• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дешевые деньги: путь к инфляции или развитию

Что можно и нужно делать, чтобы вывести экономику из рецессии: проводить институциональные реформы или же «накачать» экономику дешевыми деньгами. Заседание диспут-клуба АНЦЭА «Может ли денежно-кредитная политика стимулировать экономический рост?». Эксперты: Алексей Ведев и Олег Солнцев

На очередном заседании диспут-клуба АНЦЭА «Узлы экономической политики», прошедшем 16 мая 2013 года, директор Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Алексей Ведев и руководитель направления анализа денежно-кредитной политики ЦМАКП Олег Солнцев спорили на заданную организаторами тему: «Может ли денежно-кредитная политика стимулировать экономический рост?».

Темпы роста российской экономики снижаются с конца прошлого года. В апреле Минэкономразвития ухудшило прогноз по росту российской экономики на 2013 год с 3,6% до 2,4%, в правительстве заявили о рисках вступления в рецессию уже осенью, если государство не предпримет мер.

В апреле президент Владимир Путин поручил первому вице-премьеру Игорю Шувалову и своему помощнику Эльвире Набиуллиной представить предложения по развитию экономики страны. В числе предлагаемых мер по ускорению роста ВВП были названы снижение процентных ставок и повышение доступности кредитов.

Наиболее горячим сторонником смягчения денежно-кредитной политики страны и возложения ответственности за экономический рост на Центробанк среди чиновников оказался министр экономического развития Андрей Белоусов.

Помощник президента и будущая глава ЦБ Эльвира Набиуллина отчасти поддержала данное предложение, сформулировав его более аккуратно, заявив на на пленарном заседании Государственной Думы в начале апреля: «…при выборе политики Центральному банку необходимо найти правильный баланс между задачей обеспечения стабильности и устойчивости и задачей развития. […] От снижения инфляции доступность кредитов автоматически не вырастает. Нам нужно развивать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы они получали доступ к ликвидности. […] Для России особенно важно проводить не только политику финансовой стабилизации, но и политику финансового развития. Прежде всего это создание механизмов и институтов длинных денег, развитие внутреннего инвестирования. […] Длинные деньги в экономике – это не только длинные банковские кредиты, это все инструменты финансового рынка».

В то же время ряд чиновников и экономистов отнеслись к идее стимулирования экономического роста денежно-кредитной политикой скептически, предупреждая о том, что итогом ее может стать не экономическое развитие, а банальный рост цен, импорта и усиление оттока капитала. Экс-министр финансов, председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин заявлял: «Все попытки разогнать рост вбросом государственных денег наталкиваются на низкую эффективность расходов. Нацпроекты, программы модернизации здравоохранения и других отраслей мало что позволили решить по существу. Искомая новая модель заключается не в продолжении подкачки спроса теми или иными "оригинальными" методами, а в банальном увеличении конкурентоспособности, качества производства работ и услуг; повышении эффективности инвестиций, обеспеченных снижением рисков в российской экономике; уменьшении кредитных ставок (через снижение инфляции). Необходимо не суетиться, а реально шаг за шагом уменьшать риски и увеличивать привлекательность».

Алексей Ведев: Накачивание экономики деньгами приведет к росту цен и импорта

По мнению Алексея Ведева (Ин-т Гайдара), смягчение денежно-кредитной политики не приведет к ускорению экономического роста, увеличению инвестиций в реальный сектор и промышленному рывку. Причина в том, что сама модель роста, который мы собираемся стимулировать, основана на расширении внутреннего спроса, а не предложения. «При такой экономической модели смягчением денежно-кредитной политики будет стимулироваться внутренний спрос. А это, в свою очередь, приведет к росту цен и импорта, а не промышленного производства. Избыточная ликвидность не найдет спроса в инвестициях», – заявил Ведев.

В качестве доказательств своих утверждений он привел ряд показателей макроэкономической статистики. Так, за последние четыре года промышленное производство увеличилось на 3% по сравнению с максимальным докризисным уровнем, а цены – на 32%. «Рост цен оказался непропорционален росту физического объема выпуска. Когда мы говорим о смягчении денежно-кредитной политики, мы говорим о поддержании неэффективной экономики, которая откликнется на это исключительно ростом цен», – констатировал экономист. Он отметил при этом, что и в ряде других стран, например, США, политика количественного смягчения не привела к прорывным показателям роста.

Ведев также подчеркнул, что и сейчас ситуация с кредитованием экономики в России не так уж и плоха. По темпам роста кредитования нефинансового сектора Россия обгоняет и Европу, и Америку. С середины 2011 года Центробанк превратился из нетто-заемщика в нетто-кредитора банковской системы. Однако это не привело к росту инвестиций и развитию бизнеса. Если с 2003 по 2007 гг. срочные депозиты составляли 30% от всех средств российских предприятий, то в настоящее время они составляют больше 50%. «Эти деньги выведены из текущей деятельности предприятий. Компании не хотят расширять производство, не хотят инвестировать в свое развитие, несмотря на наличие или отсутствие денег», – подчеркнул Ведев.

