• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять научных фактов о российских потребителях

IQ.hse.ru собрал научные факты о российских потребителях, которые установили ученые НИУ ВШЭ.

Старики и молодежь — самые активные потребители

Потребительские настроения зависят от возраста и жизненной школы.

Принято считать, что только молодые в силу своего оптимизма легко расстаются с деньгами. Оказалось, что в России представители старшего поколения (1922–1931 годов рождения) такие же активные потребители, как их правнуки. Старики, пережившие годы трудностей и лишений, более оптимистичны, чем средневозрастные «дети перестройки». Они не боятся потерь и легче расстаются с деньгами.

Россияне предпочитают зарубежные бренды одежды

Россияне не доверяют отечественным производителям одежды. Более того, российские бренды для них остаются малоизвестными. В ходе опросов россияне упоминают зарубежных производителей в 7,5 раз чаще, чем отечественных. Стратегия маскировки «доморощенного» бренда под иностранный (использование англоязычного названия) российским компаниям не помогает.

Женщины как «барометр» кризиса

В кризис женщины снижают потребительскую активность больше мужчин.

Ученые объяснили это материальными и психологическими причинами. Женщины чаще мужчин ходят в магазины, чаще обращают внимание на растущие цены и более чувствительны к росту инфляции. При этом женщины, как правило, имеют меньшую зарплату и в первую очередь попадают под сокращение кадров.

Рабочие покупают много статусных вещей

Российские рабочие не имеют привычки делать сбережения.

Уровень потребления рабочими модных гаджетов, дорогостоящей бытовой техники и автомобилей сравним с потреблением среднего класса. Из желания быть не хуже других они влезают в долги и мало задумываются о сбережении денег. Такая потребительская гонка уменьшает «запас прочности» и рабочие могут стать одной из самых уязвимых групп в российском обществе.

Студенты и школьники заражены демонстративным потреблением

Подавляющее большинство российской молодежи школьного и студенческого возраста знает толк в престижных вещах и образе жизни.

Лишь 15% молодых людей, согласно полученным данным, не видят разницы между статусными и нестатусными предметами. Демонстративное потребление распространено как в элитных учебных заведениях, так и в обычных школах. Школьники и студенты соревнуются, сравнивая дорогие мобильные телефоны, марки одежды, автомобили, на которых они ездят сами или их привозят родители. 

Автор текста: Салтанова Светлана Васильевна, 31 августа, 2016 г.