• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пути догоняющей и инновационной модернизации

Вне зависимости от модели образования (традиционной или реформаторской) сохраняется разрыв между содержанием образования и запросами практики, причем на всех уровнях профессионального образования. Обзор статьи Дмитрия Диденко, Григория Ключарева «Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации», опубликованной в журнале «Вопросы образования» (№1, 2013)

Между «свободным плаванием» и запросами рынка

Авторы статьи делят систему высшего профессионального образования на две модели, условно названные ими «инновационной» и «догоняющей». Под последней имеется ввиду модель, сохранившая в значительной мере черты советской.

90% высших учебных заведений, в которых обучаются около 80% контингента студентов, реализуют модель догоняющего образования. Для нее характерно следующее:

  • высоко ценится общая эрудиция и подготовка специалиста – «мастера на все руки»;
  • сохраняется и имеет тенденцию к увеличению количество аудиторных занятий, которые проходят при большом стечении учащихся;
  • имеет тенденцию к увеличению общее число контрольных мероприятий: зачетов и экзаменов, промежуточных аттестаций и контрольных недель;

Кроме того, догоняющая модель образования характерна тем, что связи учебных заведений и корпоративного сектора минимальны, система образования в большей степени обслуживает саму себя, а выпускников «отправляет в свободное плавание».

Инновационная модель связана с вузами, которымна конкурсной основе поэтапно в течение 2009-2011 гг. присваивался статус национального исследовательского университета (НИУ), и выделялось финансирование из федерального бюджета. Всего такой статус получили 40 вузов и университетов. Для модели инновационной постиндустриальной модернизации системы профессионального образованияавторы выделилиследующие признаки:

  • высоко ценится узкоспециальная (компетентностная) подготовка
  • в содержании учебного процесса увеличивается доля знаний, которые связаны с прикладной наукой и наукоемкими технологиями
  • сокращается количество аудиторных занятий, увеличиваются объем лабораторных занятий и общая продолжительность индивидуальных и групповых консультаций со специалистами-преподавателями, имеющими практический опыт;
  • число контрольных мероприятий – зачетов и экзаменов, промежуточных аттестаций и контрольных недель – имеет тенденцию к уменьшению.

Авторы резюмируют, что инновационная модель образования прокладывает путь для новых специальностей и производств, а догоняющая осваивает «прилегающие территории», заселяет их массовыми производителями. Какая из стратегий предпочтительнее, по мнению авторов вопрос политический, в силу того, что приходится учитывать совокупность факторов не только экономического, но и социального и культурного порядка.

Какая модель ближе России?

Д. Диденко и Г. Ключарев попытались ответить на вопрос, какая модель образования – инновационная или догоняющая – наиболее характерна для России, и оценить промежуточныерезультаты реализации инновационной стратегии развития в российском профессиональном образовании.

Их исследование основано на данных мониторинга ФГНУ «Центр социологических исследований» (научный руководитель – Ф. Э. Шереги), проводившегося в 2009-2011 гг. в субъектах Российской Федерации (за исключением городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга). В совокупности опрошено около 1500 человек, которые выступили в качестве экспертов по вопросам исследования. Среди них руководители вузов, органов управления образованиям, журналисты, специализирующиеся на образовательной тематике, представители некоммерческого сектора, а также специалисты по HR.

В число опрошенных, в том числе, вошли представители вузов, получивших статус НИУ. Соответственно были получены данные по двум категориям вузов – реализующим инновационную модель образования и «обычным», которые, как указывают авторы, работают по догоняющей модели развития.

Правда, авторы оговариваются, что на практике догоняющее и инновационное профессиональное образование в чистом виде не встречаются. Любое учебное заведение сочетает различные образовательные практики, как инновационные, так и догоняющие

Инновационные плюсы

Судя по данным опросов, получение вузами-победителями статуса НИУ, заметно отразилось на их, как научной, так и образовательной деятельности. Так, например, в НИУ положительно оценивали состояние проводимых в них научных исследований 80% респондентов, в «обычных» вузах только 50%. Также в вузах первой группы по сравнению с периодом, предшествовавшим получению ими статуса НИУ, увеличилось  количество докладов, выступлений, статей, на треть возросло число запатентованных изобретений. Заметно активизировалась научная работа молодых преподавателей, среди которых написание докторской диссертации планируют 45% (среди преподавателей остальных вузов – 25%).

Тем не менее, авторы статьи отмечают, что господдержка не оказала заметного влияния на стабильность преподавательских кадров. В обеих группах вузов доля преподавателей, намеренных уволиться и искать другую работу, составляет в среднем 10%. Этот показатель значительно ниже в мегаполисах (в среднем 4%), чем в регионах (в среднем 18%).

Чем отличается инновационный вуз от «обычного»? Отвечая на этот вопрос, представители администрации чаще других экспертов (46%) указывали на более совершенную организационную структуру вуза; представители СМИ, как правило, выделяли широкие международные контакты вуза (40%), а представители общественных организаций – умение преподавателей использовать в педагогическом процессе достижения современной науки (50%).

