• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Умные города» помогут модернизировать экономику страны

Проекты «умных городов» в России могут не только улучшить жизнь горожан, но и будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности страны в целом. Однако казнокрадство, дефицит финансирования и административные барьеры препятствуют  преобразованию городов в умные, отметили эксперты на круглом столе «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России», прошедшем в НИУ ВШЭ

Существующие формы управления городскими и коммунальными службами себя практически исчерпали и не удовлетворяют современным требованиям. Сегодня города потребляют примерно 75% мировых ресурсов, и власти ежедневно сталкиваются с огромными проблемами. Это высокий уровень загрязнения воздуха, перегруженность магистралей, нехватка общественного транспорта, низкий уровень безопасности (имеется в виду не только уровень преступности, но и безопасность на дорогах, возможность получения своевременной медицинской помощи, качество продуктов питания и др.), плохое качество водоснабжения, нерациональное использование энергетических ресурсов, проблема утилизации отходов.

В недалеком будущем, когда городское население достигнет 85%, жителей городов может ожидать тотальный коллапс инфраструктуры и коммунальных служб. Попыткой решить весь комплекс известных проблем стало создание концепции «умного города». Она нацелена на совершенствование городской среды и предполагает управление городом, его экономикой, социальной деятельностью, транспортной системой, экологией и жизнеобеспечением с помощью интеллектуальных техно­логий. Конечная цель всех этих усилий – сделать проживание людей в городе максимально комфортным и безопасным.

Пионеры в создании «умных городов» – промышленно развитые страны Америки, Западной Европы и Юго-Восточной Азии. Однако реальных воплощений «светлого ­будущего» пока немного, к тому же многие проекты носят пилотный характер.

В России интерес к «умным городам» также высок. В Высшей школе экономики прошло экспертное обсуждение этой темы на круглом столе «Умные города: потенциал и перспективы развития в регионах России», организованном Институтом региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ.

Рецепт для моногородов

«Существует множество определений умного города, в зависимости от профессиональной принадлежности автора. IT-специалисты, архитекторы, экологи, другие специалисты видят концепцию умного города по-разному. Я предлагаю рассматривать его с общечеловеческой точки зрения – как место, где люди будут счастливы», – задал тон обсуждению председатель правления АНО «Центр компетенции по электронному правительству» Владимир Дрожжинов.

Среди ключевых российских проблем, которые можно разрешить путем строительства умных городов, стоит отметить демографическую проблему сельских поселений (в США и Белоруссии, например, успешно функционируют современные агрогорода) и проблему моногородов, то есть городов, где экономическая деятельность большей части населения тесно связана с единственным предприятием или объединением предприятий.

«Умный город – это "система систем". Вспомните высказывание Чехова о том, что в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Так и в по-настоящему умном городе должны быть высокоразвитыми все системы: от информационных до водоснабжения», – уверен Дрожжинов.

Для работы, а не для отдыха

Качество городской среды оценивается современными учеными по 13 различным показателям. Среди них динамика численности населения, а также индексы благосостояния граждан, социальной инфраструктуры, экономики, демографических характеристик и ряда других. При этом система компонентов городской среды определяется, исходя из представления об иерархии потребностей городского жителя (по аналогии со знаменитой пирамидой Маслоу). Современная российская городская среда наиболее комфортна для инвесторов, высококвалифицированных специалистов и творческих людей и в меньшей степени – для туристов и работников без специальных навыков. Иными словами, российские города больше приспособлены для работы, чем для свободного времяпрепровождения.

По мнению профессора Московского архитектурного института Сергея Ткаченко, качество городской среды должно планомерно совершенствоваться по семи критериям: демография, социальная инфраструктура, экономическая и инновационная активность, экология, транспортно-инженерная структура, доступность жилья и кадровый потенциал. России необходимо обновить стратегию развития и решение должно находиться на стыке мнений экспертов и населения.

Потенциально умных может быть много

В России существуют три более или менее проработанных проекта умных городов, а именно Москвы, Казани и Сколково. Помимо них практически в каждом регионе имеются и свои наработки в данной области.

Как выяснила младший научный сотрудник Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ Евгения Рыбина, проанализировавшая потенциал 164 российских городов с численностью населения свыше 100 тысяч человек, наибольший потенциал для преобразования в умные имеют такие города Подмосковья, как Подольск и Балашиха. Это объясняется тем, что в них еще не накопилось большое количество структурных проблем. Кроме того, именно в подмосковные новостройки наблюдается отток перспективной молодежи из Москвы. Здесь же обосновываются люди, прибывающие в столицу из регионов.

Претенденты на «умные города» – агломерации Северокавказского федерального округа. Среди них – курортный Кисловодск, промышленный Гудермес, приморский Каспийск. По словам вице-президента ОАО «Энергострой-М.Н.» Виктора Румянцева, «главное условие инвестиционной привлекательности региона – наличие современной инфраструктуры». Поэтому в основе программы «умных городов» на Северном Кавказе лежит проект улучшения городской инфраструктуры СКФО. «За основу мы взяли комплексную модернизацию, так как последние двадцать лет инфраструктурой никто не занимался, с одновременным введением новых технологий, учитывающих специфику отдельно взятых городов. Так, например, в Каспийске большое внимание было уделено водоснабжению, в Гудермесе – развитию экосистемы», – пояснил Румянцев. По его словам, со временем будут вырабатываться некие шаблоны инфраструктур, которые можно будет применять и для других городов.

Вандалы не дают городам умнеть

Основная проблема, мешающая быстрой реализации проектов «умных городов» на Северном Кавказе – казнокрадство. «Похищается огромное количество электроэнергии. Поэтому стоит задача исключения коммерческих и технологических потерь», – отметил Румянцев.

Другая сложность – привлечение инвестиций. По мнению Румянцева, финансирования проектов может осуществляться за счет предоставления преференций, бюджетных средств, банков и фондов, а также на основе государственно-частного партнерства.

Среди административных барьеров, препятствующих преобразованию городов в умные, по мнению Рыбиной, – низкая квалификация государственных и муниципальных служащих и отраслевых специалистов, принятие решений властью без учета стратегии развития городов, пассивность местных органов власти и обслуживающих компаний. Сильное влияние естественных монополий мешает либерализации отношений (особенно в ЖКХ и энергетике) и не способствует снижению тарифов и цен.

Наконец, свою роль играет и качество населения города – при низком образовательном уровне и высокой преступности системы и элементы умного города могут прийти в негодность из-за ненадлежащего использования и вандализма.

 

13 ноября, 2014 г.