• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рост минимальной зарплаты стимулирует неформальную занятость

Рост минимальной зарплаты не обязательно способствует росту благосостояния низкооплачиваемых работников. Исследование Алексея Ощепкова

12 марта состоялся совместный семинар Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) и Центра трудовых исследований (ЦеТИ), на котором Алексей Ощепков, старший научный сотрудник ЦеТИ, представил результаты исследования влияния минимальной заработной платы на неформальную занятость.

Рост минимального уровня заработной платы увеличивает долю неформально занятых – к такому выводу пришел А. Ощепков. Тем самым ставится под сомнение способность минимальной заработной платы достигать заявленных задач: обеспечивать достойный труд и способствовать росту благосостояния низкооплачиваемых работников.

Основанием для анализа стали квартальные региональные данные по доле неформально занятых, рассчитанные на основе микро-данных обследования населения по проблемам занятости, а также ежемесячных региональных данных по средним и минимальным заработным платам. Метод исследования – panel-data, оценивание минимальной заработной платы на временном ряде панельных данных по регионам.

Вследствие применения в исследовании широкой трактовки неформальной занятости, используемой Росстатом (он относит к таковой всех работников, занятых не на предприятии) сложно сказать, замечает исследователь, как рост минимальной заработной платы будет сказываться на распространении различных проявлений неформальности: на отсутствии трудовых договоров и регистрации, а также на неуплате налогов. Но можно предположить, замечает он, что несоблюдение минимальной заработной платы предполагает и пренебрежение многими другими нормами трудового и налогового законодательства.

С точки зрения экономического подхода к определению неформальной занятости, во главу угла в исследовании ставится конкурентная модель спроса на труд. Считается, что если предельная производительность работника меньше минимальной заработной платы, то не прибыльно нанимать или же, напротив, выгодно увольнять таких работников. В то же время у работодателя есть иной выход – не соблюдать МЗП, что будет считаться неформальной занятостью.

Даже с учетом определенного риска наказания, работодателю может быть выгоднее платить меньше установленного уровня, отметил Алексей Ощепков. Для работника же предпочтение такого вида занятости выигрышно в таких условиях, когда вероятность найти работу в формальной занятости невелика, а государственная поддержка недостаточна.

Ключевой объясняющей переменной в исследовании докладчика является индекс Кейтца, представляющий собой отношение между минимальной и средней заработной платой. Автор использовал модифицированный показатель: значение в знаменателе бралось с лагом от одного до пяти месяцев, что делалось с целью ослабить недооценку влияния минимальной заработной платы. Ведь более высокая минимальная заработная плата автоматически означает более высокую среднюю заработную плату, объясняет Алексей Ощепков. Основной вопрос, на который должно ответить исследование: какой лаг значим, иными словами, когда ожидать влияния изменения минимальной заработной платы на занятость.

Установлено, что значимый эффект влияния на неформальную занятость можно проследить уже на второй месяц после повышения уровня минимальной заработной платы, который усиливается на третий месяц. Влияние обнаружено и на четвертый месяц, на пятый же становясь незначимым.

Согласно полученным результатам, рост индекса Кейнца на 10 процентных пунктов увеличивает долю неформально занятых на 0,8-0,9 процентных пунктов, при это исследователь добавляет, что есть основания полагать, что обнаруженный эффект занижен.

В исследовании были взяты два периода, с 2001 по 2007 год, и с 2007 по 2010 год (в 2007 году регионы получили возможность назначать уровень минимальной заработной платы выше федерального). Наиболее сильно влияние заметно в период с 2007 по 2010 год, когда произошли сильные возрастания федерального МРОТа.

 

25 марта, 2013 г.