• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всемирная телефонизация. Эпизод девятый: большие связи

Как «пупинизация» и триоды помогли телефонным сетям окончательно опутать мир

Премьер-министр Великобритании лорд Солсбери (слева) советуется с французским президентом Сади Карно (справа) по поводу закуски к обеду. Фантазия художника журнала Punch, 1891 год

История изобретения телефонии напоминает детективный роман, однако ещё более интересные события стоят за распространением этой телекоммуникационной технологии по всему миру. Как телефон стал неотъемлемой частью нашей жизни — рассказывает в серии колонок на портале IQ.HSE менеджер отдела внешних коммуникаций факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Антон Басов. Девятая из них посвящена созданию первых междугородних, межгосударственных и трансатлантических телефонных линий, вдруг сделавших людей, находящихся за тысячи километров, столь близкими, будто они сидят в одной комнате.

Виктория — королева Соединённого королевства и императрица Индии — умерла в январе 1901 года. С её уходом закончился XIX век — викторианская эпоха, живым символом которой она была не только в своих владениях, но и на всём земном шаре. В тот момент в мире насчитывалось 2 255 000 телефонов, из которых 60% находились в США. К 1901 году телефония достигла технической зрелости: угольные микрофоны и двужильные линии повысили качество звука, новые конструкции коммутаторов ускорили и упростили работу телефонных станций.

До сих пор мы говорили в основном о телефонных сетях внутри городов, но почти не затрагивали междугородние линии. Достигнув совершенства в мегаполисах, теперь телефон стремился связать их между собой.

Уже в конце 1880 года журнал Scientific American сообщил, что телефон превосходно работает на расстояниях в 100 и даже 200 километров, а также предсказал успех телефонной связи Нью-Йорка с окрестными городами. В январе 1881 года первая международная линия связала американский Детройт с канадским Виндзором. 

Кстати, европейцы тут отчасти опередили американцев — 6 января 1878 года был проведён пробный разговор по телеграфному проводу между Швейцарией и Италией. Тем не менее полноценной международной линии в Европе не было до 1886 года, когда швейцарский Базель оказался связан с (тогда немецкими, а сейчас французскими) Сен-Луи и Мюльгаузом. После этого количество и длина линий только нарастали: Брюссель — Париж (300 км), Базель — Франкфурт (320 км), Москва — Санкт-Петербург (660 км), Базель — Берлин (900 км).

1 апреля 1891 года телефон связал Лондон и Париж — через Ла-Манш проложили первый подводный телефонный кабель. Общая длина линии тоже была впечатляющей — 500 километров. А самой длинной — 1300 километров — международной телефонной линией XIX века стал канал связи Берлин — Вена — Будапешт, открытый 1 сентября 1897 года.

В США телефонные сети разрастались ещё более интенсивно, чем в Европе. Уже в 1892 году телефон связал Нью-Йорк и Чикаго — длина линии составила 1500 километров, она стала самой протяженной в мире. 18 октября данный канал связи был торжественно открыт изобретателем телефона Александром Беллом. Фотосъёмка в помещениях тогда ещё была затруднительна, поэтому газеты гордо писали «Моментальная фотография при свете магниевой вспышки».

Линия Нью-Йорк — Чикаго стала высшим достижением телефонии XIX века. Превзойти её в то время было невозможно. Любой электрический сигнал ослабевает из-за сопротивления материала, из которого сделан провод и других факторов. И если телеграфные сигналы (например, точки и тире азбуки Морзе) легко усилить при помощи реле, то телефонный сигнал, который представляет из себя переменный ток, усилять в то время не умели. Это устанавливало предел дальности телефонной связи.

Первым прорывом барьера на пути дальней телефонной связи стала технология, получившая забавное название «пупинизация». Физик Михаил Пупин установил, что если в телефонную линию включить катушки индуктивности, то дальность связи можно повысить.

Благодаря этому нововведению уже в 1911 году дальность связи возросла вдвое (до 3200 км) и телефон соединил Нью-Йорк с Денвером. Европейские успехи были скромнее: в 1914 году самой длинной стала линия Берлин — Милан (1350 км).

Однако настоящей революцией стало изобретение трехэлектродной лампы — триода — и создание электронного усилителя. История триода заслуживает отдельного разговора, здесь же достаточно сказать, что его изобрёл в 1908 году американец Ли де Форест, а к 1914 году компания AT&T построила трансконтинентальную телефонную линию Нью-Йорк — Сан-Франциско, которая вновь была торжественно открыта Александром Беллом 25 января 1915 года.

Своему бывшему помощнику Томасу Ватсону Белл сказал «Мистер Ватсон, подойдите сюда, вы мне нужны» — первую фразу, переданную с помощью телефона в 1876 году. Ватсон ответил «Мне понадобится пять дней, чтобы добраться до вас». Путь, который человек мог проделать за пять дней, человеческий голос преодолевал меньше, чем за секунду.

Интермедия: почему «алло»?

Откуда взялось слово «алло»? Его, как и многие окружающие нас вещи, придумал великий изобретатель Томас Эдисон. Он считал, что разговор по телефону нужно начинать со слова hello, так как его было слышно в нескольких метрах от телефона, что позволяло не устанавливать звонок. В русском языке hello превратилось в «алло». Александр Белл поначалу говорил ahoy (ахой) — это слово используют при встрече двух кораблей.

Год спустя — в 1916-м — голос человека преодолеет Атлантику и радиостанция Эйфелевой башни примет радиотелефонную передачу из американского Арлингтона (её же услышат и с другой стороны земного шара, в Гонолулу). Правда, ответить Франция могла только телеграфно — там не было усилителей на электронных лампах, необходимых для передачи звука.

Регулярная трансатлантическая телефонная связь откроется в 1927 году, и уже в романе Рекса Стаута «Красная коробка», написанном в 1937-м, детектив Ниро Вульф звонит в Лондон «как к себе на кухню».
IQ

Автор текста: Басов Антон Ильич, 8 ноября, 2023 г.