• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Одинокие матери рискуют впасть в бедность

Треть неполных семей могут оказаться за чертой бедности. Ведь даже работающая одинокая мать далеко не всегда в состоянии обеспечить себя и ребенка. Наличие высшего образования, дети школьного возраста и проживание вместе с родителями снижают риск бедности для матери-одиночки. Большое количество детей и отсутствие других членов семьи этот риск увеличивают, выяснила аспирант департамента прикладной экономики ФЭН ВШЭ Дарья Гутина в ходе исследования «Экономическая активность одиноких матерей России и риск бедности для их семей».

Рост числа разводов, раздельное проживание партнеров и увеличение числа внебрачных рождений привели к тому, что неполные семьи и одинокие матери стали масштабным явлением. В странах ОЭСР в среднем 15% семей являются неполными, из них 88% составляют семьи, где главой является одинокая мать. Схожая статистика и в России, где неполных семей – 14%, а одинокие матери составляют 86% от их общего количества.

В ходе исследования Дарья Гутина попыталась ответить на три группы вопросов:

  • какие факторы оказывают влияние на участие в трудовой деятельности одиноких матерей, а также является ли одинокое материнство преградой для экономической активности женщины;
  • влияет ли структура домохозяйства на участие женщин в трудовой деятельности и на благополучие ее семьи;
  • от чего зависит уровень благосостояния неполной семьи и какие факторы снижают для матерей-одиночек риск оказаться за чертой бедности.

Юные и неактивные

Зарубежные исследования на эту тему, предлагают ряд предположений и гипотез. Например, одинокие матери экономически более активны, но их финансовое благополучие ниже. Вероятность для одинокой матери быть занятой выше, если она живет в расширенной семье (например, со своими родителями) или ей доступны дошкольные и другие учебные заведения. Отсутствие в домохозяйстве незанятых членов, многодетность и дети дошкольного возраста снижают для одинокой матери вероятность быть занятой. Риск бедности увеличивается, если одинокая мать молода, а в семье нет никого кроме нее и детей.

В качестве эмпирической базы исследования Гутина использовала данные о более чем двух тысячах женщин в возрасте от 18 до 54 лет, имеющих несовершеннолетних детей. Из них 656 женщин являлись одинокими матерями, из которых 44% жили одни с детьми в домохозяйстве.

Подавляющее большинство одиноких матерей (87%) оказались экономически активными.

Юные матери чаще оказывались незанятыми. Возможно потому, что молодая мать, скорее всего, являлась студенткой и получала образование. Наличие образования положительно влияет на занятость матери, а вот возраст ребенка, как и количество детей, оказались статистически незначимыми. Шансы матери на трудоустройство повышает наличие доступных школьных и дошкольных учреждений.

Проживание одинокой матери со своими родителями сокращает ее шансы быть занятой, что опровергает одну из выдвинутых гипотез, отметила автор исследования. Причем, если родителей двое, то шансы на занятость снижаются больше, чем если родитель один. «Это можно объяснить тем, что родители либо являются зависимыми, и одинокая мать должна уделять внимание не только детям, но и им, а потому, у нее нет возможности быть занятой, – рассуждает Гутина. – Либо женщина получает помощь и поддержку от своих родителей, и у нее нет нужды в занятости».

Та же тенденция, кстати, просматривается, если женщина живет не с родителями, а с партнером. Правда, когда все прочие члены семьи (скажем, родители), с которыми проживает мать-одиночка, работают, это стимулирует женщину также найти себе работу.

Дети-школьники помогают не беднеть

Одинокие матери – социально уязвимые группы. Каждая третья неполная семья является финансово уязвимой. Даже работающая одинокая мать не всегда может обеспечить необходимый уровень благосостояния – 27% таких семей находятся за чертой бедности. Наибольший шанс впасть в бедность у тех из них, кто живет с несколькими детьми (бедность рассчитывается из соотношения дохода на члена семьи и прожиточного минимума).

Расчеты показали, что возраст матери статистически незначимо влияет на риск бедности. Зато высшее образование значительно сокращает шансы жизни в нужде как для матери с ребенком, так и для неполной семьи в целом.

Риск бедности снижается, если ребенок только один. Что касается возраста ребенка, то все возрастные группы, кроме школьной, оказались статистически незначимы. Последняя, судя по расчетам, уменьшает риск бедности для матери-одиночки.

Факт занятости матери предсказуемо снижает ее шансы на бедность. При этом тип занятости (полная или неполная) на статистику не влияет. Автор предполагает, что это связано с малой распространенностью неполной занятости в России.

Проживание одинокой матери со своими родителями также увеличивает шанс на безбедную жизнь, из чего можно сделать вывод, что главная помощь со стороны бабушек и дедушек – финансовая.

См. также:

Работодатели не жалуют матерей и беременных женщин
Молодежь стала позже отделяться от родителей
Дети из неполных семей взрослеют раньше

 

Автор текста: Гринкевич Владислав Владимирович, 16 декабря, 2015 г.