На семинаре факультета социологии Высшей школы экономики научный сотрудник Института фундаментальных междисциплинарных исследований ВШЭ Джованни Пикер (GiovanniPicker) представил исследование «Изменения в подходах к управлению городской маргинальностью в Европе. Случай цыганских городских кварталов». («Changing the governance of urban marginality in Europe. The case of Romani urban areas»)
В своем исследовании на примере Европы Джиованни Пикер попытался ответить на вопрос о том, какова специфика городского управления в настоящее время в отношении цыган, как формируются цыганские территории и как они управляются чиновниками.
Главная цель исследования – понять логику управления социальной маргинальностью в современной, свободной от экономических барьеров Европе, где вопросы общественной безопасности имеют преимущественное значение. В своем исследовании автор отмечает, что в настоящее время нет подробных исследований по пространственной и моноэтнической сегрегации в Европе.
В течение нескольких лет с 2007 по 2011 гг. автор исследовал несколько территорий Италии, где цыгане не признаны национальным меньшинством и область Трансильвания в Румынии, где у цыган имеется статус национального меньшинства
Согласно недавним исследованиям (FRA и UNDP 2012) 90% цыган живут за чертой бедности. Палатки и старые бараки, как место временного поселения цыган – до сих пор распространенное явление для благоустроенной цивилизованной Европы.
Исследуя политику по отношению к цыганам и атмосферу, которая царит вокруг цыганских кварталов в итальянском Турине, Д.Пикер выделил несколько аспектов:
В качестве одного из примеров Д.Пикер использовал цыганский лагерь на реке Стура (Stura) в Турине, где с 90-х гг. по сегодняшний день проживает около 1000 цыган. Как рассказал Д.Пикер, за лагерем присматривает 24 полицейских, 4 из которых постоянно находятся на территории лагеря, чтобы быть в курсе о новых людях, которые прибывают в лагерь, а также для инспектирования внутренней обстановки.
Настороженность по отношению к цыганам присутствует не только среди чиновников и полиции, но и среди журналистов. Анализируя содержание материалов в местных СМИ, автор пришел к выводу, что на первом месте в отношении цыган в этих СМИ фигурируют такие темы, как нелегальность, городской беспорядок, маргинальность. А по нисходящей – интеграция, искусство, безопасность.
По мнению автора, отношение к цыганам в общественном дискурсе поляризуется по двум направлениям. Одно из них заключается в том, что цыган можно интегрировать в цивилизованное общество с помощью постоянной занятости, а второе в том, что цыгане – это источник криминала.
Исследуя пример Трансильвании, автор обнаружил не поддающиеся логике, если говорить о целях улучшения жизни цыган и интеграции их в цивилизованное общество, примеры муниципальной политики. Речь идет о релокации одного из цыганских кварталов в трансильванском городе Клуж-Напока в 2010 году. В результате переселения более 300 цыган 270 из них получили жилплощадь в модульных блочных домах, а 69 в деревянных. Сам факт переселения, как отмечает автор, не отвечал всем нормам законодательства, но чиновники объяснили его заботой о здоровье цыган. Однако, условия, с этой точки зрения, оказались сомнительными – 4 кв. метра жилплощади на одного человека, одна ванна на 17 человек. При этом 28% взрослых цыган потеряли работу, а средний доход на одного переселенного упал на 30%.
Пикер предполагает, что в современной Европе в политике муниципальных властей и общественности по отношению к управлению цыганскими кварталами присутствуют признаки национализма и «расиализации» (racialization). Фактор расы, по сути, становится значимым в логике публичных действий по отношению к социальной маргинальности. В ходе исследования автор, например, обращает внимание на то, каким образом в современной Европе в общественном сознании идентифицируются цыгане. По сути, за века ничего не изменилось. Опознавательными знаками служат, например, темная кожа, фамилия, золотые зубы. А цыганские традиции рассматриваются в аспекте маргинальности. При этом, выявление рисков, связанных с цыганами, как показало исследование, происходит с помощью репрессивных инструментов – работы полицейских.
Презентация к докладу Д. Пикера