Таблица 1. Какие меры способствуют переходу к инновационной модели профессионального образования (мнения респондентов, %)

МненияПредстави-тели СМИПредстави-тели администра-ции субъектов РФПредстави-тели обще-ственных организа-ций
Более совершенная организационная структура вуза314616
Расширение демократических начал управления 132122
Подбор специалистов по фактическому уровню научной и педагогической компетентности, ане по внешним, «документальным» критериям383234
Повышенное внимание к целевой подготовке собственных кадров в аспирантуре и докторантуре252941
Ориентация на подготовку кадров прежде всего для своего региона222119
Тесное взаимодействие с региональными службами занятости и подбора персонала192116
Умение преподавателей вплетать в педагогический процесс достижения современной науки412950
Тесное сотрудничество вуза с промышленными предприятиями по проведению производственной практики студентов383928
Предоставление льготного (в том числе беспроцентного) долгосрочного образовательного кредита для талантливой молодежи293816
Взаимодействие с региональными предпринимателями в целях развития материально-технической базы вуза на условиях соучреждения1379
Международное научное сотрудничество вуза с ведущими университетами экономически развитых стран402931
Использование модульного принципа образовательного процесса01413
Широкое применение интерактивных форм обучения193922
Развитие непрерывного образования на основе программ дистанционного обучения9713

Источник: Д. Диденко, Г. Ключарев «Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации», «Вопросы образования», №1, 2013

Жизнь после диплома

В вузах-НИУ практически все выпускники имеют высокие шансы трудоустроиться на предприятиях, с которыми вузы тесно контактируют. Тем не менее, запросы выпускников оказываются значительно выше той суммы, которую предлагают предприятия (15-16 тыс. рублей в месяц в среднем, кроме Москвы и Санкт-Петербурга) из-за чего каждый второй выпускник идет работать не по специальности.

Работа не по специальности, конечно, характерна и для выпускников «обычных» вузов.  Значительная часть представителей СМИ (31%) и административных работников (29%) высказали мнение, что многие выпускники после окончания «обычного» вуза вообще не стремятся работать по специальности и поэтому с точки зрения затрат, понесенных государством на их подготовку, представляют собой так называемый профессиональный балласт.

Отдельная проблема – система целевого набора абитуриентов, поскольку выпускники традиционно не желают возвращаться после вузов в сельскую местность, несмотря на то, что, как свидетельствуют данные опросов, за последний год трудоустроиться выпускникам большинства вузов в регионах стало значительно труднее. Проблемы с трудоустройством возникают, прежде всего, у выпускников «обычных» вузов по специальностям юридического, экономического и социально-гуманитарных профилей.

Но все это не означает, что качество образования зависит напрямую от модели, которую реализует тот или иной вуз.

По мнению руководителей служб подбора персонала, которые знают реальную ситуацию на рынке занятости, выпускникам, как инновационных, так и «обычных» вузов, приходящим на предприятие или в учреждение после окончания учебного заведения, не хватает важных знаний и компетенций.

Таблица 2. Мнение руководителей служб подбора персонала о качестве подготовки в вузе выпускников, устраивающихся на работу (инновационная модель/догоняющая модель, %)

МнениеПрофиль
Легкая промыш-ленностьТяжелая промыш-ленностьСфера услугСтрои-тельствоУчрежде-ния
1.      Качество и теоретической, и практической подготовки высокое; придя на предприятие, выпускники сразу начинают эффективно работать

21,0/

19,0

28,3/

31,3

31,3/

30,7

30,2/

34,1

35,5/

37,3

2.      Приходящие на предприятие выпускники хорошо подготовлены теоретически, однако практических навыков работы не имеют и, чтобы работать эффективно, должны дополнительно пройти практику на предприятии

60,6/

55,0

60,0/

38,8

63,9/

62,1

66,3/

64,1

57,6/

60,5

3.      Приходящие на предприятие, в учреждение выпускники слабо подготовлены теоретически, а также не имеют практических навыков работы, им приходится совершенствовать свои профессиональные навыки на предприятии

13,1/

14,4

20,0/

16,3

12,5/

13,5

12,7/

14,2

9,1/

10,1

4.      Приходящие на предприятие, в учреждение выпускники в профессиональном отношении совсем не подготовлены, поэтому их приходится переучивать

5,3/

10,4

1,7/

5,3

6,9/

10,4

0,1/

3

3,0/

5,2

Итого подготовлены в профессиональном отношении неудовлетворительно («профессиональный балласт»: сумма значений позиций 3 и 4 в таблице)

18,4/

24,8

21,7/

21,6

19,4/

23,9

12,8/

17,2

12,1/

15,3

Источник: Д. Диденко, Г. Ключарев «Профессиональное образование в России: пути догоняющей и инновационной модернизации», «Вопросы образования», №1, 2013

Шансы инновационной модели

Как отмечают авторы, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», особая господдержка оказывается тем учебным заведениям, которые способны реализовать инновационную модель или демонстрируют такое намерение. В то же время региональные и муниципальные бюджеты поддерживают преимущественно те вузы, в основе деятельности которых лежит догоняющая модель образования.

На всех уровнях и вне зависимости от модели образования существует разрыв между содержанием образования и запросами практики, причем оценки количества и структуры недостающих у выпускников знаний и навыков схожи для всех уровней профессионального образования. Судя по данным опроса, различия в качестве подготовки специалистов массовых профессий между инновационными и «обычными» вузами незначительны. Тем не менее, инновационная модель обеспечивает лучшие результаты трудоустройства – и с точки зрения соответствия рабочего места полученной специальности, и с точки зрения уровня профессиональной компетентности.

Публикация подготовлена в рамках совместного проекта журнала «Вопросы образования» и OPEC.ru

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 25 апреля, 2013 г.