• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: медиамастерские

Как студентам непрофильных специальностей развить медианавыки

ISTOCK

Полный цикл создания собственного медиаканала — от идеи до раскрутки готового продукта — можно освоить благодаря медиамастерским. Это максимально прикладной и персонализированный формат обучения, который помогает студентам разных профилей определиться с концепцией своего медиа, успешно писать посты для него и общаться с подписчиками, активно продвигаться — да и просто хорошо разбираться в информации. Формат медиамастерской уже обкатан и доказал свою эффективность. Как он работает, IQ.HSE разобрался по исследованию заместителя заведующего Центра медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ Андрея Жукова.

Что такое медиамастерская?

Это технология обучения медианавыкам в формате творческой мастерской, максимально ориентированная на практику и учитывающая возможности и потребности каждого студента. Формат медиамастерской позволяет глубоко усвоить материал и успешно применять его в жизни. Например, запустить и продвинуть собственный медиаканал, решать с его помощью рабочие, учебные и другие задачи. Всё это даёт возможности для дальнейшего саморазвития, профессионального роста и формирует умение коммуницировать — ключевой элемент столь востребованных сейчас гибких навыков (soft skills).

Медиамастерская раскрывает таланты человека — в этом смысле она глубоко персонализированная и многомерная педагогическая технология. В формате мастерской, в диалоге с педагогом — интеллектуальном, эмоциональном, этическом — растёт живое знание о мире и осознаётся ценность собственного «я». Наконец, даже если вы не запустите свой медиаканал, вы научитесь хорошо разбираться в информации и делать собственные выводы. Так что медиамастерская, как минимум, «курс цифрового ликбеза».

Какие медианавыки и аспекты медиаграмотности развивают мастерские?

Под медианавыками понимается способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения в различных формах. ЮНЕСКО выделяет навыки критического мышления, креативность, навыки в области коммуникации, а также в сфере безопасности (например, поведение в социальных сетях). Обучение в медиамастерской построено так, чтобы дать аудитории знания по каждому из этих направлений.

Овладение подобными медианавыками крайне актуально. Сегодня нужно уметь корректно работать с информацией из самых разных каналов, будь то цифровые экраны в вагонах метро, социальные сети или какие-то «аналоговые» ресурсы. Кроме того, в наши дни, когда генерировать и распространять информацию — просто и дёшево, а аккаунты в социальных сетях есть почти у всех, каждый человек превращается в своеобразное «Я-медиа», вещающее на определённую аудиторию.

При этом инструментами успешной медиадеятельности умеют оперировать, главным образом, студенты факультетов журналистики. Других этому просто не учат. Либо же программы по развитию медиаграмотности числятся по разряду дополнительного образования.

Программы дополнительного образования рассчитаны на профессионалов?

Увы, да. Анализ свыше 60 образовательных программ по освоению медианавыков в вузах (МГУ, РАНХиГС, РГГУ и пр.), медиахолдингах («Первый канал», ИД «Коммерсант», МИА «Россия сегодня») и бизнес-школах показал, что почти две трети из них — скорее, программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки работников СМИ. Для студентов непрофильных образовательных программ многие из предлагаемых там знаний могут быть избыточными.

Медиамастерские предназначены для всех желающих?

В большинстве случаев! Это альтернативный формат, который даёт только необходимые навыки, которые можно сразу использовать на практике. Это знания «под ключ».

Всё обучение в медиамастерской занимает 15 недель (по 2 занятия в неделю, с возможностью индивидуальных консультаций для каждого участника). Используется кейс-метод (изучаются конкретные случаи), проводятся мастер-классы известных практиков — акцент на прикладных знаниях. Результаты обучения анализируются с помощью опросов и анкетирования, которые демонстрируют эффективность методики.

Поговорим о стартовых условиях и результатах обучения — каких навыков не хватает студентам на входе?

Опросы слушателей одного из потоков (84 человека) перед началом обучения показали, что наиболее высока потребность в креативных навыках. Её среднее значение по десятибалльной шкале (где 1 — почти нулевая необходимость, а 10 — максимальная) — 8,3 балла. Затем идут навыки критического анализа со средним значением 7,1 балла, потом — коммуникативные навыки (7 баллов) и навыки в сфере безопасности (5,1 балла).

После обучения участников мастерской попросили оценить прирост медиаграмотности. Все опрошенные отметили повышение её уровня, как минимум, по двум направлениям. Если детализировать, то расклад такой: уровень владения коммуникативными навыками повысился у 77% респондентов, и ещё у 23% он «достиг отличного уровня». Креативные навыки улучшились у 64% опрошенных, и ещё у 18% стали оптимальными. По навыкам в сфере безопасности соответствующие цифры — 59% и 27%. По критическому мышлению — 50% и 27%. Обучающихся также просили оценить в баллах свой уровень медиаграмотности по окончании курса. Результаты оказались между «хорошо» и «отлично».

Как строится процесс обучения в медиамастерской?

Всего существует три блока — лекционный, командной работы и индивидуальной работы. Лекции помогают сформировать когнитивный компонент медиакомпетентности. Командная работа позволяет улучшить эмоциональный компонент, научиться проявлять гибкость и эмпатию. В финале важен поведенческий компонент: студенты должны запустить свои медиаканалы, начать их развивать и продвигать.

Технология медиамастерской включает семь этапов, каково их содержание?
  1. В ходе индукции студенты рассказывают в анкетах, на какие медиа они ориентируются, что смотрят и читают.
  2. На этапе самоконструкции нужно сформулировать концепцию медиаканала и обосновать её значимость для аудитории.
  3. Социоконструкция предполагает оттачивание в малых группах элементов будущей деятельности. Учащиеся делятся на команды, каждая из которых работает как микроредакция. Они сами решают, кто ищет информацию, готовит интервью, трудится в качестве бильдредактора и пр.
  4. В рамках социализации команды представляют свои работы и оценивают работы других команд.
  5. Афиширование подразумевает публикацию лучших медиатекстов команд в телеграм-канале мастерской.
  6. Для фиксации разрыва — осознания участниками эволюции своей идеи — проводятся опросы. С их помощью кураторы выявляют, как менялась первоначальная концепция проекта, что добавили приглашённые спикеры к знаниям и пр. Кроме того, педагоги индивидуально разбирают тексты студентов, вместе с ними обсуждают возможные повороты тем, достоинства и недостатки работ.
  7. В процессе рефлексии студенты письменно и устно размышляют об участии в проекте.
Какова эффективность медиамастерских — если измерять её в запущенных каналах?

За три года работы Центра медиапрактик состоялось уже семь выпусков медиамастерских. Студенты создали более 110 медиаканалов. Многие из них продолжают развиваться уже вне рамок мастерской — помогают учащимся решать самые разные задачи. Готовя посты, общаясь с подписчиками, соблюдая нормы поведения в блогосфере, выпускники демонстрируют высокий уровень медиаграмотности.

Правда, создавать собственный канал вовсе не обязательно. Сверхзадача курса — дать студентам непрофильных программ ключевые навыки в области новых медиа. Плюс — привить стремление к дальнейшему самообразованию в этой сфере. Это тем более важно, что медиасреда динамично меняется, и знания в этой области стоит регулярно пополнять.

IQ

 

Автор исследования:
Андрей Жуков, заместитель заведующего Центром медиапрактик Института коммуникационного менеджмента НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 5 июня