• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диссертация под ключ

Зачем учащиеся поступают в аспирантуру

ISTOCK

В аспирантуру идут не только из любви к науке. Для многих учащихся это способ ускорить карьеру, получить хорошую работу, отсрочить армию. Казалось бы, аспиранты с неакадемической мотивацией потеряны для науки. Но, как показали эксперты ВШЭ, даже таких учащихся можно заинтересовать исследованиями. Многое зависит от научного руководителя, атмосферы на кафедре и исследовательских проектов. IQ.HSE рассказывает о мотивации аспирантов.

Набор и отбор

Аспирантура готовит исследователей и преподавателей. Эту кузницу кадров для академии сложно чем-либо заменить. Но с ее эффективностью есть проблемы.

Если измерять ее числом защит диссертаций, то оно не очень велико.

В 2017 году на выходе из аспирантуры диссертацию защитили только 13%, а в 2018 году — 12%. Многие выпускники оказались потеряны для науки. Кто-то завершил курс, не защитив диссертацию, а кто-то бросил учебу и отчислился.

Факторов отсева немало.

Финансовая поддержка аспирантов слабовата. Большинство вынуждены работать, а занятость вне академии обычно мешает учебе.

Не всем подходит новая модель аспирантуры: вместо наставничества — структурированные программы, высокая образовательная нагрузка, то есть аспирантура полного дня. С работой, например, ее трудно совместить.

Часто подводит качество научного руководства: формальный подход, равнодушие и пр.

Сказывается, несомненно, и недостаточная мотивация к учебе или дальнейшей академической карьере, качество набора в аспирантуру. Многие учащиеся расценивают третью ступень высшего образования чисто прагматически — как ускоритель карьеры. Причем отнюдь не только в академии. Бывает, что люди случайно оказались в аспирантуре — просто не видели альтернатив.

 

Но с мотивацией, показали Евгений Терентьев (НИУ ВШЭ), Борис Бедный (ННГУ им. Н.И.Лобачевского) и Николай Рыбаков (также ННГУ), можно и нужно работать. Есть шансы «углубить» даже поверхностную мотивацию.

Исследование проводилось в шести российских вузах в Москве и регионах в 2018–2019 годах. Три из них — университеты с особым статусом, участники Проекта «5–100», и еще три — обычные вузы. Это и классические университеты, и вузы со специализацией (STEM, социальные науки и педагогика).

Исследователи провели интервью с аспирантами и научными руководителями (18 и 24 соответственно) и онлайн-анкетирование учащихся (собраны 1097 анкет).

Процент случайности

Иногда человек идет в аспирантуру, сам не зная почему. Не видит альтернативы — и поступает. Такой вариант ответа в опросе выбрали 17% респондентов.

Это стратегия «накатанных рельсов» — простое продолжение предыдущей траектории. Его выбирают по инерции. Либо по стечению обстоятельств.

В случайности своего поступления в аспирантуру признались 16% информантов.

Такая ситуация характерна и для отдельных специальностей, непопулярных на рынке труда. «Я закончил философский факультет, — говорит респондент. — Когда человек получает философское образование, поступать в аспирантуру довольно логично. Потому что на рынке труда ты не особо кому-то нужен».

Но в большинстве случаев поступление на аспирантские программы все же мотивировано более основательно.

Зов сердца. Шелест купюр

Мотивация бывает внутренняя и внешняя.

Внутренняя мотивация означает интерес к самому предмету: для аспирантуры это наука, исследования и преподавание.

Внешняя мотивация связана с выгодами: учащиеся рассчитывают получить разнообразные бонусы — от карьерного продвижения до места в общежитии или отсрочки от армии.

Внутренне мотивированные аспиранты нацелены на карьеру в академии, остальные — часто вне ее.

Внутренняя мотивация автономна и не зависит от внешних факторов. Это «брак по любви»: аспирантура — добровольный выбор.

А вот внешняя мотивация может регулироваться извне. Например, руководитель дипломной работы настоятельно рекомендует пойти в аспирантуру. Или карьера в престижной компании требует апгрейда образования. И молодой человек следует этому зову.

В поверхностной мотивации есть свой плюс: ее иногда можно «подкручивать» в ручном режиме.

«Зачастую, приходя в аспирантуру с внешней мотивацией или не имея ее вовсе, в процессе обучения аспиранты находят внутренние стимулы и активно вовлекаются в образовательный процесс», — пишут исследователи.

Этому способствуют хорошие научные руководители, атмосфера на кафедре (творческая и вдохновляющая) и значимые (и финансируемые) научные проекты.

Магнетизм лидера

Часто к поступлению в аспирантуру подталкивает научный руководитель, кафедра или другое научное подразделение.

Выпускник аспирантуры по экономике вспоминает, что «изначально не собирался поступать», но ему порекомендовали: «Преподаватели <...> увидели во мне потенциал и посоветовали поступить».

