• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пора заняться школой

Американцы и европейцы рискуют оставить детей с большими долгами и плохим образованием. Слишком малые и неэффективные инвестиции в образование угрожают снижением качества жизни. Перевод статьи гендиректора Pimco Мохаммеда эль-Эриана

Преодоление затяжного кризиса в образовании – задача не менее важная, чем урегулирование нынешнего кризиса на рынке труда. Периодически общество сталкивается с вызовами, которые должны оказывать сильное влияние на государственную политику, поведение индивидов и компаний. Мне кажется, сегодня особого внимания и неотложных действий требуют два таких вызова.

О первом я много писал: он крайне беспокоит меня как экономиста, отца и просто человека, опасающегося за наиболее уязвимые элементы нашего общества. Это реальная для большинства западных экономик угроза того, что впервые почти за столетие наши дети будут жить хуже, чем мы. К этому печальному положению вещей мы шли долгие годы.

Уже много лет основные рабочие места в нашей экономике создаются не в экспортных отраслях, а в секторах, ориентированных на внутреннее потребление и гипертрофированных: строительство, финансы, недвижимость и ритейл. В итоге мы получили несбалансированную по составу и уязвимую рабочую силу.

Вдобавок наше поколение чересчур увлеклось легкими заемными деньгами, предпочитая их самостоятельным заработкам. Нас соблазнили возможности финансового инжиниринга, мы даже поверили, что «финансы» – это следующая ступень капиталистического развития экономики. Поэтому финансовый сектор получил субсидии, а мы пожертвовали собственной безопасностью, безоговорочно поверив в заманчивую идею эффективности свободных рынков.

Отсутствие устойчивого экономического роста, слишком большие долги и безудержный аппетит к риску – кульминацией всего этого стал тяжелейший финансовый кризис 2008 года. Он дорого обошелся обществу, его последствия будут чувствоваться долгие годы. Неудивительно, что в последнее время внимание компаний, правительств и населения было приковано к вопросам антикризисного управления. А важные, но, казалось бы, менее острые проблемы, как это часто бывает, отошли на второй план.

Много лет западные страны инвестировали в образование слишком мало и неэффективно. Опускаясь все ниже в мировых рэнкингах, мы убеждали себя: наше традиционное превосходство в области предпринимательства и инноваций (слава Богу, оно никуда не исчезло) может компенсировать нашу неспособность быстро адаптировать образовательные программы к меняющимся реалиям, пробудить в детях интерес и создать для них увлекательную образовательную среду, поощряющую развитие. Теперь даже дня не проходит без напоминаний, какой урон это нанесло обществу.

Ошибки властей и неэффективность рынков привели к непозволительно высокой безработице, вялому экономическому росту, утрате доверия к основным институтам и возобновлению опасений по поводу дефицита бюджета. Если экономический курс не изменится, мы рискуем оставить детям огромные долги, структурную безработицу, неудовлетворительную динамику ВВП, дискредитированные механизмы финансового посредничества и нежизнеспособную политическую систему.

Но все еще можно изменить. Чтобы отвести угрозу снижения качества жизни, необходимо провести реформы, выполнять долгосрочные обязательства и работать над улучшением делового климата. Для этого политики должны гораздо быстрее, чем сейчас, находить консенсус в отношении главных проблем экономики. Нужно общее видение долгосрочных реформ и четкие политические ориентиры.

Но нельзя полагаться только на то, что наши политики осознают лежащую на них ответственность и примут необходимые меры. Мы сами должны действовать, чтобы помочь следующему поколению преодолеть угрозу снижения качества жизни. Эта угроза вполне реальна, даже не принимая во внимание острейшие проблемы загрязнения окружающей среды и нерационального использования природных ресурсов. И здесь возникает второй из двух серьезных вызовов: как дать нашим детям право и возможность самим решать свою судьбу?

В первую очередь необходимо сделать все возможное для расширения охвата населения образованием. Чтобы понять, насколько это важно, достаточно посмотреть на статистику занятости в США. Общая безработица составляет 8%, среди бакалавров – 4%, а у американцев с незаконченным средним образованием – 11%.

