• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Помесячная динамика экспорта и импорта товаров, 06-2010

Мониторинг состояния внешней торговли России, проводимый Центром развития ГУ-ВШЭ

Текущие тенденции в динамике экспорта и импорта товаров, июнь-2010

Положительное сальдо торгового баланса (экспорт минус импорт товаров) достигнув в июле 2008 года максимума за весь предшествующий период наблюдения, в результате финансово-экономического кризиса систематически снижалось с ускоряющимся темпом, вплоть до минимального значения в феврале 2009 года (40,2% от уровня июля 2008 года). С марта 2009 года по февраль 2010 года в динамике сальдо торгового баланса отмечался рост, который в марте 2010 года сменился падением вплоть до июня 2010 года.

Динамика экспорта и импорта в 2008-2010 гг., в % к июля 2008 г.

Это снижение было обусловлено постепенно ускоряющимся уменьшением экспорта товаров с апреля по июнь 2010 года при том, что импорт товаров продолжал расти вплоть до мая и лишь в июне незначительно уменьшился.

Сокращение экспорта в апреле-июне 2010 года произошло главным образом вследствие уменьшения объемов вывоза сырой нефти (из-за падения контрактных экспортных цен), природного газа и цветных металлов (по причине сокращения физических объемов поставок). Увеличение же импорта в рассматриваемом периоде было связано в первую очередь с ростов ввоза легковых автомобилей, медикаментов и труб.

С начала 2010 года (в июне относительно предыдущего года) сальдо торгового баланса сократилось на 19% при снижении экспорта на 1,1% и увеличения импорта на 17,4%. За этот период наиболее заметно увеличились стоимостные объемы экспорта пшеницы (на 83,6%), минеральных удобрений (на 39,5%), каменного угля (на 15,4%), обработанных лесоматериалов (на 10%). Однако этому росту противодействовало сокращение импорта природного газа (на 20,5%), цветных металлов (на 10%) и сырой нефти (на 9,4). Рост импорта с начала года обеспечивался его увеличением почти для всех товарных групп. Наибольший прирост вывоза имел место для сахара-сырца (в 2,4 раза), труб (в 2,2 раза), легковых автомобилей (на 44,8%) при росте физических объемов поставок. Сократился (и это положительный факт для нашей экономики) импорт свежемороженого мяса птицы (более чем в 2 раза).

Степень отставания объемов внешнеторгового оборота от докризисного уровня продолжает оставаться значительной. Сальдо торгового баланса в июне 2010 года сократилось по сравнению с июлем 2008 года на 31%, экспорт товаров — на 26,9%, импорт товаров — на 23,7%.

Индексы экспорта и импорта по товарным группам в период с начала текущего финансово-экономического кризиса (июнь 2010 года относительно июля 2008 года)

Как было отмечено, в июне 2010 года стоимость экспорта товаров по сравнению с июлем 2008 года снизилась на 26,9% (таблица 1 в приложенном архиве), что обусловлено снижением контрактных цен, которое отчасти компенсировалось увеличением физических объемов поставок товаров за рубеж.

Более 87% общего снижения пришлось на сырую нефть (44,1% от уменьшения объема экспорта в целом), нефтепродукты (12,6%), природный газ (18,6%) и товары, относящиеся к прочему экспорту (11,9%)  (таблица 2 в приложеном архиве).

В товарной структуре экспорта в июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года увеличилась доля нефтепродуктов (с 17,6% в июле 2008 года до 20,5% в июне 2010 года), снизился удельный вес сырой нефти (с 35,5% в июле 2008 года до 32,3% в июне 2010 года) и природного газа — с 13,6% до 10,5% (приложение 1-2).

В июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года сократился экспорт 9 из 12 рассматриваемых товарных позиций (таблица 1):

  • природного газа — на 43,6%,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — на 42%,
  • необработанных лесоматериалов — на 40,9%,
  • минеральных удобрений — на 40,7%,
  • сырой нефти — на 33,5%,
  • прочего экспорта — на 17,4%,
  • нефтепродуктов — на 15,1%,
  • машин, оборудования и транспортных средств — на 14,8%,
  • цветных металлов — на 7,5%.

Одновременно увеличился экспорт:

  • пшеницы — на 26,6%,
  • обработанных лесоматериалов — на 19%,
  • каменного угля — на 8%.

