• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Минимальная заработная плата: польза и вред

В большинстве стран мира установлена минимальная заработная плата. Она вводится правительствами для повышения уровня жизни населения. Но эффективен ли этот инструмент и каковы его побочные эффекты? Эта тема обсуждалась на этой неделе на семинаре в ЛИРТ.

Как ни странно, первые законы о минимальной заработной плате (МЗП) появились не в Европе, а в Австралии и Новой Зеландии – в конце XIX века. В 1909 г. их примеру последовала Великобритания. За ними последовали: Франции, Норвегии, Австрии, Чехословакии, Аргентина, Германия, Испании и Бельгия, пишет нижегородский экономист Александр Мазин. Уже с середины ХХ века спектр действия этих законов становился шире, охватывая все больше наемных работников.

По типу регулирования МЗП развитые страны можно разделить на две группы. Во Франции, Португалии, Испании, Люксембурге зарплатный минимум определяется законодательно. В Германии, Италии и Дании минимум зарплаты утверждается отраслевыми соглашениями между профсоюзами и работодателями.

Опыт Франции

Во Франции госрегулирование минимальных зарплат усилилось с 1950-х гг., рассказал на семинаре в Лаборатории исследований рынка труда Михаил Соллогуб, профессор университета Париж-1. В 1970 г была установлена о минимальная почасовая зарплата (сейчас составляет $11.9 в час) – единая для всех профессий, секторов экономики и регионов страны.

Ежегодно Национальная комиссия по коллективным переговорам пересматривает уровень минимальной зарплаты, рассказывает Соллогуб. Принцип такой: ежегодный рост покупательной способности минимальной зарплаты не может быть ниже половины роста покупательной способности средней часовой зарплаты в стране.

Зарплатный минимум может быть повышен, если инфляция превысила 2% по сравнению с уровнем цен на момент предыдущего пересмотра. Другой вариант – повышение МЗП по решению правительства, как было при президенте Франсуа Миттеране в 1981 г. (на 10%) и при Жаке Шираке в 1995 г (на 5%).

У правительства Франции есть и «пряник» для работодателей, стимулирующий повышение ими зарплат. Это снижение социальных отчислений для фирм, где     работники получают более высокую зарплату. Наоборот, с падением зарплат затраты работодателей на социальные отчисления растут.

Впрочем, работодателям с низкооплачиваемыми работниками государство компенсирует высокие издержки на социальные отчисления. В 2008 г. это обошлось бюджету в 17 млрд евро. Это большие затраты: весь бюджет составляет 343 млрд евро, а расходы, к примеру, на высшее образование – 21 млрд евро.

Французская политика повышения зарплат эффективная, но очень дорогостоящая, отметил Соллогуб. Но благодаря этой политике Франция стала одной из немногих стран мира, где соотношение минимальной зарплаты к средней – 60%. В США этот показатель - около 35%, а рекомендуемый Всемирным банком для поддержания стабильности – 30%.

Другие страны

Своеобразный механизм установления минимальной зарплаты есть и в США. Там существуют региональные и общенациональные минимумы. При этом у государства нет обязательств по их регулярному пересмотру. МЗП пересматривается лишь когда ее отношение к среднечасовой зарплате резко снижается вследствие инфляции или роста производства. С июля 2009 г. минимальная зарплата в США вырастет с $5,15 до $7,25.

Размер инфляции и покупательная способность минимальной зарплаты учитывается при ее ежегодном пересмотре и в Японии. Другим возможным основанием повышения МЗП может стать там обращение работодателей и профсоюзов 2/3 предприятий региона в префектуру с просьбой повысить минимум до уровня, достигнутого на этих предприятиях. Тогда остальным предприятиям префектуры приходится платить рабочим зарплату не ниже этого уровня.

Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда (МРОТ) есть и в России. С 1 января минимум повышается до 4330 руб. в месяц. Регионы могут самостоятельно вводить повышенный МРОТ на своей территории. Повышение МРОТ в разгар кризиса будет способствовать росту безработицы, неоднократно подчеркивал директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Важный момент для оценки эффективности института МЗП – охватывает ли она все отрасли экономики. Франция и здесь впереди всех, отметил Соллогуб: здесь минимальный уровень распространяется почти на 100% рабочей силы (в США – около 88%, в Великобритании - 84%).

Единого подхода к определению МЗП нет – в большинстве стран ориентирами для ее определения являются потребительские цены, национального дохода, социальных выплат, уровень занятости, прожиточный минимум, соотношение со средней зарплатой. Обычно минимальная зарплата выше прожиточного минимума. В России МРОТ приблизится к прожиточному минимуму лишь в этом году (минимальный оклад – 4330 руб., а прожиточный минимум – 4646 руб).

Минусы

Однако у повышения МЗП есть и побочные эффекты. Во-первых, сильный рост МЗП может негативно повлиять на рынок низкооплачиваемых работников, приведя к масштабным увольнениям. Впрочем, во Франции это не окажет большого влияния на распределение доходов, считает Сологуб: многие работники с низкой зарплатой, особенно до 25 лет, – выходцы из семей с высоким уровнем доходов.

Во-вторых, резкое повышение МЗП может вызвать всплеск инфляции и обернуться падением реальной покупательной способности национальной валюты.

Но если повышение МЗП сопровождается снижением налоговой социальной нагрузки на бизнес, оно может стимулировать компании к реструктуризации производства и более равномерному распределению доходов, подчеркивает Соллогуб.

Сильнее всего повышение минимальных зарплат ударяет по занятости среди молодежи. Так, в США в 1988 г., подсчитали, что 10%-ный рост МЗП ведет к уменьшению занятости среди молодежи на 1-3%.

Ирина Елисеева

5 марта, 2009 г.