Авторы статьи делят систему высшего профессионального образования на две модели, условно названные ими «инновационной» и «догоняющей». Под последней имеется ввиду модель, сохранившая в значительной мере черты советской.
90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% контингента студентов, реализуют модель догоняющего образования. Для нее характерно следующее:
Кроме того, догоняющая модель образования характерна тем, что связи учебных заведений и корпоративного сектора минимальны, система образования в большей степени обслуживает саму себя, а выпускников «отправляет в свободное плавание».
Инновационная модель связана с вузами, которымна конкурсной основе поэтапно в течение 2009-2011 гг. присваивался статус национального исследовательского университета (НИУ), и выделялось финансирование из федерального бюджета. Всего такой статус получили 40 вузов и университетов. Для модели инновационной постиндустриальной модернизации системы профессионального образованияавторы выделилиследующие признаки:
Авторы резюмируют, что инновационная модель образования прокладывает путь для новых специальностей и производств, а догоняющая осваивает «прилегающие территории», заселяет их массовыми производителями. Какая из стратегий предпочтительнее, по мнению авторов вопрос политический, в силу того, что приходится учитывать совокупность факторов не только экономического, но и социального и культурного порядка.
Д. Диденко и Г. Ключарев попытались ответить на вопрос, какая модель образования – инновационная или догоняющая – наиболее характерна для России, и оценить промежуточныерезультаты реализации инновационной стратегии развития в российском профессиональном образовании.
Их исследование основано на данных мониторинга ФГНУ «Центр социологических исследований» (научный руководитель – Ф. Э. Шереги), проводившегося в 2009-2011 гг. в субъектах Российской Федерации (за исключением городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). В совокупности опрошено около 1500 человек, которые выступили в качестве экспертов по вопросам исследования. Среди них руководители вузов, органов управления образованиям, журналисты, специализирующиеся на образовательной тематике, представители некоммерческого сектора, а также специалисты по HR.
В число опрошенных, в том числе, вошли представители вузов, получивших статус НИУ. Соответственно были получены данные по двум категориям вузов – реализующим инновационную модель образования и «обычным», которые, как указывают авторы, работают по догоняющей модели развития.
Правда, авторы оговариваются, что на практике догоняющее и инновационное профессиональное образование в чистом виде не встречаются. Любое учебное заведение сочетает различные образовательные практики, как инновационные, так и догоняющие
Судя по данным опросов, получение вузами-победителями статуса НИУ, заметно отразилось на их, как научной, так и образовательной деятельности. Так, например, в НИУ положительно оценивали состояние проводимых в них научных исследований 80% респондентов, в «обычных» вузах только 50%. Также в вузах первой группы по сравнению с периодом, предшествовавшим получению ими статуса НИУ, увеличилось количество докладов, выступлений, статей, на треть возросло число запатентованных изобретений. Заметно активизировалась научная работа молодых преподавателей, среди которых написание докторской диссертации планируют 45% (среди преподавателей остальных вузов – 25%).
Тем не менее, авторы статьи отмечают, что господдержка не оказала заметного влияния на стабильность преподавательских кадров. В обеих группах вузов доля преподавателей, намеренных уволиться и искать другую работу, составляет в среднем 10%. Этот показатель значительно ниже в мегаполисах (в среднем 4%), чем в регионах (в среднем 18%).
Чем отличается инновационный вуз от «обычного»? Отвечая на этот вопрос, представители администрации чаще других экспертов (46%) указывали на более совершенную организационную структуру вуза; представители СМИ, как правило, выделяли широкие международные контакты вуза (40%), а представители общественных организаций – умение преподавателей использовать в педагогическом процессе достижения современной науки (50%).
Таблица 1. Какие меры способствуют переходу к инновационной модели профессионального образования (мнения респондентов, %)
Мнения | Представи-тели СМИ | Представи-тели администра-ции субъектов РФ | Представи-тели обще-ственных организа-ций |
Более совершенная организационная структура вуза | 31 | 46 | 16 |
Расширение демократических начал управления | 13 | 21 | 22 |
Подбор специалистов по фактическому уровню научной и педагогической компетентности, ане по внешним, «документальным» критериям | 38 | 32 | 34 |
Повышенное внимание к целевой подготовке собственных кадров в аспирантуре и докторантуре | 25 | 29 | 41 |
Ориентация на подготовку кадров прежде всего для своего региона | 22 | 21 | 19 |
Тесное взаимодействие с региональными службами занятости и подбора персонала | 19 | 21 | 16 |
Умение преподавателей вплетать в педагогический процесс достижения современной науки | 41 | 29 | 50 |
Тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями по проведению производственной практики студентов | 38 | 39 | 28 |
Предоставление льготного (в том числе беспроцентного) долгосрочного образовательного кредита для талантливой молодежи | 29 | 38 | 16 |
Взаимодействие с региональными предпринимателями в целях развития материально-технической базы вуза на условиях соучреждения | 13 | 7 | 9 |
Международное научное сотрудничество вуза с ведущими университетами экономически развитых стран | 40 | 29 | 31 |
Использование модульного принципа образовательного процесса | 0 | 14 | 13 |
Широкое применение интерактивных форм обучения | 19 | 39 | 22 |
Развитие непрерывного образования на основе программ дистанционного обучения | 9 | 7 | 13 |
Источник: Д. Диденко, Г. Ключарев «Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации», «Вопросы образования», №1, 2013
В вузах-НИУ практически все выпускники имеют высокие шансы трудоустроиться на предприятиях, с которыми вузы тесно контактируют. Тем не менее, запросы выпускников оказываются значительно выше той суммы, которую предлагают предприятия (15-16 тыс. рублей в месяц в среднем, кроме Москвы и Санкт-Петербурга) из-за чего каждый второй выпускник идет работать не по специальности.
