• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Картотека: городская грамотность подростка

Как измерить уровень освоения мегаполиса у старшеклассников

ISTOCK // Icons made by Freepik from flaticon.com

Что характеризует степень знакомства подростка с принципами жизни современного города? Важно, например, насколько самостоятельно и безопасно школьник перемещается по мегаполису, где и как питается в городе, как общается с людьми, владеет ли цифровыми сервисами, участвует ли в общественной жизни. Наконец, каковы его знания по истории и культуре города? Всё это помогает оценить концепт «городская грамотность», предложенный Алиной Ивановой и Викторией Пичугиной из Института образования НИУ ВШЭ в партнёрстве с Московским Центром качества образования. Они впервые дали определение городской грамотности подростка, разработали инструмент её измерения и успешно апробировали его.

Что такое городская грамотность подростка?

Это решения и действия школьника в ходе освоения разных сфер городской жизни, умение разумно и безопасно «пользоваться» городом. В самом этом концепте заложена тесная связь пространств и практик: в каких локациях и как ведёт себя подросток, уверенно ли передвигается по городу, как общается с людьми в разных контекстах, где проявляет общественную активность. Всё это формируется за пределами школы.

В более академическом определении, городская грамотность — это комбинация знаний, навыков и установок, позволяющих выбирать наилучший способ действия при решении задач в городе, связанных с перемещением, потреблением и социальным взаимодействием на основе принципов здорового образа жизни, ответственности, личной безопасности, знаний истории и культурных особенностей города.

Обычно к старшим классам ребята уже нарабатывают некий опыт пользования пространствами города. В идеале они умеют построить маршрут передвижения, знают, где и как питаться, какими сервисами (в том числе, цифровыми) и как пользоваться, где можно получить помощь (например, медицинскую), куда ехать заниматься спортом и пр. Всё это важно: нужно быть готовым к взрослой жизни, которая требует активности, самостоятельности, ответственности, коммуникабельности и других незаменимых качеств.

Какие компоненты включает городская грамотность подростка?

Таких компонентов, или практик, как минимум, шесть. К ним относятся:

 просоциальная вовлечённость — гражданское участие и общественно полезные дела;

 здоровый образ жизни — физическая активность, правильное питание, отсутствие вредных привычек;

 межкультурное взаимодействие — успешное общение с носителями других культур, уважение к чужому мнению,

 применение цифровых технологий — для образования, развития, общения и пр.;

 локальная осознанность — знания по истории, географии, культуре города; чувство принадлежности к территории;

 мобильность в городе — умение перемещаться без сопровождения взрослых.

Мегаполис — это система вербальных и невербальных знаков, которые молодые жители должны уметь считывать.

В чём состоит просоциальная вовлеченность и межкультурное взаимодействие?

Для подростков участие в жизни общества включает практики волонтёрства, работу в местных организациях и другую деятельность на благо социума. Высокий уровень городской грамотности предполагает, что школьник стремится быть «хорошим гражданином» — ответственным, ориентированным на справедливость и общественную пользу.

По модели нишевого развития, ближайшее окружение подростков, а также социальные, экономические и образовательные институты со-конструируют, «достраивают» ниши, в которых развиваются молодые люди. Различные волонтёрские проекты — тоже часть социализации, в том числе политической (реализации прав на участие в управлении).

Ну а успешное межкультурное взаимодействие подразумевает уважительное и плодотворное общение с представителями других культур. Необходима особая компетентность — умение мыслить и действовать, исходя из нюансов культурного контекста. Для этого нужно изучать разные культуры и уметь уважать точки зрения, отличные от собственной.

А что насчёт отношения подростков к своему здоровью?

Молодёжь и здоровый образ жизни — острая тема. Многие юноши и девушки не слишком заботятся о здоровье. Городская грамотность подростка включает не только знания о сохранении и укреплении здоровья, но и воплощение этих знаний в жизнь. Очень важна физическая активность, которая способствует здоровью и субъективному благополучию школьников. На практике ею часто жертвуют — из-за приоритетности учёбы и подготовки к ЕГЭ. И всё же выделять время на физкультуру — необходимо. Равно как и правильно питаться (фастфуд, частые перекусы с «быстрыми» углеводами не заменят основные приёмы пищи). Не забудем и про полноценный сон, необходимый для оптимальной работы мозга.

Тинейджеры — уже абсолютно «цифровые». Почему это важно в контексте городской грамотности?

Использование подростками информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значимо для развития навыков сотрудничества, социального взаимодействия и гражданской вовлечённости. Все эти практики цементируют общественную сплочённость и связи в городских сообществах. Кстати, цифровые технологии, применяемые в обучении, тоже объединяют, помогают школьникам осуществлять общие цели.

Без внедрения ИКТ невозможен «умный город» и комфортная жизнь в нём. От того, насколько подростки стали «цифровыми гражданами» (то есть вовлечены в жизнь общества посредством IT-технологий, владеют электронными сервисами), зависит их удобная, безопасная и осмысленная жизнь в современном мегаполисе.

