Старший научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Татьяна Ратникова и стажер-исследователь научно-учебной лаборатории макроструктурного моделирования экономики России НИУ ВШЭ Анна Гладышева стремились проверить две основные гипотезы о факторах, влияющих на решения иностранных инвесторов вложить свои средства в экономику РФ.
Первая гипотеза связана с ролью рыночного потенциала или уровня экономического развития того региона, где находится предприятие.
Вторая гипотеза касалась так называемого «фактора агломерации», т.е. активности иностранных инвесторов в данном, а также в соседних регионах в предыдущие периоды.
Цели инвесторов могут серьезно отличаться в зависимости от отраслей инвестирования, подчеркнули Татьяна Ратникова и Анна Гладышева. Разные цели предполагают и разные механизмы принятия решений, которые трудно описать единой моделью. Чтобы избежать неоднородности, в исследовании было решено рассмотреть одну конкретную отрасль – пищевую. В отличие от других, она, как правило, не привязана к источникам природных ресурсов, а транспортировка сырья или полуфабрикатов для производства пищевых продуктов значительно легче, чем транспортировка нефти, угля или руды.
Еще одна особенность пищевой отрасли – однородность ожиданий и целей инвестирования, а также однородность режимов функционирования предприятий. Кроме того, здесь, по мнению ученых, не так ярко выражена инновационная активность, как во многих других отраслях, и не создаются крупные исследовательские проекты.
Ключевым фактором является наличие платежеспособного спроса, трудовых ресурсов и благоприятной ситуации на рынке. Инвесторы нацелены на методичное развитие технологического процесса и системы организации компании, а не на быстрое получение больших прибылей, что гарантирует стабильность развития отрасли. Наконец, данная отрасль представлена большим числом компаний, среди которых немало фирм, с участием иностранного капитала в размере от 10% и выше.
Важное преимущество использования пищевой отрасли в качестве объекта исследования – это доступность статистической информации. База данных по российским предприятиям RUSLANA (она использовалась при написании работы) содержит сведения о десятке тысяч компаний, занятых производством продуктов питания. В исследовании анализируется выборка из более чем 5,5 тысяч предприятий различных подотраслей пищевой промышленности из 82 регионов России.
Проведенный анализ позволил определить, какие проявления внешней среды, как фиксируемые региональной статистикой, так и не фиксируемые, но моделируемые математическими методами, стимулируют иностранных инвесторов вкладывать средства в предприятия пищевой отрасли.
Основные выводы авторов таковы:
Поскольку по развитию транспортной инфраструктуры регионы не в состоянии соперничать с Центром, то и региональные предприятия пищевой промышленности имеют весьма ограниченные возможности конкурировать со столичными компаниями за прямые иностранные инвестиции. Авторы исследования даже предположили, что исчезновение эффекта агломерации при исключении из выборки Москвы и Московской области, отчасти объясняется особенностями транспортной инфраструктуры России.
Регионы лучше связаны транспортными сетями с Центром, чем между собой. Из этого исследователи делают вывод, что успех реализации транспортной программы – это залог повышения привлекательности пищевой отрасли для иностранного инвестора.