• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мегаполис в кармане

Что влияет на выбор смартфонов в Москве

Чем меньше человек живет в столице, тем чаще обновляет модель своего смартфона. Москвичи, достигшие пенсионного возраста, начинают активнее использовать приложения для игр. Безработные и домохозяйки опережают руководителей по частоте обращения к электронной почте.

Ученые НИУ ВШЭ и РЭУ им. Г.В. Плеханова исследовали потребительские предпочтения на рынке смартфонов Москвы – региона, где формируются тренды, способные определять выбор большинства россиян.

Модель на три года

Чтобы посмотреть, под влиянием чего потребители выбирают смартфоны, как часто их меняют и какие функции используют, исследователи опросили* 1600 человек (18+). Все они живут, работают или учатся в Москве. Абсолютное большинство (80%) в возрасте до 40 лет. Около 86% – постоянные жители столицы. Основная часть (более 73%) проживает в Москве свыше 10 лет. Последнее особенно важно. «Характер и продолжительность пребывания в таком крупном мегаполисе, как Москва, может оказать влияние на специфику использования потребителями смартфона в повседневной жизни», – отмечают исследователи.

Большинство участников опроса (54%) меняют свои смартфоны раз в два–три года. Раз в три года или реже это делают 18%. Чаще, чем один раз в год – 3%.

На частоте обновления сказывается продолжительность пребывания в Москве – «влияние модных тенденций мегаполиса»: чем меньше человек пребывает в нем, тем чаще обновляет модель, поясняют ученые. Также влияние оказывают: пол (женщины более консервативны), возраст (к новому больше стремится молодежь до 30 лет) и занятость (чем ниже ее уровень, тем обновляют чаще, за исключением безработных и домохозяек).

Недетские игры

Смартфон обладает множеством функций, но не все они одинаково важны для потребителей. Наиболее часто (83% опрошенных) с мобильных устройств общаются через интернет (социальные сети, мессенджеры и т.п.). Частота – в зависимости от возраста: чем старше, тем реже. Хотя это правило срабатывает не везде. Например, вторая по популярности функция смартфона – развлечения и игры – привлекает преимущественно 18–22-летних. По мере взросления от игр отходят, но ближе к пенсии к ним обращаются вновь: в категории от 50 лет доля развлекающихся по смартфону возрастает до 65%.

Развлекаться в интернете и общаться в соцсетях больше предпочитают те, у кого ниже уровень образования и занятости. Например, 87% людей со средним/средним специальным образованием и лишь 55% специалистов с ученой степенью. Среди предпринимателей доля постоянных пользователей приложениями для развлечений – 17%, госслужащих – 23%, рабочих – 45%, студентов и учащихся – 56%, безработных и домохозяек – 62%.

Третья по значимости цель обращения к смартфону – работа. Меньше всего он задействован для обучения и развития детей: никогда не интересовались этим свыше 60% потребителей.

Почта для безработных

В зависимости от целей выстраивается и рейтинг приложений. В большей степени актуальны браузеры для выхода в интернет, в меньшей – диктофон.

За браузерами следуют фото- и видеокамеры, почтовые приложения, навигатор и аудиоплеер.

На активность в загрузке браузера влияют возраст и образование: чем моложе – тем чаще; чем выше образование, тем реже.

Первые в ряду любителей фото- и видеосъемки – женщины, домохозяйки и безработные. 77% домохозяек и безработных через смартфон часто получают и отправляют электронные письма. Для сравнения этот же показатель среди руководителей – 61%. Меньше всего в электронный ящик заглядывают люди старше 50 лет.

Будущее без телефонов

К началу 2017 года 70,4% жителей России старше 16 лет (около 84 млн человек) пользовались интернетом. Более 46% из них (56 млн) выходили в сеть с мобильных устройств – смартфонов и планшетов. В 2016 году  количество «мобильных» пользователей увеличилось на 6 млн. В основном за счет роста аудитории смартфонов, которых было продано 26 млн штук – в 2 раза больше, чем в 2012-м.

Экономический кризис с инфляцией и снижением спроса несколько сбавил обороты рынка смартфонов. Тем не менее, по экспертным прогнозам, к 2020 году он увеличится более чем на 70% относительно 2015 года, в том числе за счет расширения функций смартфонов и полного вытеснения обычных мобильных телефонов.

* Опрос проводился на базе платформы Google Forms с помощью анкетирования, объем финальной выборки составил 1538 человек. Методология исследования также включала в себя сбор информации о рынке (участники, цены, продукты и т.п.), источники информации: материалы государственной статистики, данные аналитических, консалтинговых компаний, специализированные издания, научные статьи, результаты проведенного авторами опроса сотрудников салонов сотовой связи и пользователей смартфонов.

Авторы исследования:
Наталья Звездина, канд. экон. наук, доцент департамента статистики и анализа данных НИУ ВШЭ
Александр Сорокин, канд. экон. наук, доцент кафедры математических методов в экономике Российского экономического университета (РЭУ) им. Г.В. Плеханова

 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 11 октября, 2017 г.