• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потенциал высшего образования недооценен

Массовое высшее образование – явление, давно узаконившееся в России, - остается нетривиальным вопросом для
многих стран. В науке не прекращается рефлексия на тему экспансии вузовского
образования. Основные тезисы суммировали в своем исследовании Ребекка Шендел, Тристан Маккоуэн и Мозес Окетч. Поддержка работы высшей школы приносит обществу весьма щедрые дивиденды, и часть из них еще явно недооценена, – таково резюме работы, результаты которой опубликовал журнал НИУ ВШЭ «Международное высшее образование»

Не все эксперты признают за высшим образованием возможности «клондайка», неограниченного ресурса экономического процветания. И, как ни странно, роль университетского образования в жизни общества, экономики, государства, глобализованного мира – тема отнюдь не банальная. Во всяком случае, вклад высшего образования в развитие человеческого капитала в небогатых странах изучен недостаточно, отметили Ребекка Шендел, Мозес Окетч и Тристан Маккоуэн, преподаватели наук об образовании и международном развитии Института образования Лондонского университета. Между тем, эта сторона влияния высшей школы на общество – едва ли не главная в эпоху глобализации и развития «экономики знаний». Многие бедные страны могли бы жить намного благополучнее, если бы имели возможность развивать высшее образование.

Впрочем, «резонанс» высшего образования нужно рассматривать, как ни пафосно это звучит, в планетарном масштабе («в связи с общим увеличением количества молодежи на Земле») или, по меньшей мере, как транснациональное явление, отмечают Шендел, Окетч и Маккоуэн в статье «Экономический и неэкономический эффект высшего образования в странах с низким доходом», вышедшей в последнем выпуске журнала «Международное высшее образование». Эксперты изучали дискурс о роли вузовского образования по заказу Департамента международного развития Великобритании – органа, ответственного за устойчивое развитие и борьбу с бедностью.

Стимул для развития экономики

С экономическими выгодами высшего образования все более или менее понятно. Существует масса исследований, которые указывают на широчайший спектр подобных «бонусов»: от влияния на личные доходы людей до роста национальной экономики.

Вузовский диплом позволяет получать более высокую зарплату (не говоря о более почетном статусе в обществе и должностях), что, казалось бы, само собой разумеется. Однако все не так просто, выяснили лондонские исследователи: «В странах с низким уровнем доходов не всегда существовала четкая корреляция между уровнем образования и заработной платой».

Другое наблюдение авторов статьи экономически увязывает разные уровни образования. Повышение числа молодых людей, имеющих доступ к начальному и среднему образованию, влечет за собой увеличение уровня оплаты труда выпускников вузов, пишут британские эксперты.

И, наконец, университетское образование влияет на экономическое развитие (показатель – ВВП на душу населения). «Нам удалось обнаружить четкую взаимосвязь между долей людей, получающих высшее образование, и экономическим ростом», – сообщили исследователи.

Высшее образование помогает обществу развиваться

Общая культура и эрудиция, более широкие взгляды на мир, толерантность – таковы наиболее явные социально-культурные «дивиденды» высшего образования для человека. Эксперты не раз выделяли и социализирующую роль вузов (см. статьи «Университет служит инкубатором для среднего класса» и «Не стоит «идеализировать» колледжи и техникумы», в которых исследователи убедительно обосновывали необходимость вузовской подготовки). Общий смысл подобных размышлений – воздействие вузовского образования на социальное благополучие.

Шендел, Маккоуэн и Окетч также делают вывод о колоссальной значимости вузовского воспитания для самосознания человека и общества. «Высшее образование благотворно влияет на индивидуальные качества выпускников вузов, проявляющиеся в самых разных сферах, – пишут авторы статьи. – В том числе таких, как повышение политической активности, расширение прав женщин, более внимательное отношение людей к своему здоровью и питанию».

Ряд исследований также доказывает воздействие высшего образования на усиление многих важнейших институтов, подчеркивают эксперты. Под этими институтами подразумеваются гражданское общество, правительство и сфера госуслуг. И, наконец, под влиянием высшего образования формируются новые социальные нормы и взгляды на такие явления, как демократия, глобализация, охрана окружающей среды. 

Поддержка должна быть продуманной

Высшую школу необходимо поддерживать, резюмируют исследователи. Однако этот вывод далек от прямолинейности, поскольку здесь есть свои нюансы, объясняемые, в том числе, пробелами в изучении причинно-следственных связей высшего образования. Так, лондонские эксперты уточняют, что положительный эффект от поддержки высшего образования «может быть нивелирован такими факторами, как недостаточное распространение начального и среднего образования».

Другие факторы, способные свести на нет поддержку высшего образования, – низкое качество преподавания и исследований, отсутствие академической свободы и равного доступа к высшему образованию. Все это нередко встречается в развивающихся странах, утверждают эксперты, поэтому вполне вероятно, что слабые позиции высшего образования в них объясняются именно этими проблемами.

Однако проблемы не должны затмевать того факта, что высшее образование – одно из ценнейших приобретений общества. Если при планировании образовательной политики учитывать все преимущества обучения в вузе, тогда его необходимость, очевидно, станет аксиомой.  

См. также:

Стажировки должны стать доступнее
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам
Университеты должны ориентироваться на экономику будущего
Конкуренция выведет российские университеты на мировой уровень
Молодежь жаждет самореализации

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 22 декабря, 2014 г.