• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Татарстан – особенности созревания

Если в целом по России на успеваемость детей напрямую влияет уровень образования родителей, в Татарстане более важными оказываются  является пол самого ученика, и ценностные установки его сверстников. Статья Г. Э. Товара (Испания) в журнале «Вопросы образования»

Гарсиа Эдгар Деметрио Товар из университета Барселоны в последнем номере журнала «Вопросы образования» опубликовал статью «Связь между образованием родителей, успеваемостью и образовательными траекториями школьников в Татарстане». Он приходит к выводу, что в Татарстане факторы, значимо влияющие на образовательные перспективы детей, заметно отличаются от общероссийских.

В России образование родителей как главный показатель социально-экономического статуса оказывает сильное влияние на успеваемость и образовательные траектории школьников и студентов. Между тем, судя по результатам исследования, в Татарстане нет прямой связи между образованием родителей и успеваемостью и образовательными траекториями школьников. Эти связи слабее среднероссийских, хотя и статистически значимы, утверждает Г. Э. Товар.

На вопросы анкеты об образовании матери и отца отвечали 2003 ученика из 59 школ Татарстана. Средний возраст респондентов составил 15 лет.

Папа должен хорошо учиться

Успеваемость учеников (отдельно мальчиков и девочек) оценивалась по среднегодовой оценке за прошлый учебный год по алгебре, геометрии, истории, физике, химии, литературе, русскому языку и биологии. Критерием национальности был прост: те дети, кто разговаривает с родителями на татарском языке, считались татароговорящими, а те, кто на русском – русскоговорящими.

Также школьники характеризовали материальное положение своей семьи, отвечали, сколько книг у них дома (оценивался культурный потенциал ячейки общества), делились информацией о здоровье и планах на дальнейшую жизнь их друзей.

В семьях с образованными родителями успеваемость детей оказалась выше. Впрочем, у родителей с низким уровнем образования дети не обязательно получали плохие оценки. У девушек оценки оказались лучше, чем у юношей, а у русскоговорящих детей – хуже, чем у татароговорящих.

Проведя регрессионный и дискриминантный анализ уровня образования родителей, автор исследования пришел к выводу, что на успеваемость детей в Татарстане в большей степени влияет образовательный уровень отцов. Также значимо влияют на оценки детей культурный капитал семьи, некогнитивные навыки, образовательные установки в компании сверстников, здоровье, национальность и пол.

Равнение на сверстников

При анализе образовательных траекторий результаты оказались сходными.У родителей с высшим образованием большинство детей стремятся продолжить обучение после школы. Хотя есть дети, которые не планируют получать высшее образование, даже если их мамы и папы его имеют. Уровень образования отцов сильнее уровня показателей матерей влияет на решение ребенка продолжить образование в вузе. Но еще больше на решение продолжить образование после школы влияют успеваемость, пол и намерения учиться в вузе сверстников.

Г. Э. Товар приходит к выводу, что его исследование показало: в Татарстане органам образования следует сконцентрировать внимание на группах школьников, имеющих самые низкие образовательные результаты: это русскоговорящие школьники и юноши. Именно их знания и перспективы дальнейшего обучения вызывают наибольшую тревогу.

См. также:

Мозг – заложник стадного инстинкта
Образовательные траектории и образовательный выбор на рубеже 9-го класса
Попов Д. С.,  Тюменева Ю. А.,  Кузьмина Ю. В.  «Современные образовательные траектории школьников и студентов»
Лукьянова Е. «Образовательные достижения детей мигрантов (по материалам опроса в Санкт-Петербурге)»

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 14 августа, 2013 г.