• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: рынок народно-художественных промыслов

Ручной труд как визитная карточка и ресурс развития туризма в России

ISTOCK // Icons made by Those Icons from flaticon.com

Президент Владимир Путин объявил 2022 — Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России — и вполне своевременно. После распада СССР в нашей стране было утрачено свыше 200 народных промыслов, останавливались фабрики, забывались секреты мастерства. Какие бренды выжили, и почему ремесленникам до сих пор непросто, IQ.HSE рассказывает по докладу, сделанному Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Народные промыслы — это больше про промышленность или про культуру?

Народно-художественные промыслы (НХП) или народное ремесло — это создание декоративных и утилитарных художественных изделий на основе традиций народного искусства в определённой местности. В современном мире работа ремесленников механизируется, однако обязательно преобладает ручной труд.

В ряде государств (включая Россию) НХП могут быть самостоятельным сегментом промышленности, но в основном отрасль представлена небольшими организациями или частными мастерами, поэтому народные ремесла — прежде всего «“визитная” культурная карточка страны и ресурс для развития туризма».

Какие ремесла особенно популярны в мире?

Кузнечное, гончарное, плотницкое, столярное, ткацкое, прядильное, скорняжное, шорное, сапожное, кожевенное, ювелирное. Ряд конкретных ремесел (российские в этот список не входят) признаны ЮНЕСКО нематериальным культурным наследием. Например, азербайджанское искусство ковроткачества, изготовление изделий из латуни и меди в Индии, рисовой бумаги в Китае, ёлочных игрушек из выдувных стеклянных бусин в Чехии, механических часов и художественной механики в Швейцарии.

Эти государства лидируют по производству товаров народных промыслов?

Не все. По объёмам производства и экспорта выделяются Индия, Китай и Иран. Большой потенциал для внешних продаж у Латинской Америки (Мексика, Колумбия, Перу, Гондурас, Гватемала, Боливия, Сальвадор). Успешны представители Африканского континента (Гана, ЮАР, Мозамбик, Малави, Кения и Танзания).

А что насчёт объёма производства и экспорта из России?

Отечественные изделия НХП уходят более чем в 20 стран — в Азербайджан, Болгарию, США, Украину, Аргентину, Германию, Швейцарию и др. При этом основные партнеры (40% поставок в денежном выражении) — Казахстан и Беларусь. Наиболее востребованы предметы из фарфора, хрусталя, керамики. Общие масштабы экспорта остаются минимальными, в 2020 году его объём был близок к нулю — 0,021 млрд рублей (в 2019-м — 0,051 млрд).

Проблемы экспорта товаров народных промыслов из России связаны с ограничениями из-за коронавируса?

Не только. Интерес к нашим традициям у заграничного потребителя слабый. Виной нехватка информации, недостаточное продвижение российской культуры, особенно на фоне активности других государств. В итоге уникальная продукция не «вписывается» в зарубежные потребительские привычки, хотя опыт показывает, что её можно благополучно адаптировать. Как, к примеру, сделали финские дизайнеры, которые посетили фабрики народных промыслов в РФ, изучили их ассортимент и на его основе создали новую, хорошо продаваемую коллекцию Secrets of Russia.

Какие отечественные промысловые бренды наиболее узнаваемы внутри страны?

В рейтинге по итогам опроса россиян на первых местах тульский самовар, изделия из янтаря, вологодское кружево, гжельская керамика, оренбургский пуховый платок. Всего в списке 25 НХП, отобранных по сумме трёх параметров: узнаваемость бренда, его связь с регионом-производителем и желание посетить регион для знакомства с промыслом.

ТОП-25 народных художественных промыслов в России, 2017 г.

 

1

Тульский самовар

2

Изделия из янтаря

3

Вологодское кружево

4

Гжельская керамика

5

Оренбургский пуховый платок

6

Павлопосадский платок

7

Жостовские расписные подносы

8

Гусь-Хрустальное стекло

9

Хохломская роспись

10

Вологодский лён

11

Палехская миниатюра и иконопись

12

Тульская гармонь

13

Дымковская игрушка

14

Ростовская финифть

15

Мастерская лаковая миниатюра

16

Городецкая роспись по дереву

17

Елецкое кружево

18

Торжокское золотое шитье

19

Ювелирные изделия костромских и красносельских ювелирных предприятий

20

Изделия из кости

21

Ярославская майолика

22

Воронежская матрешка

23

Ковровое искусство Дагестана

24

Каргопольская игрушка

25

Томская береста

Источник: Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ (доклад «Рынок народно-художественных промыслов 2021») по данным Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», журнала «Отдых в России», исследовательского агентства BCGroup

Знакомые имена — лишь часть рынка. Что он представляет собой в целом?

