• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всемирная телефонизация. Эпизод седьмой: немецкая эффективность

Как государственно-частное партнёрство помогло создать телефонную сеть в Германии

Телефонная станция в Штеттине, 1892 год

История изобретения телефонии напоминает детективный роман, однако ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. Седьмая из них рассказывает, как немецкие чиновники оказались самыми ушлыми в Европе и обеспечили эффективную телефонизацию сначала для себя, а потом и во всех крупных городах в Германии. Впрочем, и здесь довлеющая роль государства над свободным рынком затормозила новую технологию.

На фоне Великобритании и Франции, в Германии телефонизация выглядела не так плохо. Как мы помним, главный почтмейстер Германской империи Генрих фон Стефан обхитрил Белла и начал выпуск его телефонов уже в 1878 году — до того, как изобретатель получил патент.

Главной идеей фон Стефана было создание телефонной сети не для абонентов, а для чиновников почтово-телеграфного ведомства. В то время самым употребимым был телеграф Морзе, работа на котором требовала хорошей подготовки. Держать высококвалифицированный персонал в глухих деревнях было нерентабельно, поэтому главный почтмейстер и взялся за телефон — тот позволял отказаться от тренированных операторов, сохранив прямую связь провинции с центральной властью.

Немецкая эффективность привела к тому, что в 1890 году 10 000 сельских почтовых отделений имели телефонную связь. Но этот — служебный — телефон был закрыт для граждан. Остальные телефонные сети Германии развивались как и по всей Европе — без избыточного энтузиазма.

Берлинская телефонная станция начала обслуживать восемь своих первых абонентов 12 января 1881 года. Интересно отметить, что открытие первоначально было запланировано на 1 апреля, но дату сдвинули, чтобы Берлин стал первым в Германии городом с телефонной сетью. Ему на пятки наступал Мюльхаузен (ныне французский Мюлуз), где станция была открыта 24 января. Показательно, что немецкое почтово-телеграфное ведомство задержало выдачу лицензии Мюльхаузену, чтобы Берлин все-таки вышел вперёд.

Телефон в Германии развивался за счёт государственно-частного партнёрства между главным почтмейстером и промышленниками Ратенау и Сименсами. Их взаимодействие поначалу оказалось эффективным — к 1884 году телефонные сети были уже в 30 городах. Однако к 1902 году телефонная плотность в Германии всё ещё составляла всего один телефон на 128 человек, тогда как в США — один телефон на 34 человека. В городах покрытие было сопоставимо с американским, зато в сельской местности — менее одного телефона на 500 жителей.

***

Судьба телефонизации в остальной Европе была схожей. Где-то партнёрство между правительством и бизнесом оказалось более успешным, где-то менее, но всюду без исключения законодательные ограничения препятствовали нормальному развитию рынка телефонной связи.

Журналист Герберт Кэссон, автор книги The History of the Telephone так охарактеризовал эту ситуацию в 1910 году:

«Слишком много правительства! Это было основной причиной всех проблем в большинстве стран. Ещё до изобретения телефона телеграф стал государственной монополией; телефон был объявлен его разновидностью… Когда группа людей учреждала телефонную связь, правительство с жадностью глядело на него и обычно присваивало себе… При таких условиях телефон не мог процветать. Удивительно, что он вообще выжил».

IQ

Автор текста: Басов Антон Ильич, 9 октября, 2023 г.