Еще хуже перспективы подростков, не учащихся в школе или колледже. Безработица среди 16-19-летних тинейджеров, пытающихся трудоустроиться, достигла шокирующих 24%. Чем дольше сохраняется такое положение вещей, тем выше риск, что это поколение превратится из временно безработного в неспособное найти работу вообще. Допускать этого нельзя.

Необходимо всеми силами удерживать подростков в школе и более эффективно финансировать систему образования. Но этого мало. Нужны образовательные программы, сохраняющие актуальность в условиях стремительно меняющейся действительности. Они должны быть более глобальными, интерактивными и захватывающими, чтобы развивать в учащихся интеллектуальную любознательность и, как следствие, живость ума, столь необходимую в современном изменчивом мире.

В рамках базового образования больше внимания можно и нужно уделять повышению финансовой грамотности наших детей. Они уже не могут рассчитывать на рост рынков и зарплат, позволявший предыдущим поколениям справляться с бременем унаследованных долгов. Им придется все время помнить о поддержании баланса между активами и обязательствами. До сих пор соответствующие навыки не находили должного отражения в базовых образовательных программах.

Более важную роль в подготовке следующего поколения к самостоятельной жизни должно играть и профессиональное образование, популярность которого долгое время снижалась. А учитывая, что на переориентацию рабочей силы уйдет немало времени, необходимо повышать уровень соцзащиты.

Для достижения всех этих целей, несомненно, имеет большое значение четкая государственная стратегия. Важно задать тон и поддерживать прогрессивные начинания. Однако возможности властей неизбежно будут ограничены жестким бюджетом и необходимостью крупных трат на поддержку других отраслей. Поэтому частные лица и компании должны взять ответственность и внести свою лепту в развитие образования.

Как родители мы должны тщательнее готовить наших детей к менее стабильному будущему. Кроме того, необходимо заботиться о маргинальных социальных группах. Степень нашего благосостояния неразрывно связана с их уровнем жизни. Если мы не станем более чуткими, растущее неравенство доходов будет и дальше разъедать ткань нашего общества.

Как гражданам нам нужно задуматься о проблеме доминирования старшего поколения в структуре электората. По мере ухудшения демографической ситуации возникнет естественная тенденция: избиратели будут все чаще «занимать» доходы у будущего и добиваться ускорения текущего экономического роста в ущерб благосостоянию следующего поколения.

Избирателей легко понять, но с этой естественной тенденцией можно бороться при помощи продуманных механизмов финансовой ответственностии более справедливого распределения нагрузки между поколениями. Кроме того, тренд можно переломить, воспитывая большую политическую сознательность у молодежи, в том числе через социальные медиа.

Вклад компаний в развитие образования может быть выгоден им самим. И речь не только о формировании базы будущих потребителей и инвесторов. Предлагая больше программ летних стажировок, тренингов и вакансий для начинающих специалистов, компании могут сделать систему найма более гибкой и сократить издержки. А молодежь сможет получить опыт работы и повысить свою производительность. Финансовые компании могут и должны делать не только это, но и вести работу по повышению финансовой грамотности населения.

Стоящие перед Западом проблемы – не повод опускать руки и бездействовать. Необходимо приложить коллективные усилия, чтобы помочь следующему поколению адаптироваться к новым условиям и устоять перед вызовами. Мы должны сделать это не только во искупление собственных излишеств, которые лягут тяжелым бременем на плечи детей. Это наша обязанность как родителей и жителей истинно демократических государств, заботящихся о своих гражданах.

Оригинал текста
Автор – гендиректор, инвестиционный содиректор Pimco, крупнейшего в мире инвестора в облигации
Перевела Полина Воробьева
О ситуации с образованием в России см. комментарий «Образование: пафос уместен»

См. также:

Мохаммед Эль-Эриан.«When Markets Collide»
Статьи Эль-Эриана
Аарон Ренн. Диплом – стоит ли он того
Аарон Ренн. Рост расходов на образование и медицину не будет вечным
Норберт Хоекстра, Лудгер Шукнехт и Хольгер Цеманек. Рецепт для Европы
Образовательный коллапс

 

21 февраля, 2013 г.