Изучая историю места, подросток тоже повышает городскую грамотность?

Конечно! Исследование истории города или региона позволяет контекстуализировать знания по истории страны и стимулирует к самоанализу. Человек начинает лучше ориентироваться в жизни города. Но историей дело не ограничивается. Уместнее говорить о комплексной дисциплине — краеведении, которое объединяет сведения из географии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии, филологии и искусствознания.

Каждому школьнику нужны краеведческие знания. На их основе во многом и формируется локальная осознанность, чувство принадлежности к определённой территориальной общности.

А что подразумевает мобильность — ещё один элемент городской грамотности подростка?

Мобильность предполагает доступность самостоятельных перемещений в городских пространствах, включая поездки в школу, к друзьям, в кружки и секции и пр. Учитывается способность школьника выполнять небольшие поручения с передвижением по городу, а также география его развлечений (число мест, которые подросток посещает, преодолеваемые расстояния и пр.). По сути, речь о независимой мобильности — свободе поездок и пеших прогулок детей в городе. Такая самостоятельная навигация способствует взрослению. И наоборот, строгие запреты на перемещения в мегаполисе мешают ориентироваться в городском пространстве.

Измерялись ли раньше компоненты городской грамотности школьников?

Отдельные компоненты — да. В рамках международного проекта ICILS (International Computer and Information Literacy Study) изучалась компьютерная и информационная грамотность подростков. Мониторинг ICCS (International Civic and Citizenship Study) измерял среди прочего интерес учащихся к участию в общественной и политической жизни.

Исследование же городской грамотности, проведённое учёными Института образования НИУ ВШЭ по заказу Правительства Москвы, — более комплексное. Оно затрагивает разные сферы жизни в мегаполисе и, соответственно, целый набор практик.

Как разрабатывался инструмент измерения городской грамотности?

На первых двух этапах исследователи выработали определение городской грамотности, выделили её компоненты и выбрали действия тестируемых, характеризующие эти компоненты. На третьем этапе формировалась модель задания, в которой элементы городской грамотности должны быть представлены с точки зрения знаний, навыков, установок. Было три комплексных задания (сценария), каждое из которых позволяет оценить две из шести составляющих конструкта. Потом разрабатывались система начисления баллов и общая модель измерения. Инструмент подразумевает оценивание в компьютерном формате в виде комплексных сюжетных (сценарных) заданий, интересных и понятных школьникам.

Можно привести примеры заданий для оценки городской грамотности подростков?

Безусловно. Так, первое задание измеряло просоциальную вовлечённость и межкультурное взаимодействие. В демоверсии тестируемому приходит электронное письмо, в котором его просят помочь в организации Всероссийской зимней школы по проблемам волонтёрства, что предполагает общение с участниками из других регионов страны. В письме подросток находит список дел, которые нужно сделать. В этом задании он может редактировать текст, пользоваться браузером, электронной почтой, социальной сетью и пр.

Второе задание оценивало практики ЗОЖ и применения «цифры». В чате к подростку обращается журналист из местного издания. По легенде он готовит статью о взаимодействии школьников с мегаполисом и поддержании ими своего здоровья. Нужно ответить на вопросы журналиста о том, где заниматься спортом, как зарегистрироваться на соревнования и т.д.

Третье задание — по мобильности и локальной осознанности. В демоверсии в городе проходит конкурс по организации лучшего квеста на знание Москвы, в котором участвует тестируемый с одноклассниками. Они должны придумать сценарий мероприятия. Респондент общается в чатах, где команда делает мини-буклет квеста, составляет маршруты перемещения по городу, покупает билеты на транспорт и пр.

Как проходила апробация инструмента для измерения городской грамотности подростков?

Он апробирован в сотрудничестве с Московским центром качества образования на выборке десятиклассников из 19 московских школ. Общее время тестирования составляло 90 минут с небольшими перерывами. За месяц до сбора данных участникам предоставили доступ к демоверсии инструмента — для ознакомления с интерфейсом программы и сюжетом сценариев.

После апробации оставили 89 индикаторов практик городской грамотности. Так как каждый индикатор характеризует и определённый компонент, и общую городскую компетентность, построили две модели:

 одномерную — для оценки общего уровня городской грамотности (в ней все индикаторы приписываются к одной переменной);

 многомерную — для оценки шести компонентов, коррелирующих между собой.

Анализ показал, что инструмент работает вполне надежно.

Для чего нужно измерение городской грамотности подростков?

Оно позволит оценить, насколько будущие выпускники школы, готовящиеся к новому жизненному этапу, действуют как активные горожане. Новый инструмент поможет выяснить, хорошо ли московские подростки осведомлены об опциях образования, развития, самореализации в мегаполисе. Как они включены в жизнь городского сообщества. Реализация концепции могла бы создать базу для повышения городской грамотности подростков в самой школе, а не только за её пределами.

IQ

Авторы исследования:
Алина Иванова, старший научный сотрудник Центра психометрики и измерений в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Виктория Пичугина, ведущий научный сотрудник Лаборатории проектирования содержания образования Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 9 октября, 2023 г.