• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сфера услуг погружается в стагнацию

В III квартале 2013 года рост спроса на услуги остановился. Данный сегмент российской экономики, наряду с торговлей более года «державшийся на плаву», вошел в стагнационный тренд. Мониторинг состояния делового климата в сфере услуг от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

Впервые за посткризисный период, в самый «горячий сезон» для многих сегментов сервисной сферы, в III квартале 2013 года предприятия сектора услуг показали снижение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снизился на 3% и составил +6%.

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было прекращение роста спроса на услуги, что повлекло за собой соответствующее затухание производственной деятельности организаций и ухудшило их финансовое положение – объем полученной прибыли снизился.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,6 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

«Рост объема оказанных услуг, согласно результатам обследования, был зафиксирован только в 4 из 14 обследованных видах деятельности: предоставлении санаторно-курортных, туристических, гостиничных и страховых услуг. В остальных сегментах сервисной сферы наблюдался обратный процесс, причем наиболее заметно сократилось число потребителей, воспользовавшихся услугами по ремонту бытовых изделий и персональными услугами, а также услугами ломбардов», – отмечается в мониторинге ИСИЭЗ.

Дефицит финансовых средств лидировал среди перечня проблем, ограничивающих деятельность организаций сферы услуг. На его негативное влияние указали более трети респондентов, при этом наибольшее лимитирующее давление данного фактора ощущали на себе предприятия пассажирского транспорта (60% респондентов).

Вслед за сокращением деловой активности в сфере услуг продолжилось сокращение численности занятых. Нисходящая тенденция отмечалась во всех видах сервисной деятельности, за исключением тех, где дополнительный наем персонала был, вероятно, связан с сезонным пиком активности (оказание санаторно-курортных и гостиничных услуг), а также страхования.

«Продолжающееся сокращение численности персонала нельзя объяснить политикой кадровой оптимизации, поскольку оно происходило на фоне имеющегося дефицита работников. Так, 13% респондентов сообщили о недостаточной численности работников и только 2% – об избыточной. Отрицательный баланс оценок уровня этого показателя сложился во всех обследованных видах деятельности: от -3% в страховых компаниях до -23% в организациях пассажирского транспорта. На дефицит квалифицированного персонала более 20% предпринимателей указали как на одну из базовых проблем развития бизнеса, причем интенсивность негативного влияния этого фактора росла постоянно на протяжении последних двух лет», – отмечается в мониторинге.

В итоге, с учетом всех вышеперечисленных факторов, наиболее благоприятный деловой климат в прошлом квартале наблюдался в сегменте страхования, где на протяжении всего периода наблюдений сохранялось высокое значение индекса предпринимательской уверенности. Однако даже повышенный оптимизм страховщиков, не подверженный ни сезонным флуктуациям, ни периодическим изменениям общей экономической конъюнктуры в стране, пошел на убыль. В течение года значение ИПУ по этому виду деятельности снизилось на 5%.

Традиционным аутсайдером остался сегмент ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования. За весь период проведения обследований индекс предпринимательской уверенности в этом виде деятельности лишь однажды сумел подняться до нулевой отметки. В III квартале текущего года в зону отрицательных значений переместились также пассажирский транспорт и персональные услуги.

Стагнация спроса и снижение деловой активности вынудила предпринимателей придерживаться сдержанной ценовой политики. Темпы роста тарифов на услуги были ниже, чем планировали респонденты, и не более интенсивными, чем в предыдущем периоде: баланс оценок изменения показателя составил, как и в III квартале, +3%.

«В конце года, исходя из мнений участников опроса, инфляция в сфере услуг будет минимальной – об этом свидетельствует самое низкое за последние два года значение баланса оценок ожидаемого изменения тарифов (+2%)», – подчеркивают специалисты НИУ ВШЭ.

Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Исходя из мнений руководителей организаций сферы услуг, сервисный сектор экономики в III квартале текущего года не смог развить относительно положительных тенденций, характерных для предыдущего квартала. Более того, отчетный квартал выявил определенный переход отрасли к стагнационному сценарию. Благоприятный деловой климат сохранился только в тех сервисных организациях, где портфель заказов в дополнительной степени поддерживается сезонным аспектом.

Данный сегмент российской экономики, который, наряду с торговлей, более года оставался в статусе одного из основных источников поддержания экономического роста, похоже, начинает терять свои позитивные функции.

Подобное поведение сферы услуг вполне объяснимо запоздалой реакцией, как это практически всегда бывает с данным сегментом экономики, на стагнационное развитие реального сектора, которое продолжается уже больше года. В частности, в последние месяцы наблюдается замедление темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения.

С начала текущего года отмечается переориентация домашних хозяйств от потребительской активности к накоплению сбережений, что свидетельствует об определенной неуверенности населения в дальнейшем развитии экономики. Особую роль играют постоянные заявления экспертов различного уровня о хроническом замедлении роста и возможном переходе экономики в ближайшее время в состояние рецессии с неминуемыми социальными проблемами для большинства населения. В таких условиях домашние хозяйства вынуждены создавать себе резервные и стабилизационные фонды для минимизации потерь от возможных негативных явлений.

Также не следует забывать, что текущий год является периодом расплаты за повышенную активность коммерческих банков по предоставлению потребительских кредитов населению. В связи со всеми перечисленными событиями, население все чаще откладывает, а зачастую и вообще отказывается от предоставляемых услуг, особенно необязательных.

Учитывая довольно скептические настроения предпринимателей, касающиеся перспектив деятельности в IV квартале, можно предположить, что текущий год для сервисной сферы завершится в рамках все более четко проявляющегося стагнационного тренда. Тем не менее, наличие преимущественно позитивной посткризисной динамики основных операционных показателей сферы услуг позволяет утверждать, что для данного сегмента экономики, по крайней мере, в среднесрочной перспективе риск наступления рецессии маловероятен.

 

11 ноября, 2013 г.