростков, доступная среда для лиц с ограниченными возможностями. Не менее важна городская эстетика и визуальная привлекательность архитектурной среды.

Пузанов напомнил, что при обсуждении Стратегии-2020 возобладала точка зрения, что приоритетом в градостроительстве должна стать качественная городская среда. «Можно построить город, обеспеченный всеми объектами социальной инфраструктуры, но если в современную эпоху он не будет привлекательным пространством, если там не будет среды для общения, то жить в таком городе мало кто захочет», – говорит Пузанов.

Между тем, задача построения комфортной городской среды перед российскими городами никогда не стояла. В советский период в России была концепция развития города, который должен обеспечить его жителей крышей над головой и работой. «В годы реформ преобладала спорадическая точечная застройка. Теперь мы перешли к концепции комплексного освоения новых территорий жилищного строительства, что в существующей ситуации влечет серьезные риски расползания городов», – отметил Пузанов.

Локальных столиц не хватает

Как на современные вызовы реагируют российские города? За два десятка лет они мало изменились. Доля городского населения в стране составляет 73%. Эти люди живут как в городах, так и в поселках городского типа, которые подчас крупнее городов. И в городах, и в поселках остро стоит проблема качества городской среды: обеспеченности объектами социальной и коммунальной инфраструктуры, доступности различных благ.

Переписи населения в 2002 и 2010 годах показала, что количество жителей малых городов и поселков городского типа значительно сократилось.

Рисунок 1. Распределение городских населенных пунктов России по численности населения

Численность населения, тыс. чел.Городские населенные пунктыВ том числе
ГородаПоселки городского типа
200220102002201020022010
Свыше 100013121312--
500-99920252025--
250-49942364236--
100-24992919291--
50-99163155163155--
20-493833863583612525
10-19524444277264247180
5-9,9683570101115582455
Менее 510206673241988626
Всего294023861098110018421286

Источник: Всероссийские переписи 2002 и 2010 гг.

При этом в России есть более десятка крупных городов-миллионников, население в которых устойчиво растет.

Рисунок 2. Численность населения городов-миллионников России

Город200220102010/2002
Москва10126,411503,5113,60%
Челябинск1077,21130,1104,90%
Санкт-Петербург4661,24879,6104,70%
Екатеринбург1293,51349,8104,40%
Казань1105,31143,5103,50%
Новосибирск1425,51473,8103,40%
Ростов-на-Дону1068,31089,3102,00%
Уфа1042,41062,3101,90%
Омск11341154,1101,80%
Волгоград1011,41021,2101,00%
Самара1157,91164,7100,60%
Пермь1001,7991,299,00%
Нижний Новгород1311,31250,695,40%

Источник: Всероссийские переписи 2002 и 2010 гг.

«Тем не менее, нам резко не хватает городов – центров второго порядка с населением в 2-3 млн человек, которые могли бы взять на себя существенную часть функций, которую для всей страны выполняют Москва и Санкт-Петербург», – считает Пузанов.

Заводов много, парков мало

Кроме городов-миллионников, способных стать локальными столицами, российским городам не хватает некоторых очень существенных видовых характеристик.

Мировые и российские тенденции в области землепользования и застройки существенно отличаются. Российским городам по-прежнему присуща консервативная структура с очень высокой долей промышленной застройки (до трети городской площади при мировом показателе в 5-8%), очень низкой долей земель, занятых транспортом (5-10% при мировой тенденции в 20%). «Усиливается катастрофическая ситуация с публичными пространствами», – констатирует эксперт. Часть таких пространств «приватизируется» бизнесом и населением.

Рисунок 3. Характеристики землепользования и застройки в городах

ХарактеристикиМировые тенденцииРоссийские города
Доля промышленной застройкиНизкая (порядка 5 – 8%)Высокая (порядка 30%)
Доля земель, занятых транспортной инфраструктуройВысокая (порядка 20%)Низкая (порядка 5-10%)
Плотность застройки Снижение плотности застройки от центра к периферииПовышение плотности застройки от центра к периферии
Освоение территорииВозникновение тенденции компактного развития городовТочечная застройка в центрах городов Хаотичная субурбанизация с чередованием многоэтажной, коттеджной и дачной застройки
Публичные пространстваВажнейших элемент градостроительной политикиНедостаточно развиты и защищены от «приватизации» бизнесом и населением 
Структура землепользованияАдаптивная к изменению потребностей обществаКонсервативная 
Градостроительное развитие в границах городских агломерацийРазвитие институтов и механизмов горизонтальной координацииНескоординированное развитие; Попытки решения проблемы методом административно-территориальных преобразований

Источник: А. Пузанов «Развитие российских городов и градостроительная политика»

Плотность застройки в российских городах возрастает от центра к периферии, в то время как в развитых странах плотность застройки в этом направлении снижается. Пример – на графике, где показана плотность населения в Москве и в Париже.