Научный руководитель (или несколько кураторов, если речь о модели структурированных программ с распределенной ответственностью за прогресс аспирантов) влияет и на то, чтобы аспирант не бросил учебу, втянулся.

 

Учащаяся-химик вспоминает, что «не планировала поступать в аспирантуру», но настоял научный руководитель. Решение оказалось правильным — респондентка втянулась в учебу. «На третьем курсе я к нему пришла <…> Он очень интересно рассказывал про то, чем он занимается, сумел заинтересовать меня. <…> А потом я поняла, что не хочу уходить, я хочу продолжать работать здесь».

Мотивация динамична, меняется во времени. Хороший научный руководитель может укрепить ее.

Кафедральная мотивация

Если учащийся участвует в выполнении значимого проекта, это дополнительно мотивирует его.

Установлено, что исследовательская работа, совмещенная с учебой, вдохновляет и помогает успешно завершить аспирантуру. Она часто связана с темой диссертации.

 

Наибольшее преимущество — у тех, кто работает на кафедре. Такие аспиранты оказываются в центре событий, включены в коллектив и имеют больше возможностей академического развития.

Все это влияет на мотивацию к учебе.

Исследования показали, что аспиранты-сотрудники alma mater были больше удовлетворены учебой, чем их однокурсники, занятые вне академии. А в итоге они чаще успешно заканчивали курс.

Из интереса к науке. Или к месту в общежитии

По данным многих исследований, главные мотивы поступления в аспирантуру — академические. Аспирантские программы привлекают тех, кому интересны наука и преподавание.

Исследование ВШЭ в 14 университетах с особым статусом (участники Проекта «5-100» и федеральные университеты) показало, что для 56% учащихся поступление в аспирантуру связано с желанием работать исследователем в вузе или научной организации, для 48% — со стремлением преподавать, для 25% — с ориентацией на карьеру аналитика в коммерческой организации.

Неакадемические мотивы встречаются реже. Но и они значимы.

38% респондентов считали, что аспирантура поможет в развитии карьеры вне академии;

ровно треть поступила ради продолжения обучения по профессии;

23% респондентов не хотели покидать университетскую среду;

8% привлекало место в общежитии;

каждый четвертый аспирант-мужчина спасался в аспирантуре от армии.

Нынешнее исследование дало похожую картину мотивов, связанных с карьерой. Лидирует желание исследовать и преподавать, выбор академической траектории.

53% назвали в качестве одной из причин поступления то, что аспирантура может помочь им в исследовательской карьере (в вузе или научной организации;

47% опрошенных поступили, считая аспирантуру ускорителем преподавательской карьеры;

обучение в аспирантуре стимулирует карьеру вне академии на исследовательских должностях — по мнению 28% респондентов, и неисследовательских — для 29%.

Золотой запас

Развитие навыков исследовательской деятельности как мотив поступления в аспирантуру указали больше всего — 91% респондентов (допускались несколько ответов о причинах поступления в аспирантуру). 87% информантов подтвердили, что одной из причин поступления был интерес к теме исследования.

В интервью многие аспиранты подчеркивали свое увлечение наукой и исследованиями. Интерес к специальности или конкретной теме — ключевой маркер внутренней мотивации.

«Мне на самом деле нравится разбираться в научных вопросах, — говорит аспирантка-юрист. — Есть большой интерес». «Мне была искренне интересна та специальность, которую я выбрал, — международные отношения», — замечает выпускник аспирантуры.

Для ряда информантов обучение в аспирантуре стало отдушиной, любимым делом. «Хочется всегда как-то развиваться <...> писать какие-то статьи <...> анализировать происходящее <...> хочется копать еще больше, чем есть в твоей жизни, — размышляет аспирант-математик. — С одной стороны, это тяжело, но с другой — это придает тебе какое-то новое течение, начинаешь об этом думать».

Аспиранты с такой мотивацией готовы были тратить личное время на исследования.

«Работа — это работа, а в выходные и вечером посидеть позаниматься научной работой, которая связана с диссертацией, это как-то идет в удовольствие, как хобби», — подчеркивает респондент-математик.

«Вы не поверите, у некоторых людей есть склонность к научному исследованию, — подтверждает научный руководитель-химик. — Кто-то от этого получает кайф. Кому-то нравится такая жизнь».

Новые преподаватели

70% опрошенных назвали в качестве одной из причин поступления в аспирантуру интерес к преподавательской работе. 65% хотели развить как исследовательские, так и преподавательские компетенции.

«Понял, что преподавание меня очень интересовало, я этим занимаюсь уже лет десять-одиннадцать, — рассказывает аспирант-экономист. — Я, когда на первом курсе учился, занимался со школьниками, со студентами, которые меня старше были <…>. Я с удовольствием этим занимаюсь».