Импорт товаров в июне 2010 года уменьшился по сравнению с июлем 2008 года на 23,7% (таблица 3) за счет существенного сокращения физических объемов закупок товаров. Около 80% от общего снижения импорта пришлось на машины, оборудование и транспортные средства (без легковых автомобилей) и легковые автомобили (таблица 4).

В товарной структуре импорта в июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года снизился удельный вес продукции машиностроения (без легковых автомобилей) (с 41% — в июле 2008 года до 38,4% в июне 2010 года), легковых автомобилей (с 11,8% в июле 2008 года до 4,9% в июне 2010 года) (приложение 2-2). В то же время увеличилась доля закупок товаров, относящихся к прочему импорту (с 37,3% до 45,2%) и медикаментов (с 2,8% до 4%).

В июне 2010 года по сравнению с июлем 2008 года стоимостные объемы импорта сократились у 8 из 10 рассматриваемых товарных позиций (таблица 3). Наиболее глубокий спад (более 20%) имел место для:

  • легковых автомобилей — на 67%,
  • свежемороженого мяса птицы — на 63%,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — на 32,3%,
  • машин, оборудования и транспортных средств (кроме легковых автомобилей) — на 29,2%,
  • напитки — на 26,1%.

Вместе с тем увеличился импорт:

  • труб — на 16,3%,
  • медикаментов — на 15,5%.

Индексы экспорта и импорта товаров в июне 2010 года относительно предыдущего месяца

Сокращение стоимостного объема экспорта (на 5%) в июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года обусловлено снижением контрактных цен при поставках товаров на внешний рынок (таблица 5). Сводные индексы физического объема и контрактных цен по сопоставимому кругу товаров соответственно равны 100,6% и 93,8%.

В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года (таблицы 5 и 6) сокращение сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта наблюдалось у 7 из 12 рассматриваемых товарных позиций:

  • цветных металлов (медь, никель, алюминий) — на 14,9%,
  • природного газа — на 10,2%,
  • сырой нефти — на 8,1%.
  • товаров, относящихся к прочему экспорту — на 5,5%,
  • минеральных удобрений — на 3,2%,
  • машин, оборудования и транспортных средств — на 1,9%,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — на 1,9%.

В тот же период увеличились сезонно скорректированные стоимостные объемы экспорта:

  • каменного угля — на 9%,
  • обработанных лесоматериалов — на 2,4%,
  • необработанных лесоматериалов — на 1,8%,
  • нефтепродуктов — на 0,3%,
  • пшеницы — на 0,2%.

В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года (таблица 6):

  • сокращение стоимостного объема экспорта природного газа и цветных металлов обусловлено сокращением физических объемов поставок товаров на внешний рынок;
  • увеличение стоимости экспорта каменного угля сопровождалось одновременным ростом физических объемов и контрактных цен;
  • сырая нефть, нефтепродукты, минеральные удобрения и необработанные лесоматериалы поставлялись за рубеж в большем объеме, но по более низким ценам.

В июне 2010 года стоимостной объем импорта товаров снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 1,2% (таблица 8), что обусловлено сокращением закупок продукции машиностроения (таблица 4).

В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года увеличился импорт (в стоимостном выражении) (таблицы 7 и 8):

  • стальных труб — на 14,7%,
  • легковых автомобилей — на 3,5%,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — на 6,3%,
  • медикаментов — на 3,9%,
  • свежемороженого мяса — на 1,4%.

В тот же период сократился импорт:

  • сахара-сырца — почти в 2 раза,
  • свежемороженого мяса птицы — на 3,3%,
  • машин, оборудования и транспортных средств — на 2,3%,
  • напитков — на 3,8%,
  • товаров, относящихся к прочему импорту — на 0,1%.

Закупки за рубежом легковых автомобилей в июне 2010 года возросли по сравнению с предыдущим месяцем на 3,5% за счет увеличения физических объемов импорта. Сокращение стоимости импорта свежемороженого мяса птицы (на 3,3%) обусловлено преимущественно сокращением физических объемов закупок.

В июне 2010 года по сравнению с маем 2010 года сезонно скорректированное сальдо торгового баланса сократилось на 9,9%.