Рисунок 4. Сопоставление плотности населения в Москве и Париже

Источник: А. Пузанов «Развитие российских городов и градостроительная политика»

В центре города квартиры больше

В классическом городе житель, двигаясь к центру, потребляет все меньше площади и количества жилья. В России, в частности, в Москве, в 2011 году самая высокая обеспеченность жильем – 23,5 квадратных метра на человека – была как раз в Центральном административном округе (ЦАО), а самая низкая – 16 квадратных метров на жильца – в Южном административном округе (ЮАО). Средний размер жилой единицы самый большой также в ЦАО – 67,9 квадратных метров, а самый маленький – 50,9 квадратных метров – в Восточном административном округе (ВАО). Более того, если сравнить две нижеследующие таблицы, то окажется, что в период 2000-2011 годов разрывы по жилищной обеспеченности и среднему размеру квартир только возрастали.

Рисунок 5. Жилищный фонд Москвы по административным округам, на 1 января 2000 г.

Наименование административного округаОбщая площадь в тыс. кв. мЧисло квартирНаселение (перепись 2002г.)Кв. м на человекаСредний размер квартиры
1.Центральный15509,624216370135322,164
2.Северо-Восточный21145,9413831124006217,151,1
3.Восточный22504,7455450138179716,349,4
4.Юго-Восточный19030,6365847110912117,252
5.Южный25182,7487761159306515,851,6
6.Юго-Западный21489,2401204117921118,253,6
7.Западный20525,5380460102900419,953,9
8.Северо-Западный14089,427003077996518,152,2
9.Северный18449,1363528111284616,650,8
10.Зеленоградский40677961721572718,951,1
Всего181993,934598911038275417,552,6

Источник: http://housing.mos.ru/и http://moscow.gks.ru/

Рисунок 6. Жилищный фонд Москвы по административным округам, на 1 января 2011 г.

Административный округ

Общая площадь жилья (тыс. кв. м)

Число квартирНаселениеЖилищная обеспечен-ность (кв. м на чел.)Средний размер квартиры
1.Центральный17 429,20256 67274268923,567,9
2.Северо-Восточный23 818,90453 675136630317,452,5
3.Восточный25 510,80501 555145905117,550,9
4.Юго-Восточный22 681,20423 379131384817,353,6
5.Южный27 325,90520 66517038921652,5
6.Юго-Западный27 723,30487 772136628220,356,8
7.Западный26 480,00443 523129933720,459,7
8.Северо-Западный17 306,80302 97892441918,757,1
9.Северный22 602,00414 116111460720,354,6
10.Зеленоград4 582,7086 19622390220,553,2
Всего215 460,803 890 5311151433018,755,4

Источник: http://housing.mos.ru/и http://moscow.gks.ru/

Между тем, с точки зрения экономики, в центре городов было бы выгоднее строить многоквартирные дома с небольшими квартирами для сдачи в аренду, считает автор доклада. Их могли бы снимать многочисленные сотрудники офисов, значительная часть которых расположена в центре городов. Правда, создать цивилизованный рынок такого жилья очень сложно, говорит Пузанов. Дело в том, что большая часть арендного рынка крупных городов – это бабушки, которые приватизировали жилье. Они не несли инвестиционных затрат, и сдают свои квартиры за те деньги, за которые могут сдать. Арендаторам кажется, что они платят дорого, а профессиональные инвесторы считают, что вложения в строительство таких домов, сдаваемых по «бабушкиной» цене, не окупятся, потому что квартиры сдаются задешево.

Города должны увеличить финансовую самостоятельность

Города должны быть активными субъектами экономической деятельности, сторонами переговорного процесса, тогда у них будет хотя бы минимальный уровень автономии и самостоятельности, говорит Пузанов.

В новых реалиях городские власти должны осознать, что для них хорошо, а что плохо. Пока же власти российских городов куда больше внимания уделяют борьбе за увеличение трансфертов и субвенций. Так, в доходах бюджетов городских округов по итогам 2011 года доля межбюджетных трансфертов составила почти половину – 48,7%. Из них 20,3% – субвенции, 17,5% – субсидии, 7,3% – дотации, 3,6% – прочие межбюджетные трансферты.

Пока города являются только исполнителями принятых бюджетов, административная машина принятия решений будет действовать четко и формально. Кто-то из высших чиновников определит, сколько метров жилья на человека в год нужно построить, затем министерства предпишут регионам составить план строительства жилья. В итоге это приведет к комплексному освоению новых территорий в целях жилищного строительства. Но без активного участия городских властей в создании комфортной городской среды, через несколько лет новостройки рискуют превратиться в заброшенные микрорайоны.

Презентация к выступлению А. Пузанова

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 13 июня, 2013 г.