Положительное сальдо торгового баланса (экспорт минус импорт товаров) достигнув в июле 2008 года максимума за весь предшествующий период наблюдения, в результате финансово-экономического кризиса систематически снижалось с ускоряющимся темпом, вплоть до минимального значения в феврале 2009 года (40,2% от уровня июля 2008 года). С марта 2009 года по февраль 2010 года в динамике сальдо торгового баланса отмечался рост, который в марте 2010 года сменился падением вплоть до июня 2010 года.
Это снижение было обусловлено постепенно ускоряющимся уменьшением экспорта товаров с апреля по июнь 2010 года при том, что импорт товаров продолжал расти вплоть до мая и лишь в июне незначительно уменьшился.
Сокращение экспорта в апреле-июне 2010 года произошло главным образом вследствие уменьшения объемов вывоза сырой нефти (из-за падения контрактных экспортных цен), природного газа и цветных металлов (по причине сокращения физических объемов поставок). Увеличение же импорта в рассматриваемом периоде было связано в первую очередь с ростов ввоза легковых автомобилей, медикаментов и труб.
С начала 2010 года (в июне относительно предыдущего года) сальдо торгового баланса сократилось на 19% при снижении экспорта на 1,1% и увеличения импорта на 17,4%. За этот период наиболее заметно увеличились стоимостные объемы экспорта пшеницы (на 83,6%), минеральных удобрений (на 39,5%), каменного угля (на 15,4%), обработанных лесоматериалов (на 10%). Однако этому росту противодействовало сокращение импорта природного газа (на 20,5%), цветных металлов (на 10%) и сырой нефти (на 9,4). Рост импорта с начала года обеспечивался его увеличением почти для всех товарных групп. Наибольший прирост вывоза имел место для сахара-сырца (в 2,4 раза), труб (в 2,2 раза), легковых автомобилей (на 44,8%) при росте физических объемов поставок. Сократился (и это положительный факт для нашей экономики) импорт свежемороженого мяса птицы (более чем в 2 раза).
Степень отставания объемов внешнеторгового оборота от докризисного уровня продолжает оставаться значительной. Сальдо торгового баланса в июне 2010 года сократилось по сравнению с июлем 2008 года на 31%, экспорт товаров — на 26,9%, импорт товаров — на 23,7%.
Индексы экспорта и импорта по товарным группам в период с начала текущего финансово-экономического кризиса (июнь 2010 года относительно июля 2008 года)
Как было отмечено, в июне 2010 года стоимость экспорта товаров по сравнению с июлем 2008 года снизилась на 26,9% (таблица 1 в приложенном архиве), что обусловлено снижением контрактных цен, которое отчасти компенсировалось увеличением физических объемов поставок товаров за рубеж.
Более 87% общего снижения пришлось на сырую нефть (44,1% от уменьшения объема экспорта в целом), нефтепродукты (12,6%), природный газ (18,6%) и товары, относящиеся к прочему экспорту (11,9%) (таблица 2 в приложеном архиве).
В товарной структуре экспорта в июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года увеличилась доля нефтепродуктов (с 17,6% в июле 2008 года до 20,5% в июне 2010 года), снизился удельный вес сырой нефти (с 35,5% в июле 2008 года до 32,3% в июне 2010 года) и природного газа — с 13,6% до 10,5% (приложение 1-2).
В июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года сократился экспорт 9 из 12 рассматриваемых товарных позиций (таблица 1):
Одновременно увеличился экспорт:
Импорт товаров в июне 2010 года уменьшился по сравнению с июлем 2008 года на 23,7% (таблица 3) за счет существенного сокращения физических объемов закупок товаров. Около 80% от общего снижения импорта пришлось на машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей) и легковые автомобили (таблица 4).
В товарной структуре импорта в июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года снизился удельный вес продукции машиностроения (без легковых автомобилей) (с 41% — в июле 2008 года до 38,4% в июне 2010 года), легковых автомобилей (с 11,8% в июле 2008 года до 4,9% в июне 2010 года) (приложение 2-2). В то же время увеличилась доля закупок товаров, относящихся к прочему импорту (с 37,3% до 45,2%) и медикаментов (с 2,8% до 4%).
В июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года стоимостные объемы импорта сократились у 8 из 10 рассматриваемых товарных позиций (таблица 3). Наиболее глубокий спад (более 20%) имел место для:
Вместе с тем увеличился импорт:
Сокращение стоимостного объема экспорта (на 5%) в июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года обусловлено снижением контрактных цен при поставках товаров на внешний рынок (таблица 5). Сводные индексы физического объема и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров соответственно равны 100,6% и 93,8%.
В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года (таблицы 5 и 6) сокращение сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта наблюдалось у 7 из 12 рассматриваемых товарных позиций:
В тот же период увеличились сезонно скорректированные стоимостные объемы экспорта:
В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года (таблица 6):
В июне 2010 года стоимостной объем импорта товаров снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 1,2% (таблица 8), что обусловлено сокращением закупок продукции машиностроения (таблица 4).
В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года увеличился импорт (в стоимостном выражении) (таблицы 7 и 8):
В тот же период сократился импорт:
Закупки за рубежом легковых автомобилей в июне 2010 года возросли по сравнению с предыдущим месяцем на 3,5% за счет увеличения физических объемов импорта. Сокращение стоимости импорта свежемороженого мяса птицы (на 3,3%) обусловлено преимущественно сокращением физических объемов закупок.
В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года сезонно скорректированное сальдо торгового баланса сократилось на 9,9%.
Тенденции непрерывного роста и непрерывного снижения экспорта и импорта по товарным позициям
Наиболее продолжительный непрерывный рост (по июнь 2010 года включительно) сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта имеет место для следующих товарных групп:
В марте прервался цикл непрерывного увеличения стоимостных объемов экспорта природного газа (после 11 месяцев роста), нефтепродуктов (после 12 месяцев роста) и машин, оборудования и транспортных средств (после 3 месяцев роста).
Наиболее продолжительный непрерывный рост сезонно скорректированных стоимостных объемов импорта имеет место для следующих товарных групп:
В июне 2010 года прервался цикл непрерывного роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, кроме легковых автомобилей (после 11 месяцев роста), прочего импорта (после 13 месяцев роста), сахара-сырца (после 7 месяцев роста).
В течение 8 месяцев непрерывно снижается импорт свежемороженого мяса птицы.
За весь период наблюдения (с января 1995 года по июнь 2010 года) экспорт товаров в стоимостном измерении увеличился в 4,9 раза (таблица 9 и приложение 1). Наиболее весомый вклад в прирост экспорта внесли экспорт сырой нефти (32,3% от общего прироста) и нефтепродуктов (57,6%) (таблица 2).
Наиболее высокие темпы роста характерны для:
Экспорт пшеницы с января 1997 года по июнь 2010 года возрос в 91,5 раза, практически полностью — за счет роста физических объемов экспорта.
За весь период наблюдения (с января 1995 года по июнь 2010 года) импорт товаров в стоимостном измерении увеличился в 5,5 раза (таблица 10 и приложение 2). Наиболее весомый вклад в это увеличение внесли приросты закупок машин, оборудования и транспортных средств за исключением легковых автомобилей (32,7%), прочего импорта (31,8%), легковых автомобилей (21,3%) (таблица 4).
Наиболее высокие темпы роста характерны для:
В июне 2010 года по сравнению с январем 1995 года более чем в 2 раза сократился физический объем импорта свежемороженого мяса птицы.
Уровень сезонно скорректированного положительного сальдо торгового баланса в июне 2010 года в 4,2 раза превысил уровень января 1995 года.
Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные), январь 1995 г. — июнь 2010 г.
Э.Ф. Баранов — руководитель работы
В.А. Бессонов (заместитель руководителя Лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ) — автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения
Л.П. Посвянская
А.А. Роскин