У аспирантов есть мечта «что-то преподавать», подчеркивает научный руководитель-филолог: «Они с удовольствием <…> практику педагогическую проходят».

Оттенки внешней мотивации

Если интереса к самой деятельности (науке и преподаванию) нет, но аспирантура может послужить достижению каких-либо целей, то это внешняя мотивация. В интервью встречались разные ее варианты. Исследователи придерживались классификации, предложенной психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном. Они выделили четыре типа внешней мотивации.

Экстернальный тип мотивации предполагает внешний локус контроля. Самостоятельность (автономность) решения здесь минимальна.

Интроецированный тип означает, что поведение регулируют внешние нормы через появление эмоций (например, чувства вины при отклонении от нормы).

 Идентифицированный тип: человек по своей воле участвует в деятельности, поскольку она помогает ему достичь цели. Но сама цель слабо связана с этой деятельностью.

Интегрированный тип — вариант сосуществования внутренней и внешней мотивации (автономность решений — самая высокая среди внешних типов мотивации). Хотя регулятор деятельности — внешний по отношению к ней самой, участие в этой деятельности согласуется с интересами и потребностями человека.

Большие и малые плюшки

При экстернальной мотивации человек учится в аспирантуре ради определенных выгод. 29% аспирантов-мужчин указали в качестве одной из причин поступления возможность отсрочки от армии. 7% опрошенных интересовало место в общежитии.

Важным вознаграждением считается ученая степень как катализатор карьеры. Люди шли в аспирантуру, чтобы после защиты получить доходное место.

Особую ставку многие делали на бренд вуза. «Хотелось все-таки пройти школу какого-то известного университета, — говорит начинающий политолог. — Имя университета, который ты заканчиваешь, тоже играет свою роль при трудоустройстве».

А кому-то ученая степень нужна как факт, безотносительно к содержанию обучения. «Мне нужно было просто защитить работу и получить корочку, в стиле „ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан“», — признается выпускница аспирантуры по политологии.

Престиж, карьера, эмиграция

Респонденты, которые ориентировались на престиж и ценность науки и ученой степени, демонстрировали интроецированную мотивацию. 78% опрошенных согласились с высказыванием «Я решил(а) поступать в аспирантуру, потому что хотел(а) получить ученую степень, так как это престижно».

Об этом говорили и опрошенные преподаватели.

«Пока двигает <...> некий престиж <...> преподавательской работы, некий престиж научной работы, — рассуждает научный руководитель-социолог. — Пока, может быть, какое-то поколение идет, которое еще воспринимало эти ценности. Ценность ученой степени <...> работы в вузе в семье, может, транслировалась».

Высоко котируются и приобретенные в аспирантуре компетенции — но опять-таки по прагматическим причинам. Это идентифицированная мотивация.

Люди идут учиться с «дальним прицелом» — ради более успешной карьеры и конкурентоспособности на рынке труда, которую дают знания.

«Аспирантами движет желание получить <...> развить свои профессиональные возможности, в том числе, с точки зрения трудоустройства», — говорит научный руководитель-юрист. Ему вторит биолог, которая считает, что аспирантов вдохновляет то, что «они получат более высокую ступень квалификации и будут более востребованы в той области, которую они выбрали».

Аспирантура действует не только как социальный лифт. Она содействует и географической мобильности. «Потом он же может взять и уехать в другой город, в другую страну», — отмечает научный руководитель-математик.

Доделать проект, подвести итоги

Выделена и интегрированная мотивация. Так, завершение работы над диссертацией расценивается как подведение итогов профессионального развития. С одной стороны, это определяется принципами работы самой академии. С другой — личным интересом и желанием развиваться в этой области.

«Я надеюсь, что это желание подвести черту определенному количеству лет, которые он там чем-то занимался. Итог, что называется, подвести… становления профессионального, — считает научный руководитель-математик. — Что <...> вроде бы его кто-то знает, он кого-то знает, что-то понимает<...>».

Не упускать возможности

Таким образом, аспирантура часто рассматривается с прагматической точки зрения. И на это есть основания, поскольку сегодня она дает широкий набор компетенций, в том числе универсальные навыки. Выпускник аспирантуры может найти себе разное применение, и не только в академии.

И все же, наука не должна терять перспективные молодые кадры. Имеет смысл наблюдать за мотивацией аспирантов — и работать с ней.

В перспективе стоит исследовать связь между разными типами мотивации учащихся и их результатами. Например, публикационной активностью, победами в конкурсах, участием в финансируемых научных исследованиях и защитой диссертации.
IQ
 

 

Авторы исследования:
Евгений Терентьев, старший научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ
Николай Рыбаков, аспирант кафедры университетского менеджмента и инноваций в образовании ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Борис Бедный, директор Института аспирантуры и докторантуры ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 апреля, 2020 г.