• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страны СНГ заинтересованы в миграции, но ставят ей барьеры

Жители бывших советских республик мигрируют, в основном, в пределах СНГ. Тем не менее, об общем рынке труда на постсоветском пространстве пока говорить нельзя. Доклад Михаила Денисенко и Ольги Чудиновских на XIV Апрельской международной конференции ВШЭ по проблемам развития экономики и общества

Мигранты по-прежнему выбирают Россию

В докладе Migration between CIS countriesзаместитель директора Института демографии ВШЭ Михаил Денисенко и директора Центра миграционной политики ВШЭ Ольга Чудиновских анализируют как постоянные, так и временные трудовые миграции на постсоветской территории.

Численность населения союзных республик вплоть до либерализации выезда из СССР в конце 1980-х гг. менялась за счет естественного прироста и миграционного обмена с другими республиками. Авторы доклада указывают, что объемы и направления миграционных потоков отражали размещение инвестиций по территории страны. Среди других факторов миграции они называют различия между республиками по качеству жизни и демографическим показателям.

Оценки в таблице 1 показывают изменения миграционного сальдо в бывших советских республиках на протяжении последних 60 лет.

Таблица 1. Миграционный прирост на территории бывшего  СССР по десятилетним периодам, 1950-2009 гг. (тыс. человек)

Страны 1950-19591960-19691970-19791980-19891990-19992000-2009
Белоруссия-925-225-100-3911-92
Молдавия5962-18-80-856-34
Россия-884-1281302159046602158
Украина583486280-99-331-153
Азербайджан-28-46-79-276-166151
Армения18144107-119-22-668
Грузия-30-109-161-88-700-50*
Казахстан997616-547-820-314621
Киргизия-69110-90-168-276-249
Узбекистан62460190-581-925-1022
Таджикистан7413611-115-584-98
Туркмения-379-8-83294-65
Латвия38114610289-180-25
Литва438346396-205-83
Эстония254826744-1531

Оценка авторов, полученные методом демографического баланса по данным ЦСУ СССР (до 1990 г.) и национальных статистических служб.
*- Без Абхазии  и Южной Осетии
Источник:  O. Chudinovskikh, M. Denissenko Migration between CIS countries

После распада СССР объемы и структура межгосударственной миграции на его территории сильно изменились. Россия превратилась в главный центр притяжения постоянных и временных мигрантов из всех бывших союзных республик. По данным российской статистики, с 1992 по 1999 г. в  страну прибыло около 6 млн мигрантов из республик бывшего СССР.

Усиление миграции в Россию частично было связано с массовым движением беженцев и вынужденных переселенцев, связанным с политической напряженностью и межэтническими конфликтами. Впрочем, замечают исследователи, политические факторы в конечном итоге стали отражением нарастающего глубокого экономического кризиса и неравномерного демографического развития в странах СНГ.

В докладе перечислены особенности современной миграционной ситуации в странах Содружества:

  1. Преобладают переезды внутри постсоветского региона. Данные национальных статистических служб о потоках мигрантов показали, что 92% всех иммигрантов прибывают из других стран СНГ, и 75% выбывающих  также направляются в другие страны Содружества.
  2. Россия по-прежнему остается основной страной приема мигрантов из бывших республик СССР.
  3. Значительные объемы временной миграции, многократно превышающие миграцию на постоянное жительство.

Казахстан становится все гостеприимнее 

С «нулевых» годов страну постоянного проживания  изменили около 4 миллионов жителей стран СНГ. Россия по-прежнему остается главным центром притяжения мигрантов. Однако, как подчеркивают исследователи, заметно возрастает роль Казахстана как принимающей страны (см. Концепцию миграционной политики Республики Казахстан).

Еще один тренд – переориентация мигрантов из  европейских стран Содружества на государства за пределами СНГ.

Те же «ареалы» охватывает и временная трудовая миграция, масштабы которой в странах Содружества огромны, несмотря на продолжающийся экономический кризис.

В 2011 г. общее количество иностранцев, получивших временный допуск на российский рынок труда, приблизилось к двум миллионам. Обычные разрешения на работу в России – по квоте – получили 1,2 миллиона человек. Свыше 50 тысяч получили разрешение на работу вне квот (из них около 40 тысяч – представители отдельных специальностей, список которых утверждается каждый год, а также  11 тысяч высококвалифицированных специалистов, наем которых начался с середины 2010 года). Сверх того было продано 856 тысяч патентов.

Иммиграция на постоянное жительство составила свыше 350 тысяч человек. Резкий «рост» иммиграции в РФ по сравнению с 2010 годом произошел из-за изменившихся правил сбора статистики, в неё  впервые были включены  не только 132 тысячи мигрантов, зарегистрированных по месту постоянного жительства, но и свыше 224 тысяч лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок свыше года.

Для сравнения: в Казахстане количество иностранцев, получивших разрешение на  работу,  близко к числу иммигрантов, прибывающих в страну на постоянное жительство. Оба потока составляют около 30-40 тысяч в год. 

Среди факторов, определяющих приток мигрантов в Россию, авторы доклада называют:

  1. высокие по сравнению с другими странами заработки;
  2. спрос на рабочую силу в ряде отраслей экономики (строительство, сфера обслуживания, транспорт, аграрный сектор);
  3. безвизовый режим пересечения для граждан стран Содружества;
  4. личные связи между жителями России и стран СНГ; обширные диаспоры;
  5. знание большинством мигрантов языка и повседневной жизни в России;
  6. географическое положение и сохранившиеся транспортные связи.

Миграционный климат: от теплого до умеренно-холодного

Между странами есть явные различия в приоритетах миграционной политики, связанные с  различными  демографическими трендами  и   экономическими  интересами, говорится в докладе.

Некоторые страны (например, Казахстан) стимулируют репатриацию из других государств, оговаривают условия постоянного проживания иностранцев и создают преференции при натурализации. Другие государства пытаются  влиять на страны приема мигрантов для получения гарантий минимальной социальной поддержки и соблюдения прав свои граждан, которые находятся за рубежом в качестве временных трудовых мигрантов. В целом, по мнению авторов доклада, постепенно складывается понимание стран-доноров и стран-реципиентов в отношении развития  организованных форм набора иностранной рабочей силы. Это касается и профессиональной подготовки трудовых мигрантов, изучения ими языка страны приема и пр.

Несмотря на большое число двусторонних и коллективных соглашений  по миграции между странами СНГ,  говорить о  формировании общего рынка труда и свободном его перемещении между странами нельзя, убеждены исследователи. Государства Содружества применяют целую систему ограничений: квоты на выдачу разрешений на работу, запреты на профессии для трудовых мигрантов и пр. Однако отсутствие эффективного контроля за выполнением всех ограничительных норм только поддерживает  масштабную нелегальную трудовую деятельность иностранных работников в странах СНГ, заключают авторы доклада. 

Полный текст O. Chudinovskikh, M. Denissenko Migration between CIS countries 

См. также:

Постсоветская интеграция и общественное мнение
Таджикские трудовые мигранты в России: экономический анализ
Мигранты не отвечают нам взаимностью
Никита Мкртчян: в 70% случаев мигранты не конкурируют с россиянами

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 15 апреля, 2013 г.