• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Беспилотные автомобили изменят города

Первыми пользователями роботизированных машин станут горожане, вынужденные ездить на работу с окраин.

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Роман Захаренко, доцент Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ. 

Появление на улицах автомобилей, передвигающихся без участия человека, — дело ближайшего будущего. Одной из уникальных характеристик беспилотников станет их способность самостоятельно парковаться вдали от владельцев.

В исследовании «Самоуправляемые автомобили будут менять города» Роман Захаренко проанализировал последствия такой самостоятельности роботов для рынка городской земли и качества жизни в мегаполисах.

Парковки «съедают» землю

«Традиционные» автомобили требуют не только денег, но и места. Путешествуя на машине, человек оставляет ее там, где находится сам: приезжая из дома в офис, ставит транспорт на парковке.

В городах офисы сосредоточены в центре, соответственно, он должен вмещать и большое количество парковочных зон. Например, город Баффало, второй по численности в штате Нью-Йорк, выделяет под них половину своей земли, а в центре Альбукерке — крупнейшего города штата Нью-Мексико «съедается» и того больше. «Припарковать» на городской земле новые здания (для бизнеса, жилья или общественных нужд) в этой ситуации уже не получается. Городской рынок земли не развивается, экономическая активность и комфортабельность городов снижаются.

Автомобили будущего, по мнению исследователя, способны проблему решить. Беспилотники смогут не только доставлять своего хозяина на работу, но и самостоятельно уезжать обратно домой, или на другое парковочное место подальше от центра. Такая удаленная парковка изменит города и горожан. Вопрос — как.

Беспилотники — умные, но дорогие

Конструируя будущее, ученый смоделировал среднестатистический мегаполис с типичными расстояниями, точками, уровнем потребления и предпочтениями жителей: кто где трудится и живет, сколько времени тратит на поездки и т.п.


Традиционно горожане стремятся работать в центре, поскольку это продуктивнее. С другой стороны, на периферии дешевле жилье. Поэтому дом и работа оказываются в разных местах, между которыми люди перемещаются за рулем автомобиля.

Именно они — вынужденно и регулярно путешествующие на большие расстояния — и будут первыми пользователями новых технологий, полагает автор исследования.

Беспилотные автомобили, безусловно, обойдутся дороже обычных. Но это, по мнению Романа Захаренко, их единственный недостаток. Расходы на личный транспорт, помимо покупки, складываются из издержек на обслуживание, времени в пути и цены за парковку. И здесь «традиционные» авто в проигрыше. Стоимость путешествия в салоне самоуправляемых ниже: не нужно рулить, умные машины выбирают лучшие маршруты. А парковка — экономичнее: беспилотники смогут сами оптимизировать ее место, то есть находить такое, которое снизит затраты на проезд и стоянку.

Куда уйдут автостоянки

Главное, что самоуправляемые машины дадут городу, это изменение места парковочных земель, прогнозирует ученый. Земля станет использоваться более эффективно: меньше — под паркинги и больше — для другой застройки.

Парковки уйдут из центра на периферию. Либо (если цена «перегонов» пустого автомобиля окажется высокой) появится некий парковочный пояс — где-то между работой и домом и недалеко от делового района.

Города, увеличившие плотность деловой застройки, станут компактнее и удобнее. При этом их границы расширятся. Перемещаться станет легче, поскольку людям не придется тратить время и силы на управление автомобилем. Граждане согласятся больше времени проводить в пути и, соответственно, жить дальше от работы. Проблему пробок решить не удастся, но поскольку роботизированные авто будут вести себя более разумно, чем люди, заторов станет меньше, делает вывод исследователь.

Тормоза для России

Уже существующие экспериментальные модели новых машин назвать полностью беспилотными нельзя. Как нельзя пока предсказать время появления на городских дорогах полностью самоуправляемого транспорта, способного «отвозить» себя на парковку.

Типичный город, смоделированный Романом Захаренко, — это западный мегаполис. Перспективы внедрения новых технологий в таких городах примерно одинаковы, потому что, по сути, одинакова ситуация: наличие рынка земли и передвижение жителей окраин на работу в центр.

Российская действительность несколько специфична. Новые технологии здесь так же будут модернизировать города, меняя тип землепользования, но медленнее. Причина, отмечает ученый, в неразвитости земельного рынка (наследие госмонополии советских времен). В России нет частных парковок в том количестве, в каком они есть на Западе. Предложение парковочных мест неадекватно из-за отсутствия частной земли.

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 1 декабря, 2016 г.