Тенденции непрерывного роста и непрерывного снижения экспорта и импорта по товарным позициям

Наиболее продолжительный  непрерывный рост (по июнь 2010 года включительно) сезонно скорректированных стоимостных объемов экспорта имеет место для следующих товарных групп:

  • обработанные лесоматериалы (16 месяцев),
  • пшеница (8 месяцев).

В марте прервался цикл непрерывного увеличения стоимостных объемов экспорта природного газа (после 11 месяцев роста), нефтепродуктов (после 12 месяцев роста) и машин, оборудования и транспортных средств (после 3 месяцев роста).

Наиболее продолжительный непрерывный рост сезонно скорректированных стоимостных  объемов импорта имеет место для следующих товарных групп:

  • медикаменты (10 месяцев увеличения),
  • полуфабрикаты и прокат из железа и нелегированной стали (10 месяцев),
  • трубы (10 месяцев),
  • легковые автомобили (5 месяцев).

В июне 2010 года прервался цикл непрерывного роста импорта машин, оборудования и транспортных средств, кроме легковых автомобилей (после 11 месяцев роста), прочего импорта (после 13 месяцев роста), сахара-сырца (после 7 месяцев роста).

В течение 8 месяцев непрерывно снижается импорт свежемороженого мяса птицы.

Индексы экспорта и импорта в июне 2010 года относительно марта 1995 года

За весь период наблюдения (с января 1995 года по июнь 2010 года) экспорт товаров в стоимостном измерении увеличился в 4,9 раза (таблица 9 и приложение 1). Наиболее весомый вклад в прирост экспорта внесли экспорт сырой нефти (32,3% от общего прироста) и нефтепродуктов (57,6%) (таблица 2).

Наиболее высокие темпы роста характерны для:

  • нефтепродуктов — в 27,7 раза (за счет роста физических объемов поставок — в 5,8 раз; за счет увеличения контрактных экспортных цен — в 4,8 раза),
  • сырой нефти — в 10,5 раз (за счет увеличения физических объемов поставок — в 2,3 раза; за счет роста контрактных экспортных цен — в 4,7 раза),
  • каменного угля — в 9 раз (за счет увеличения физических объемов поставок — в 3,2 раза; за счет роста контрактных экспортных цен — в 2,8 раза),
  • минеральных удобрений — в 4,8 раза (за счет увеличения физических объемов — в 1,8 раза; за счет роста контрактных цен — в 2,6 раза),
  • обработанных лесоматериалов — в 4,7 раза,
  • природного газа — в 3,4 раза (за счет увеличения контрактных экспортных цен — в 4,1 раза при сокращении физических объемов поставок — на 16,8%),  (таблица 9).

Экспорт пшеницы с января 1997 года по июнь 2010 года возрос в 91,5 раза, практически полностью — за счет роста физических объемов экспорта.

За весь период наблюдения (с января 1995 года по июнь 2010 года) импорт товаров в стоимостном измерении увеличился в 5,5 раза (таблица 10 и приложение 2). Наиболее весомый вклад в это увеличение внесли приросты закупок машин, оборудования и транспортных средств за исключением легковых автомобилей (32,7%), прочего импорта (31,8%), легковых автомобилей (21,3%)  (таблица 4).

Наиболее высокие темпы роста характерны для:

  • легковых автомобилей — в 23,8 раза (за счет роста физических объемов ввоза — в 5,8 раз; контрактных импортных цен — в 4,1 раза),
  • медикаментов — в 10,5 раза,
  • полуфабрикатов и проката из железа и нелегированной стали — в 9 раз,
  • машин, оборудования и транспортных средств (без легковых автомобилей) — в 5,7 раза,
  • напитков — в 4,7 раза (таблица 10).

В июне 2010 года по сравнению с январем 1995 года более чем в 2 раза сократился физический объем импорта свежемороженого мяса птицы.

Уровень сезонно скорректированного положительного сальдо торгового баланса в июне 2010 года в 4,2 раза превысил уровень января 1995 года.

Помесячная динамика экспорта и импорта товаров (сезонно скорректированные данные), январь 1995 г. — июнь 2010 г.

Э.Ф. Баранов — руководитель работы
В.А. Бессонов (заместитель руководителя Лаборатории исследования проблем инфляции и экономического роста ГУ-ВШЭ) — автор математической модели сезонной корректировки и реализующего ее программного обеспечения
Л.П. Посвянская
А.А. Роскин

11 октября, 2010 г.