Работа не по специальности, конечно, характерна и для выпускников «обычных» вузов. Значительная часть представителей СМИ (31%) и административных работников (29%) высказали мнение, что многие выпускники после окончания «обычного» вуза вообще не стремятся работать по специальности и поэтому с точки зрения затрат, понесенных государством на их подготовку, представляют собой так называемый профессиональный балласт.
Отдельная проблема – система целевого набора абитуриентов, поскольку выпускники традиционно не желают возвращаться после вузов в сельскую местность, несмотря на то, что, как свидетельствуют данные опросов, за последний год трудоустроиться выпускникам большинства вузов в регионах стало значительно труднее. Проблемы с трудоустройством возникают, прежде всего, у выпускников «обычных» вузов по специальностям юридического, экономического и социально-гуманитарных профилей.
Но все это не означает, что качество образования зависит напрямую от модели, которую реализует тот или иной вуз.
По мнению руководителей служб подбора персонала, которые знают реальную ситуацию на рынке занятости, выпускникам, как инновационных, так и «обычных» вузов, приходящим на предприятие или в учреждение после окончания учебного заведения, не хватает важных знаний и компетенций.
Таблица 2. Мнение руководителей служб подбора персонала о качестве подготовки в вузе выпускников, устраивающихся на работу (инновационная модель/догоняющая модель, %)
Мнение | Профиль | ||||
Легкая промыш-ленность | Тяжелая промыш-ленность | Сфера услуг | Строи-тельство | Учрежде-ния | |
1. Качество и теоретической, и практической подготовки высокое; придя на предприятие, выпускники сразу начинают эффективно работать |
21,0/ 19,0 |
28,3/ 31,3 |
31,3/ 30,7 |
30,2/ 34,1 |
35,5/ 37,3 |
2. Приходящие на предприятие выпускники хорошо подготовлены теоретически, однако практических навыков работы не имеют и, чтобы работать эффективно, должны дополнительно пройти практику на предприятии |
60,6/ 55,0 |
60,0/ 38,8 |
63,9/ 62,1 |
66,3/ 64,1 |
57,6/ 60,5 |
3. Приходящие на предприятие, в учреждение выпускники слабо подготовлены теоретически, а также не имеют практических навыков работы, им приходится совершенствовать свои профессиональные навыки на предприятии |
13,1/ 14,4 |
20,0/ 16,3 |
12,5/ 13,5 |
12,7/ 14,2 |
9,1/ 10,1 |
4. Приходящие на предприятие, в учреждение выпускники в профессиональном отношении совсем не подготовлены, поэтому их приходится переучивать |
5,3/ 10,4 |
1,7/ 5,3 |
6,9/ 10,4 |
0,1/ 3 |
3,0/ 5,2 |
Итого подготовлены в профессиональном отношении неудовлетворительно («профессиональный балласт»: сумма значений позиций 3 и 4 в таблице) |
18,4/ 24,8 |
21,7/ 21,6 |
19,4/ 23,9 |
12,8/ 17,2 |
12,1/ 15,3 |
Источник: Д. Диденко, Г. Ключарев «Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации», «Вопросы образования», №1, 2013
Как отмечают авторы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», особая господдержка оказывается тем учебным заведениям, которые способны реализовать инновационную модель или демонстрируют такое намерение. В то же время региональные и муниципальные бюджеты поддерживают преимущественно те вузы, в основе деятельности которых лежит догоняющая модель образования.
На всех уровнях и вне зависимости от модели образования существует разрыв между содержанием образования и запросами практики, причем оценки количества и структуры недостающих у выпускников знаний и навыков схожи для всех уровней профессионального образования. Судя по данным опроса, различия в качестве подготовки специалистов массовых профессий между инновационными и «обычными» вузами незначительны. Тем не менее, инновационная модель обеспечивает лучшие результаты трудоустройства – и с точки зрения соответствия рабочего места полученной специальности, и с точки зрения уровня профессиональной компетентности.
Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала «Вопросы образования» и OPEC.ru