• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»IQНовостиУ малого бизнеса нет денег на строительство

У малого бизнеса нет денег на строительство

Малые строительные предприятия пытаются выжить в условиях жесткой конкуренции, дефицита финансов, неутихающей инфляции  и постоянного снижения спроса, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в малых строительных организациях.

Сокращение спроса и финансовых ресурсов все больше затягивают малый строительный бизнес в рецессию. Не помогает даже традиционное для конца года оживление деловой активности в отрасли. Таковы результаты анализа мнений руководителей более 400 подрядных организаций из тридцати российских регионов. Опрос проведен во II полугодии 2015 года по заказу НИУ ВШЭ АНО «Статистика России».

Так, 47% руководителей строительных организаций констатировали недостаток спроса на оказываемые услуги, поставив этот фактор во главу самых весомых ограничений в их деятельности. При этом около 72% предпринимателей заявили, что испытывают недостаток собственных финансовых средств, и это ограничивает (а в ряде случаев сводит на нет) их инвестиционную активность.

В результате «практически полная загрузка производственных мощностей (более 90%) во II полугодии 2015 года наблюдалась только у 9% компаний», констатировали экономисты ЦКИ ИСИЭЗ. Средний уровень загрузки производственных мощностей в отрасли составил 60%.

Дополнительными ограничениями для бизнеса малых строителей также стали: инфляция, недоступные долгосрочные кредиты, дефицит квалифицированной рабочей силы, высокие налоги, неопределенная экономическая ситуация, а также давление со стороны фискальных органов. На это пожаловались более 60% руководителей.

При таком воздействии негативных явлений и формируются настроения бизнесменов, и инвестиционная деятельность в строительных фирмах, особенно в ближайшее время, обречена на дальнейшую стагнацию, отметили авторы мониторинга.

При этом, как ни парадоксально, трудности пока не сломили, но даже «укрепили» игроков рынка – тех, кто не намерен «опускать руки». «Доля предпринимателей, отмечавших укрепление своих конкурентных преимуществ по сравнению с предшествующим периодом, превзошла долю тех, кто фиксировал обратное», – отметили экономисты. По мнению 60% руководителей, воздействие на конкурентоспособность организаций проводимой госполитики в сфере развития малого бизнеса была нейтральной. Положительный эффект от такого взаимодействия признали только 9% респондентов.

В итоге индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) – сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в малом строительном бизнесе – во II полугодии 2015 года оказался «в сильном минусе» и составил -24%.

Авторы исследования предупреждают: в 2016 году малым строителям станет еще труднее привлекать финансирование. Отрасли все сложнее концентрировать средства для внедрения новой техники, технологий производства, новых материалов и конструкций, и, главное, побеждать на аукционе за получение выгодного заказа.

В таких условиях, по мнению предпринимателей, со стороны государства необходима реализация следующих мер, максимально способствующих росту конкурентоспособности:

  • снижение налоговых ставок, введение налоговых льгот (так ответили 78% респондентов);
  • стабилизация финансово-экономической политики (76%);
  • снижение ставок по коммерческим кредитам (59%);
  • активизация региональной поддержки малого бизнеса, в том числе инвестиционной (47%);
  • устранение административных барьеров (42%);
  • устранение коррумпированности власти на местах (33%);
  • обеспечение доступа к средне- и долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов (от трех лет и выше) (30%);
  • развитие программы импортозамещения в строительной сфере (15%);
  • запуск производств, выпускающих инновационные и энергоэффективные строительные материалы (13%).

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Как показывают результаты опроса, возможность строительных фирм в краткосрочном периоде перейти на импортозамещение в части строительных материалов, инженерного оборудования, строительной техники была оценена предпринимателями преимущественно как «низкая» и «невозможная для бизнеса».

Несмотря на активность Минпромторга РФ по интенсификации процесса импортозамещения в отрасли, ситуация остается напряженной. Эффект девальвации пока еще не принес заметных бонусов для видов экономической деятельности, обслуживающих строительную отрасль.

В связи с нестабильным курсом рубля стоимость лизинговых контрактов на использование строительной техники, если они номинируются в валюте, постоянно возрастает в рублевом выражении. Существующая рентабельность и получаемая компаниями прибыль вкупе с высокой стоимостью кредитов не позволяет большинству подрядчиков обеспечить себя необходимой импортной техникой. У отечественных строительных машин другая беда – слишком высокие эксплуатационные расходы, связанные с длительным использованием данной техники.

Зарубежная строительная техника в большинстве случаев значительно превосходит отечественную, особенно в части гидравлики, пневматики, электроники и экологичности. Потому необходимо заниматься созданием высокотехнологичного оборудования.

Полный текст мониторинга «Деловой климат в малых строительных организациях во 2 полугодии 2015 года» 

 

Подразделения