Не поможет российской экономике и девальвация рубля, с которой ряд чиновников и экономистов связывают оживление промышленности, – считает эксперт. По его мнению, низкий курс рубля не обеспечивает ценовую конкуренцию, но приводит к удорожанию как импорта, так и отечественной продукции. Ведь то, что производится в России, во многом состоит из импортных комплектующих и дорожает вместе с ними.

Ведев считает, что в настоящий момент значение денежно-кредитной политики переоценено, стимулировать рост можно только за счет изменения модели экономики и решения институциональных проблем. Без этого лучше ничего не трогать: оставить как есть.

Олег Солнцев: Длинные, дешевые кредиты могут стимулировать экономику страны

Аппонент Ведева, Олег Солнцев (ЦМАКП), в своем выступлении заявил, что считает реальным положительное влияние денежно-кредитной политики на спрос, а не на предложение.

По его мнению, основная проблема, мешающая инвестициям и развитию – краткосрочное финансирование. Все диспропорции связаны не с тем, что у предприятий много долгов, а с тем, что долги короткие. И кризисные ситуации возникают тогда, когда предприятия вынуждены перекредитовываться, гасить один короткий долг другим коротким долгом. Естественно, в таких условиях, речь о долгосрочных инвестициях не идет.

«Длинный долг – безопасный. Он не несет в себе макроэкономических рисков», – подчеркнул Солнцев. По его мнению, грамотная денежно-кредитная политика может защитить экономику от шоков денежного предложения, вызванных колебаниями внешней конъюнктуры.

В повестку дня, считает Солнцев, надо включить вопрос о необходимости перехода Банка России от попыток регулирования уровня процентных ставок «в целом» к воздействию на временной профиль процентных ставок (так, как делает это ФРС США в рамках программы TWIST). Необходимо существенное снижение ставок по долгосрочным инструментам, определяющим доступность ресурсов для инвестиций в основной капитал, и поддержание ставок на «бодрящем» уровне по краткосрочным инструментам, определяющим доступность ресурсов для потребления и формирования оборотных средств», – заявил экономист. Он также предложил запустить новый инструмент рефинансирования российских банков – рублевый процентный своп.

Цель запуска этого инструмента – стимулирование быстрого внедрения на российском рынке долгосрочного банковского кредитования предприятий по плавающим процентным ставкам. Применение плавающих ставок позволяет снять риск упущенной выгоды как с заемщика (возникает в случае снижения уровня ставок после осуществления заимствования), так и с кредитора (возникает в случае повышения уровня ставок после осуществления заимствования).

Кроме того, Солнцев считает необходимым корректировку концепции инфляционного таргетирования. Далеко не все страны, перешедшие к таргетированию инфляции, реализуют столь жесткую привязку денежно-кредитной политики к одной цели. Так, например, Банк Норвегии определяет свой режим денежно-кредитной политики как гибкое инфляционное таргетирование. Согласно «Законодательному акту о монетарной политике» от 20.06.2003, денежно-кредитная политика Банка Норвегии должна быть ориентирована на поддержание низкого и стабильного уровня инфляции, но – при одновременном «осуществлении вклада в стабильную динамику выпуска и занятости».

Три раза в год Банком публикуется отчет о денежно-кредитной политике, включающий формулировку упрощенного правила денежно-кредитной политики. Это правило устанавливает связь между ключевой регулируемой процентной ставкой, с одной стороны, и инфляцией и экономическим ростом – с другой.

Меры вместо политики

Присутствующие на заседании диспут-клуба АНЦЭА экономисты активно поддержали дискуссию о роли Центробанка и денежно-кредитной политики в стимулировании экономического роста. Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич отметил, что «правительство любит обсуждать меры, а не политику». Доходит даже до смешного: «Что такое, например, девальвация рубля в политике плавающего курса?».

Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян принял сторону Олега Солнцева, не согласившись с Ведевым по поводу дестимулирующего эффекта вливания денег в экономику. «Инвестиции в импорт – это не всегда плохо. Импорт может быть благом для экономики, если он способствует развитию бизнеса и используется для модернизации производств. Вопрос, который надо решить: какой канал для инвестирования денег выбрать, чтобы достичь нужного нам эффекта?», – отметил Данилов-Данильян и заверил присутствующих, что далеко не все компании не желают развиваться и «сидят» на депозитах. «Не надо лишних абстракций», – заявил эксперт.

 

21 мая, 2013 г.