Основной драйвер посткризисного роста экономики – розничная торговля – вслед за промышленностью скатывается в стагнацию. Причина: стремительное затухание потребительского спроса, длительное время удерживавшего отрасль на подъеме.
Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности 4 тысяч организаций в IV квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики на основе данных Росстата.
Как поясняют эксперты ЦКИ ИСИЭЗ, торможение потребительского спроса и розничной торговли вызвано ухудшением текущей экономической ситуации, смещением модели потребления домохозяйств в формат накопления сбережений и перекредитованностью населения.
«Согласно официальной статистике, в течение года неоднократно отмечалось смещение модели потребления домохозяйств в формат накопления сбережений, тем самым свидетельствуя о наличии неуверенности, нарастающем дискомфорте и волнении в обществе (в последние месяцы наблюдается снижение темпов роста реальных располагаемых доходов), – отмечается в мониторинге. – Население все чаще откладывало покупки товаров длительного пользования, постепенно ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом».
Другим фактором, дестабилизирующим рост потребительской активности в текущем году, по словам экспертов ЦКИ, стала излишняя перекредитованность физических лиц. «Даже несмотря на то, что в начале 2013 года коммерческие банки в определенной степени понизили свою активность в кредитовании, данная мера отнюдь не лишила проблему необходимости возвратов займов, образовавшуюся у многочисленных заемщиков различных слоев населения, особенно возросшую к концу года – периода погашения кредитов. Так, опираясь на данные банковской статистики и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), а также учитывая оживление на рынке коллекторских услуг, просрочка российских заемщиков по итогам 2013 года составляет более четверти их совокупного дохода», – говорится в сообщении Института статистических исследований и экономики знаний.
Так, одним из негативных моментов функционирования торговых организаций следует считать резкое замедление темпов роста заказов на поставку товаров, что привело к снижению балансового значения показателя относительно III квартала на 8 п.п. до +1%.
Вслед за просадкой спроса последовало внушительное сокращение объема продаж и товарооборота (балансы оценок изменения показателей снизились с +4 в III квартале, до -7 и -6% соответственно).
В итоге основной результирующий индикатор исследования – индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) впервые за последние 4,5 года обследований просел до +3%. В III квартале ИПУ составлял +6%, что соответствовало результатам предыдущего периода – II квартала 2013-го года.
Как отмечают экономисты НИУ ВШЭ, к концу года изменилась структура потребления россиян. Наряду с замедлением продаж в непродовольственной сфере, в структуре потребительских расходов домашних хозяйств значительно снизилась доля продовольственных товаров, что в пик предновогодней активности выходит за рамки не только сезонной, но и ситуационной составляющих.
В то же время важнейший индикатор работы отрасли – численность занятых, в отличие от показателей спроса и оборота, не отреагировал на складывающуюся конъюнктуру, сохранив отрицательные темпы снижения на уровне III квартала.
Учитывая традиционную постновогоднюю паузу в деловой активности всех участников торгового процесса, в ЦКИ ожидают дальнейший спад спроса и объема продаж и товарооборота в целом. «В I квартале 2014 года 20% предпринимателей готовятся к уменьшению доходности своих организаций», – обращают внимание эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ.
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
Невозможно отрицать, что в 2013 году именно данный сегмент экономики был одним из крупнейших работодателей, производителей и в то же время потребителей доходов россиян. Тем не менее, для сектора розничной торговли за последние несколько лет наблюдений, текущий бизнес-период оказался не самым благоприятным: надежды и попытки обрести фундаментальные точки роста, основанные, прежде всего, на стабильных макроэкономических показателях, не оправдались.
Находясь во власти потребительского спроса, данный фактор роста, обеспечивающий реальную поддержку рознице в течение года, отличался неустойчивостью и непостоянством, и при малейшем дисбалансе не раз отбрасывал достигнутые положительные результаты в область отрицательных значений. К сожалению, на фоне предшествующих посткризисных лет сложившаяся ситуация по итогам IV квартала отличается не только своим охватом, но и возможными последствиями негативного резонанса на формирование годовой динамики экономического развития реального сектора экономики России.
С одной стороны, разнообразие негативных сценариев, обостряющих в течение года восприятие происходящих конъюнктурных изменений потребительским сектором, провоцировало нарастание настроений, не способствующих повышению динамики потребления. Однако с другой стороны, наблюдаемый спад потребительской активности, длительное время подогреваемый заемным капиталом – логическая и неминуемая развязка сложившейся ситуации, с последующим резким ухудшением делового климата в секторе.
В связи с этим, можно предположить, что мы являемся свидетелями возможного начала серьезных изменений в движущих силах российской экономики, заключающихся в избавлении от ига «искусственных двигателей», поддерживающих ее рост. Вместе с тем, одной из главных опасностей этого периода является риск погружения в общесистемную стагнацию, где перестают работать даже классические факторы поддержки (один из ее элементов – потребительский спрос, дает о себе знать уже сейчас).
Закредитованность населения, по крайне мере в кратко- и среднесрочной перспективе, может сыграть с розничной торговлей злую шутку, заключающуюся в переходе домохозяйств на сберегающую модель поведения. В результате, коренные преобразования в структуре потребления могут привести к изменению ландшафта всего розничного рынка и сопряженных с ним организаций, а, следовательно, внести коррективы в экономику в целом.
Учитывая реальные объективные конъюнктурные составляющие, в краткосрочном периоде преодолеть негативную динамику большинства показателей в отрасли не удастся. Вызывает большую настороженность неоднозначная перспектива грядущих общемировых и российских тенденций, определяющих состояние делового климата как экономики в целом, так и розничной торговли, в частности. Слабый ритм реального сектора и коррективы в структуре потребления, возможные последствия негативного эффекта грядущих в новом году мер ужесточения со стороны различных сфер административного регулирования и другие обостряющие развитие бизнеса критерии, в очередной раз заставляют серьезно задуматься о возможных вариантах развития сектора розничной торговли в 2014 году.
Таким образом, концентрация разнообразных экономических тенденций в российском бизнес-пространстве не позволяет однозначно рассуждать о возможных сценариях развития российской торговли.