• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лишь бы экономика росла

Госрасходы на инфраструктуру, ВПК и строительство жилья, повышение доступности кредитов для среднего бизнеса и потребителей, выбирающих отечественные товары, позволят российской экономике расти на 6-7% в год. Доклад Института народнохозяйственного прогнозирования

В конце минувшего месяца в сочинской резиденции президента Владимира Путина состоялось совещание, посвященное стимулированию экономического роста. В нем участвовали правительственные чиновники, предприниматели и эксперты. Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) подготовил к совещанию доклад «Новая экономическая политика – политика экономического роста».

Зам. директора ИНП РАН Александр Широв, присутствовавший на совещании у главы государства, на следующий день представил доклад института на круглом столе в РИА Новости.

Никаких ограничений для экономического роста в стране нет, сразу сказал Широв. Директор ИНП РАН Виктор Ивантер пояснил: «Нижняя граница приемлемых для России темпов роста ВВП находится на уровне 2,5%. Чтобы реализовать все планы президента, надо 5,1%. Результаты нашего долгосрочного прогноза доказывают, что ВВП страны способен расти на 6-7% в год». В. Ивантер считает необходимым как можно быстрее восстановить темпы экономического роста: «Есть такая версия, что надо развиваться медленно, но качественно. Но для инноваций нужны инвестиции, а инвестиции в стоячую экономику не идут».

Эксперты ИНП предлагают использовать «производственный и спросовый» потенциалы экономики. Как пояснил А. Широв, «можно стимулировать спрос через бюджетную систему. Эта политика ограничена в объемах и во времени, но в условиях, когда мы хотим выйти из сложной экономической ситуации, она приемлема». Кроме того, он отметил возможность стимулирования роста через изменение доходов тех групп населения, которые ориентированы на потребление отечественной продукции. Инвестиционный спрос должен стимулироваться через предложение на рынке кредитования.

Производственный потенциал у страны есть: «Наши расчеты показывают, что после 2001 года темпы ввода новых мощностей в металлургии, автомобилестроении, химической промышленности, на транспорте и в других секторах превышали прирост темпов выпуска», – сказал Широв. В обрабатывающей промышленности с 2001 года численность занятых сокращается примерно на 65 тысяч человек в год. Эксперты ИНП трактуют это не как сокращение данного сектора, а как свидетельство того, что предприятия повышают эффективность использования трудовых ресурсов.

«Если мы не используем имеющийся потенциал для модернизации экономики до 2015-2018 года, то мы можем сесть на траекторию экономического роста не более 3,5% ВВП в год, – предупреждает Широв. – Это означает, что разрыв между уровнями жизни в России и в развитых странах сокращаться не будет».

Экономику тормозит дефицит ликвидности

Минэкономразвития говорит о возможном начале рецессии уже в четвертом квартале 2013 года. Толчок для начала замедления был внешний: сократился спрос на товары и сырье. Вторая причина замедления экономики чисто внутренняя: российские средние компании стали испытывать острый дефицит оборотного финансирования. «В 2012 году наша экономика удвоилась по сравнению с 2002 годом. И в этой экономике развиваться средним предприятиям только за счет собственных ресурсов и за счет эксплуатации мощностей, которые достались им от Советского Союза, уже невозможно, – отметил Широв. – Для модернизации нужны инвестиции, а доступных ресурсов на рынке нет».

Кредитные деньги слишком дорогие, считает Виктор Ивантер: «У нас безобразно высоки ставки по кредитам, но есть и другое безобразие, когда Сбербанк платит по вкладам 12% годовых. Эти деньги возвращаются назад населению кредитами по 20% годовых». Впрочем, в высоких ставках по кредитам виноваты не банки. Проблемы кредитования связаны с запредельными рисками, главный из которых – низкий уровень рентабельности, отметил Широв. В итоге вся инвестиционная активность держится только на крупном бизнесе.

Надо создать необходимый уровень ликвидности в экономике, поскольку именно за счет этого образуются приемлемые кредитные ставки, полагают эксперты ИНП. Это должно стать основой новой экономической политики.

Сам по себе уровень ликвидности в российской банковской системе сейчас приемлемый – в 2012 году ЦБ закачал в банковскую систему порядка 0,5 трлн руб. Проблема в том, что наша система рефинансирования устроена так, что весь поток ликвидности идет в трех основных направлениях: крупному бизнесу, у которого риски низки и нет проблем с привлечением средств нет, в том числе и за рубежом, а также на финансирование импорта и на финансирование потребительского кредитования.

Инвесторам нужен пример

Основой экономического роста должны стать частные инвестиции в развитие и модернизацию производства. Государственные инвестиции должны послужить своеобразным спусковым крючком: бюджетные деньги нужно направлятьв дорожную инфраструктуру, оборонно-промышленный комплекс, социальную инфраструктуру.

«Если власть продемонстрирует, что готова инвестировать, то и бизнес последует ее примеру. Но власть и бизнес должны инвестировать в разные проекты. Например, государство строит дороги, а вокруг возникает бизнес, – привел пример В. Ивантер. – Большое российское пространство можно уплотнить за счет создания высокоскоростных дорог: автомобильных, железнодорожных, речных». Также, по его мнению, очень выгодны инвестиции в жилье, так как там очень мало импорта.

Решение восстановить военно-промышленный комплекс В. Ивантер называет правильным: «Надо добиться конверсии наоборот. Возрождая из пепла наш оборонный комплекс, мы одновременно вытягиваем высокие технологии. Чисто оборонных производств не так много, все они комплексные. На это выделены достаточно большие деньги, если их правильно использовать, проблема будет решена».

Перспективными названы вложения в российское тяжелое машиностроение. «У нас есть сбыт для него: для горношахтного, нефтегазового, транспортного оборудования, – говорит Ивантер. – Но сейчас оно не потянет удовлетворение спроса: нужны время и поддержка». Причем речь не должна идти о «разбрасывании кредитов», уточняют эксперты РАН, нужно создать системы эффективного финансирования. «Никаких изобретений тут не надо, есть стандартные инструменты, которые применялись во всем мире – банки развития в сочетании с привлечением наших коммерческих банков», – сказал Ивантер.

Также в экономику предложено вкладывать – на возвратной основе –  средства Фонда национального благосостояния, «эмиссионные или любые другие» средства, поскольку инвестиции – это наиболее эффективный способ использования денег. «Деньги в резервных фондах не предохраняют экономику от падения. В 2008-2009 годах мы 200 млрд долларов из резервов потратили, 400 млрд долларов осталось, а экономика все равно упала на 8%», – привел пример Ивантер.

Проблема в том, что финансовый блок в правительстве боится резких решений, считает эксперт. «Хотя если ничего не делать, точно ничего и не изменится. Ведь решения о повышении эффективности были приняты многократно, но мер не было, – напоминает он. – Экономика не реагирует на наши уговоры расти. Меры рыночные или нерыночные – это пусть аспиранты потом разбираются. Нам надо, чтобы экономика росла».

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 13 мая, 2013 г.