В 2019 году, по данным Минпромторга РФ, НХП занимались около 300 организаций из 64 регионов. Наибольшее количество производителей (30%) — в Центральном федеральном округе, наименьшее (6%) — в Южном и Дальневосточном. Около 80% изделий изготавливаются в Московской, Вологодской, Владимирской, Тверской областях, Санкт-Петербурге и Дагестане.

Большинство промыслов — малые предприятия. В особой группе частные мастера, они, как правило, нелегалы, создающие товары невысокого качества, но обладающие уникальными знаниями.

Кто в России продаёт и покупает ремесленную продукцию?

Около 80% выручки отрасли обеспечивают оптовики — специализированные магазины, крупные универмаги, частные лица. Федеральных сетей нет, поэтому вклад розницы мал — всего 13%. Обычно это точки продаж в основном на территории производства. Сувениры и высокохудожественные изделия закупаются государством для музеев, но это лишь 1% в структуре дистрибуции.

Более двух третей россиян (76% потребителей — физических лиц) товары НХП приобретают крайне редко. Основные покупатели — замужние женщины в возрасте 30+ с высшим образованием и небольшим бюджетом, позволяющим тратить на «ремесленные» покупки 700 рублей в год.

700 рублей для сделанного вручную — немного. Сколько подобные вещи вообще могут стоить?

Анализ предложений интернет-магазинов дал три ценовых сегмента:

низкий — продукция невысокого качества и упрощенного дизайна (до 2 тыс. рублей);

средний — качественная, со вставками дорогостоящих материалов, в традиционном или инновационном дизайне (2–7 тыс. руб.);

высокий — изделия из дорогих материалов, имеющие художественную ценность (от 7 тыс. руб.).

Особая категория — уникальные эксклюзивные товары, которые интересны коллекционерам и по стоимости подчас не уступают произведениям искусства.

Заниматься промыслами выгодно?

В нашей стране в основном нет. Прибыльны немногие предприятия, большинство находится на грани разорения. В 2019 году, по подсчетам Ассоциации «Народные художественные промыслы России», от 60% производителей НХП были убыточными или низкорентабельными. В 2020-м положение стало критическим: из-за пандемии COVID-19, сократившей доходы населения и турпотоки, падение объёмов производства и продаж достигало 70%.

Последствия пандемии — понятно, но почему было плохо и до неё?

После распада СССР на десятилетия растянулся кризис. С 1990 года прекратили работу 140 фабрик, а оставшиеся урезали производство в 15 раз. По оценке Минпромторга РФ, за 30 лет было утрачено свыше 200 промыслов.

Сейчас основных факторов, мешающих развитию, несколько:

устарела материально-техническая база предприятий, модернизация идёт, но медленно и без должного внимания частных инвесторов;

нет налаженных рынков сбыта;

снижается художественный уровень продукции: чтобы снизить её стоимость, не всегда соблюдают традиционные технологии;

из-за широкого применения ручного труда снижается выработка и растут «зарплатные» расходы;

приходится конкурировать с контрафактом — дешёвыми подделками, изготавливаемыми как в РФ, так и за рубежом, преимущественно в Китае;

опытные мастера стареют, молодые формально есть (образовательные учреждения в 60 регионах ежегодно выпускают свыше 6 тысяч специалистов НХП), однако работать по профилю не спешат из-за низких заработков.

Помогает ли в такой ситуации государство?

Да, с 1999 года и в разных формах, преимущественно субсидиями, грантами, налоговыми льготами. В 2020-м отрасль как наиболее пострадавшая от коронакризиса получила 500 млн рублей.

При этом единой федеральной программы поддержки пока нет. Вопросами НХП заняты несколько ведомств — Минпромторг, Минкульт, Ростуризм, Роспатент и др. В корректировке нуждается принятый более 20 лет назад Федеральный закон «О народных художественных промыслах». Предложения по его изменению готовит Временная комиссия Совета Федерации по сохранению и развитию народных художественных промыслов. Она же работает над проектом Стратегии НХП до 2030 года.

IQ
 

Автор исследования:
Инна Седых, ведущий аналитик Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 31 января